автор: Александр Мальцев дата: 11.07.2018 + 0 -

Альберт Метский: «Архитектура – это миссия»

В этом году вологодские архитекторы – градостроители, инженеры-проектировщики и реставраторы – отмечают юбилей. Региональному отделению «Союза архитекторов России» исполняется 75 лет, кафедре архитектуры Вологодского госуниверситета – 30, а Череповецкий госуниверситет приветствует первый выпуск архитектурной специальности. Накануне торжеств, состоявшихся 30 июня, мы поговорили с нынешним председателем областного Союза Альбертом МЕТСКИМ о деятельности общественной организации и состоянии региональной архитектуры в целом.

Союз единомышленников

— Альберт Владимирович, как вы пришли в Союз архитекторов? Когда его возглавили?

— Мой профессиональный путь начинался, как и у многих в советское время. Я по распределению после окончания Горьковского инженерно-строительного им. В.П. Чкалова в 1986 году приехал в Вологду в «Вологдагражданпроект». Со временем, к 1994 году, дорос до руководителя персональной творческой мастерской. Потом Борис Маевский, в те годы главный архитектор города, пригласил меня в отдел городского дизайна и благоустройства МУПа при управлении архитектуры, а затем своим заместителем. Тогда менялось градостроительное и муниципальное законодательство, как раз вышел первый закон о рекламе, нужно было разрабатывать соответствующие положения — как должна вестись застройка города, выглядеть рекламные конструкции, павильоны и т.д. В 2002 году перешел в институт «Промлеспроект». Мы проектировали здания судов, жилых домов, целые микрорайоны в Вологодской области и других регионах. Затем стажировался у Бориса Тхора, заслуженного архитектора, автора комплекса «Москва-сити». А с 2007 по 2015 год проработал главным архитектором области, сейчас я заместитель начальника    АУ ВО «Управление госэкспертизы по Вологодской области».

То есть опыт был накоплен немалый, поработал я в самых разных ипостасях, членом Союза архитекторов стал в 1994 году. И, когда три года назад встал вопрос об избрании на очередной срок председателя нашей организации, коллеги доверили этот пост мне. Видимо, посчитали, что наработанные мною взаимоотношения в профессиональном сообществе и с органами власти помогут развитию организации. На этом посту я сменил Леонида Рагутского, который долгие годы был бессменным руководителем нашего сообщества. 

— Каковы ваши функции как председателя организации? Чем сейчас она живет?

— В большей степени это координационная деятельность. Содействие в профессиональном устройстве коллег-архитекторов, в обсуждении профессиональных проблем, организации мероприятий, информирование о грантах и т.д. К тому же, как член Общественной палаты, осуществляю взаимосвязь между профессиональным сообществом, гражданами и органами власти.

Сегодня наша организация объединяет 78 членов. Для них членство — это своеобразный «знак качества» и профессионализма. Неслучайно с недавних пор официальный статус Союза — «Общественная творческая профессиональная организация». К нашей экспертизе прислушиваются органы власти, когда возникают вопросы по трактовке законодательства, вопросы по соблюдению авторских прав. В частности, такие вопросы являются предметом обсуждения на заседаниях Экспертной комиссии межрегиональной палаты архитекторов по СЗФО. Если говорить о недавних конкретных примерах по Вологде, то представители Союза, в частности, активно участвовали в обсуждении проектов нормативных актов, касающихся застройки города, согласования наружной рекламы. В результате городская дума приняла ряд важных решений с учетом нашего мнения.

Большой плюс Вологодской региональной организации — наличие собственного здания (свой «Дом архитектора» есть далеко не у всех региональных организаций САР). Это позволяет регулярно проводить встречи членов Союза, организовывать выставки, мастер-классы. Здесь, например, проводятся занятия для детей в «Школе молодого архитектора». В марте работала секция Первого Экологического форума, который проводила Общественная палата области.

А забот хватает. Сейчас занимаемся реновацией здания — хотим, чтобы к нам подтянулись молодые архитекторы, чтобы творческая жизнь была более активной. Разрабатываем новый сайт.

Кстати, на этом сайте будет раздел «Архитектурное волонтерство». Это моя давняя идея: специалисты смогут помочь гражданам в решении различных архитектурных проблем. Поделиться идеями, знаниями. Я считаю, знаниями обязательно нужно делиться, они должны жить, а не лежать мертвым грузом.

Торговый центр Вологды на улице Мира – пример того, как в сложной градостроительной ситуации можно эффективно применять сложные решения. «Не смотря на плотность уже сложившейся застройки, здание удачно в нее вписалось. И объем торговых площадей оказался оптимальным для этой части города», - отмечает Альберт Метский. Его проект, выполненный совместно с архитектором Алексеем Коробовым, в 2005 году прошел общественную и государственную экспертизу и был выбран инвестором среди других вариантов.

— Кем вы себя сейчас больше ощущаете: «чиновником от архитектуры» или все-таки творцом?

— Я считаю, что если ты архитектор, пусть даже на управленческой должности, ты должен творить, постоянно учиться, повышать профессионализм,   рисовать и т.п. Естественно, работа на муниципальной и государственной службе налагает определенную ответственность за принятие решений и участие в творческом процессе. От  свободного полета творческой мысли на государственной службе страдают многие архитекторы. Но, как говорил Цицерон, чтобы стать свободными, надо быть рабами законов.

Молодежь — наше будущее?

— Как вы оцениваете потенциал молодых специалистов, работающих в отрасли?

— К сожалению, многие идеи, которые рождаются в Союзе, не позволяет реализовать определенная инфантильность молодых архитекторов, их нежелание активно участвовать в жизни общества, в решении насущных вопросов  развития городской среды. Кто-то замкнулся на решении собственных проблем, кому-то не хватает упорства, веры в свои силы.

— Существует ли у нас кадровый дефицит в сфере архитектуры и градостроительства?

— Определенно, да. Кафедра ВоГУ выпускает хороших специалистов — и архитекторов, и реставраторов. Многие дипломные проекты выигрывают творческие конкурсы, получают медали. Но не все остаются в профессии, уходят в смежные сферы. Кто-то уезжает в Москву и Санкт-Петербург.

Особенно критическая ситуация в районах области. В наших муниципальных администрациях, как правило, нет профессиональных архитекторов. А ведь архитектор — это, по сути, «правая рука» главы района… Думаю, нужна система мер по удержанию молодых специалистов на местах — по аналогии с программами, принятыми для молодых учителей или врачей. Даже если выпускник приедет на три–пять лет, а потом уедет, это все равно сулит обновление для поселения.

Почему бы не вернуться к практике, когда студенты участвовали в проектировании и строительстве детских площадок, остановок общественного транспорта, а потом поступали бы на работу (что-то наподобие интернатуры) в зарекомендовавшие себя проектные организации? Это помогло бы познать профессию, увидеть ее «изнутри», понять все этапы процесса, их взаимосвязь.

— Возможно, выпускники не остаются в профессии, потому что ее авторитет падает?

 — Отчасти это так. К сожалению, сегодня у архитектора практически нет прав, застройщик диктует ему, что и как строить, приходится лавировать между юридическими нормами, которые иногда прямо противоречат друг другу. Если в Европе архитектор не только ответственен за выдачу градостроительной документации, но и активно участвует в процессе строительства, осуществляет строгий авторский надзор, то у нас этого нет. С другой стороны, там на архитекторе лежит действительно большая ответственность, он публичная фигура — если совершит ошибку, репутация будет испорчена, ему сложно будет получить новый заказ. 

Но все же у нас сложились крепкие архитектурные традиции, есть поколение, которое еще может передать свой опыт. Происходят определенные позитивные подвижки в законодательстве, что вселяет определенный оптимизм. Думаю, мы придем к тому, что профессиональное мнение архитекторов будет иметь вес и для бизнеса, и для общества.


Типовые проекты: за и против

Сегодня, в век расцвета индивидуального жилищного строительства, как-то странно говорить о типовых проектах, блочном строительстве и т.д. Между тем многие эксперты уверены, что в возведении массового жилья, создании социальной инфраструктуры будущее как раз за качественными типовыми проектами. «Это хорошо забытая советская практика, когда объекты проектировались с учетом того, что они могут быть построены в различных регионах — с возможностью замены материалов и конструктивных элементов в зависимости от погодных условий, геологических факторов и т.д.», — говорит Альберт Метский. В настоящее время в России существует реестр удачно примененных проектов, которые можно использовать, не тратясь на их разработку с нуля, что удешевляет стоимость строительства. Но он пополняется очень медленно: не всегда высоко качество этих проектов, да и их создатели неохотно идут на отказ от авторских прав.

Между тем при должной поддержке со стороны государства и при должном уровне квалификации авторских коллективов именно на типовых проектах можно отрабатывать внедрение современных строительных технологий, экспериментальных решений, энергоэффективных материалов, использовать передовой зарубежный опыт, а потом масштабировать эти наработки по всей стране. «Да, стратегически это выгодно, — говорит Альберт Владимирович. — У нас же пока, к сожалению, во главе угла стоит только экономия бюджетных средств, которые тратятся неэффективно. Да и частные инвесторы, сталкиваясь с чем-то новым и сложным, зачастую боятся рисковать и не рассчитывают, что это новое со временем окупит их затраты».

О своем видении архитектурного облика областной столицы, его изменении, достоинствах и недостатках мы попросили рассказать наших читателей, чье экспертное мнение вполне заслуживает внимания представителей и бизнеса, и власти.

Михаил ПРИЕМЫШЕВ, архитектор, дизайнер, федеральный эксперт «Центра Прикладной Урбанистики»:

— Вологда не из тех городов, которые меняются. Это и не хорошо, и не плохо. Вологда сохраняет свое доброе строгое лицо в церквях, храмах, морщинах деревянных домиков. Этот портрет не нужно портить.

Печалит, что на окраинах вырастает многоэтажное жилье, это как новый дешевый халат из некачественного трикотажа для нашей старушки Вологды. Архитекторы и застройщики, видимо, вообще не думают о пуговицах, швах и воротниках  — о подъездах, дворах, дорогах: глухие непросматриваемые парадные, скучные фасады из селиката, заасфальтированные и благоустроенные по остаточному принципу дворы. Мы почему-то продолжаем жить как заводской город — с работы в магазин и домой, — но ведь заводов-то уже не осталось. Люди многие работают дома, в кофейнях, им интересны общественные пространства, выход к воде, время для общения на улице. В центре есть рост такой среды, почему ее нет в новом строящемся жилье на периферии, или там живут не люди? К тому же это не требует много средств, лишь компетенций средовых дизайнеров.

Я знаю, что в городе частенько всплывает вопрос о брендинге. Так вот, сила Вологды не в новом логотипе и паттерне из кружева, а в понимании ее природы, людей, системы связей между периферией, центром, заводчанами, бизнесом, креативным классом.

Иван ПОЗДНЯКОВ, старший референт мэра Вологды:

— Город меняется, но по-разному. Ушла в прошлое его патриархальность с деревянными мостками, улицами одноэтажных домов, окруженных палисадами с цветущими яблонями и сиренями. Появились новые широкие улицы, целые микрорайоны,

значительно расширившие границы города. Радуют глаз оригинальные архитектурные решения по ул. Мира в районе ТЦ «Оазис» и церкви св. Николая на Глинках, жилого комплекса «Георгиевский квартал» по ул. Варенцовой, реконструкции Кремлевской площади и Пречистенской набережной, комплекса зданий ресторана «Белладжио», гостиницы «Палисад» на ул. С. Орлова…

Неизменным очарованием дышит старая, историческая часть Вологды. И все же идиллию нарушает картина многочисленных пожарищ и головешек, оставшихся от бывших памятников деревянного зодчества, нарастающая ветхость еще сохранившихся «жемчужин», таких как дом Пузан-Пузыревского (ул. Герцена, 35), дом Засецких (ул. Ленинградская, 12), ДКЖ, церкви и гражданские здания по Набережной VI Армии, здание ДСО «Труд» (ул. С. Орлова, 2) и другие.

Надеюсь, команда нового мэра города Сергея Воропанова, в которой я сейчас работаю, сможет уверенно идти по пути сохранения и восстановления нашего уникального культурно-исторического наследия и кардинально изменить ситуацию.

Леонид РАГУТСКИЙ, почетный председатель Вологодской организации САР, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженный архитектор России:

— Архитектурный облик Вологды за последние годы, безусловно, изменился. И изменения эти коснулись в первую очередь массового жилищного строительства. Появились новые микрорайоны с интересными, построенными по индивидуальным проектам жилыми домами переменной этажности. Исчезла силикатная серость, на смену которой пришли яркие цвета и различные приемы решения фасадов. В шаговой доступности строятся торговые центры и объекты обслуживания.

Однако это за пределами исторической части города. А вот в центре подвижек мало. За последние 10 лет практически ни отреставрировано ни одного памятника архитектуры, улицы и скверы слабо благоустраиваются… Если в ближайшие  3-5 лет мы серьезно не займемся приведением в порядок исторической части города, лавры «культурной столицы Северо-Запада России» перейдут к Великому Устюгу или Тотьме.

    Похожие материалы

    Границы возможностей
    Стильный ландшафт
    Сохраняя наследие – развиваем территории
    Грани будущего
    Надёжный партнер
    автор: Александр Мальцев дата: 11.07.2018 + 0 -

    Оставить комментарий: