автор: Татьяна Балаева дата: 10.11.2016 + +1 -

Андрей Устинов: «Моя профессия – рождать идеи»

Уже в течение нескольких лет Вологда активно формирует имидж фестивального города. Свою лепту вносит и фестиваль «Кружева», который традиционно проходит в конце сентября – начале октября. Этот год не стал исключением и, как всегда, порадовал ценителей академической музыки новыми открытиями. В частности, в этот году в его рамках прошел I открытый Всероссийский фестиваль документального кино о музыке MusicDocFest. О перспективах развития нового фестиваля, о потребностях современного человека в высоком искусстве и о том, как научиться слушать музыку, мы беседуем с Андреем УСТИНОВЫМ, идейным вдохновителем фестивалей «Кружева» и MusicDocFest.

- Андрей Алексеевич, какую задачу вы ставите перед фестивалем документального кино о музыке?

- Музыка, особенно академическая, редко становится объектом внимания документалистов. Но то, что происходит в документальном кино сегодня, и то, что появилось в последние годы, представляется мне чрезвычайно интересным. Если разобраться, документальное кино – это совершенно феноменальный жанр искусства, фиксирующий жизнь общества с какого-то особого ракурса. И меня, как музыканта, конечно, интересует документальное кино о музыке.

В шорт-листе первого фестиваля MusicDocFest — девять фильмов. Мы стремились подобрать разные направления документального кино о музыке, а с другой стороны — представить разные жанры музыкального искусства (симфоническую музыку, фольклор, скрипичное искусство, бардовскую песню), ярких исполнителей и композиторов.

Кинофорума вплетен в структуру, в ткань музыкального фестиваля «Кружева», который мы проводим вместе с Вологодской филармонией при поддержке Министерства культуры РФ в седьмой раз. Мы сделали фестиваль «Кружева» своеобразным брендом Вологодской филармонии и подарили городу и региону уникальную художественную концепцию.

Одна из многих целей фестиваля MusicDocFest – соединение двух искусств – музыки и кино – в одном, настоящем времени. Мы показываем в действии слияние кино и музыки, концертов и кинопоказов, вплетение одного в другое.

- В прошлом году в рамках VI фестиваля «Кружева» вологжанам был представлен документальный фильм «Кому нужна симфоническая музыка?». В этом году – уже целый кинофестиваль. Каким вы видите его дальнейшее развитие? Может ли он стать самостоятельным?

- Конечно, у этого фестивального проекта есть будущее, а значит, и перспективы развития: предполагается создание библиотеки — базы данных на тему, интересующую всех потенциальных зрителей фестиваля, в том числе синематеки,архива документального кино о музыке. В нее естественно включение и других видов кино: игровых фильмов, видеоарта, разнообразных экспериментов, штудий в формате визуальной антропологии (обрядовых песен и многого другого, входящего в традиционную культуру), разнообразных примеров классического исполнения, а также любого киножанра, где может быть представлена музыка.

- Вы столько творческой энергии отдали Вологде, организуя фестивальные проекты. Можно ли предположить, что она стала для вас не чужим городом?

Камерный оркестр Вологодской филармонии представил на MusicDocFest Кинематографическую сюиту

- Вологда вошла в историю моей жизни и стала дорогим для меня городом. Первое сильное впечатление от Вологды – падающий на тебя собор и звучащая мелодия боя часов, и ты попадаешь в этот контраст доброты мелодии и величественного здания, а затем начинаешь вживаться в почти патриархальный, малоизменяемый ритм города.

В 2007 году я получил приглашение возглавить Гаврилинский фестиваль, с тех пор я считаю себя человеком, который немало сделал для культурного пространства вашего региона. В 2008 году была придумана первая концепция фестиваля «Кружева», сегодня это уже, как минимум, собрание из семи сочинений, написанные специально для фестиваля, куда вошел и бой часов Софийского собора Вологодского кремля, и интонации народных вологодских песен. Они исполняются не только в России, но и за рубежом.

- Каким опытом может поделиться Вологда с другими регионами в плане сохранения культурного пространства?

- Благодаря губернатору Вячеславу Евгеньевичу Позгалеву в Вологде были сделаны совершенно потрясающие вещи – культура была возведена в ранг памяти и доброго отношения. Примером того является внимание к наследию талантливого композитора Евгения Гаврилина. Я не помню еще такого региона, где бы при финансовой поддержке областных властей были изданы музыкальные произведения своего земляка, названа его именем филармония и конкурс.

- О роли личности в искусстве. Премьера оперы Бизе «Кармен» потерпела провал. Густав Малер получил настоящее признание как композитор только через полвека после своей смерти. Как отличить хорошее музыкальное произведение современного композитора от проходного номера?

- Этого никто не знает. Мы живем в контексте современного искусства, в каждом европейском городе есть музей современного искусства. И есть искусство академическое, классическое. Владимир Юровский играет симфонию Бетховена и только что написанное произведение Александра Вустина, и надо дать всему этому жить. Но библиотека гениев очень небольшая, там книжки стоят очень плотно: Пушкин, Шекспир, Шостакович… Из современников встать с ними рядом мало кому удается.

- А если говорить о массовом музыкальном искусстве, как, например, вы относитесь к телепроекту «Голос»?

- Отношусь отрицательно, потому что подобные шоу обесценивают тот гигантский труд, который скрывается за освоением профессии музыканта или исполнителя и иногда стоит людям жизни. Когда высокое искусство идет в массы, происходит его чудовищное упрощение. А прийти к пониманию сложного произведения можно только через сложность, нельзя постичь сложное через простоту. Поэтому шоу и высокое искусство являются непересекающимися мирами.

- Дайте совет неискушенному человеку: как научиться слушать музыку?

- Как и всему остальному: приложить усилия, заставить трудиться свою душу. Если какой-то орган в человеке не функционирует, он отмирает. То же самое и с душой. Развитие души требует усилий, умения работать над собой. Вот поэтому так важно вовремя заметить и развивать первые поэтические опыты у ребенка – чтобы они не скатились на уровень стихов на день рождения, а развивались дальше. Вместе с ними развивается душа.

- Как вы находите идеи для новых проектов?

- Рождать идеи – моя профессия. Но перед тем, как в голове возникнет очередной проект, идет накопление – впечатлений, каких-то музыкальных ассоциаций, встреч с интересными и уникальными людьми.

- Насколько велика сегодня потребность в серьезном искусстве, в частности, в симфонической музыке?

- В современном мире слушательский потенциал для серьезной музыки огромен. Но для того чтобы слушать симфоническую музыку надо иметь привычку и традицию слушания. Надо, чтобы хотя бы раз в неделю происходило культурное событие элитного уровня, что, конечно, сложно обеспечить для провинциального города. А фестивали, которые мы проводим в Вологде, дают вологжанам уникальную возможность соприкоснуться с великим искусством.

    автор: Татьяна Балаева дата: 10.11.2016 + +1 -

    Оставить комментарий: