автор: Александр Ильичев дата: 05.12.2016 + +1 -

Аршин владения

Ежедневно потребители товаров и услуг наблюдают одну сторону организации бизнеса – уровень сервиса, отношение к клиентам и т.д. И зачастую непонятно, почему у одних предпринимателей дела идут в гору, а у их конкурентов что-то идет не так. «Чтобы разобраться, в чем секрет успеха, нужно понять внутреннюю сторону бизнеса», - считает Татьяна КОРМАНОВСКАЯ. Она уверена, что есть прямая связь между эффективностью бизнеса и эффективностью его владельца.

Известно ли вам, что большинство предпринимателей и собственников не становятся реальными владельцами бизнеса? Владелец бизнеса – вовсе не статус, а реальная профессия. Для ее получения недостаточно зарегистрироваться в качестве ИП или создать предприятие, Необходимо выполнять функции владельца.

Тест на состоятельность

Все мы приходим в бизнес по разным причинам и цели преследуем разные, даже не предполагая, что эти самые причины и цели лежат в основе будущего предпринимательского успеха.

Кто-то стремится себя трудоустроить как хорошего специалиста, но в собственной компании. У кого-то получается стать менеджером и даже директором собственной компании, решая каким-то образом для себя вопросы проявления власти. Кто-то превращает свой бизнес в хобби. Для других существуют ясные финансовые цели по размеру прибыли и личного дохода, которые бизнес должен приносить. Кто-то достиг мастерства инвестора, создавая и раскручивая бизнесы с целью последующей продажи. И уж совсем редкость, когда бизнес является делом всей жизни, и его можно передать наследникам.

Бизнес в первых трех случаях трудно назвать настоящим. А его владельцев бизнесменами. Не факт, что даже когда есть исключительная цель получения прибыли, что-то тоже получится. А вот в последних двух случаях есть большой шанс выстроить хорошее дело и стать его эффективным владельцем.

У бизнеса есть конкретные измерители. Тест на его состоятельность можно провести, используя три основных критерия: финансово-экономическое состояние бизнеса, его масштабируемость и стоимость. Последний критерий является следствием первых двух.

Бизнес – это не просто любимое дело или вариант самозанятости для его владельца. Это, прежде всего, - инструмент для зарабатывания денег, поэтому он должен приносить прибыль и генерировать устойчивый денежный поток. Важна для понимания также и величина используемых активов. Не зря же эти и другие показатели используются в законодательстве разных стран в качестве критериев для отнесения бизнеса к разряду малого, среднего и крупного. И хотя финансовое состояние может и не дать полной картины, но все же расчет ключевых показателей помогает понять, удалось ли владельцу построить бизнес как таковой, либо речь о бизнесе не идет вообще.

Если говорить о бизнесе, где все ключевые функции и вопросы замкнуты на его владельце, а при его отсутствии на работе даже в течение нескольких дней все начинает рушиться, то очевидно, что в данном случае широко не развернешься. Кроме того, если такой владелец отойдет от своего бизнеса, то и бизнес прекратит свое существование.

Ну и, наконец, с трудом масштабируемый бизнес с низкими финансовыми показателями будет очень сложно продать. Ведь бизнес, как объект инвестиций, представляет интерес только тогда, когда вкладывая в него, можно заработать еще больше.

Вот и получается, что реально бизнесом можно назвать деятельность, осуществляемую в рамках выстроенной бизнес-модели, имеющую устойчивое финансово-экономическое состояние, потенциал дальнейшего роста на рынке товаров и услуг, а также реальную цену, по которой ее можно продать. Все остальное этим термином назвать сложно.

Цель оправдывает бизнес

Рассмотрим функции, что волшебным образом превращают собственника во владельца.

Самое первое, это умение правильно ставить личные цели. Цели - это не уйти от наемного труда и заниматься тем, что умеешь или тем, что нравится, хотя и это само по себе здорово. Цели – это нечто количественно и финансово измеримое, что соответствует вышеназванным трем критериям состоятельности бизнеса. Это то, что осознано самим владельцем компании. Это то, чего владелец желает достигнуть в своей жизни, что позволит не только улучшить его финансовое положение, но и кардинальным образом изменить его жизнь в будущем на качественном уровне.

Цель – основной мотив для владельца. Он трансформирует ее в цели для своей компании, для каждого ее подразделения и сотрудника. Наличие целей у компании расширяет ее горизонты, объединяет и мотивирует ее сотрудников, активизирует их творческую составляющую, потому что невозможно все время выполнять рутинные функции и привычно ходить на работу за окладом. Гораздо важнее понимать, что от тебя зависит достижение целей компании и иметь соответствующую мотивацию на ее достижение. Гораздо важнее получать новые знания и умения и применять их в растущей и развивающейся компании, чем ждать, когда то место, где ты работаешь, скоро одолеет кризис, и всех уволят.

Стратегическая задача

Следующей важной функцией владельца является стратегическое развитие бизнеса. Если у владельца есть цель, нужно уметь управлять компанией так, чтобы эти цели достигались. Вроде бы все очевидно. Тогда почему многие предприятия не развиваются? Дело в том, что развитие – это не просто количественный рост компании, когда растут продажи, доля рынка, число сотрудников и т.д. Развитие – это процесс настройки бизнеса в соответствии с изменениями, происходящими на рынке и во внешней среде. Меняется потребитель, он становится все более избалованным. Конкуренты в борьбе за своего потребителя все время что-то улучшают. Нельзя забывать и о том, что научно-технический прогресс тоже не стоит на месте. Меняются общеэкономические и политические реалии.

Разве можно в такой обстановке почивать на лаврах устоявшейся бизнес-модели и без конца ее эксплуатировать? Да это первейший шаг по направлению к краху! Необходимо постоянно перестраивать деятельность своей компании изнутри уже сегодня, чтобы не потерять ее конкурентоспособность через пять лет. Как говорил великий теоретик менеджмента Питер Друкер: «Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня».

Большинство предпринимателей обычно сконцентрированы на оперативной работе, постоянно расшивая какие-то узкие места и решая бесконечные проблемы, совершенно не давая себе отчета в том, что обстановка на рынке меняется ежедневно. Оперативных мер для строительства светлого будущего для себя и для компании не достаточно. Вот почему многие не выдерживают конкуренции, не инвестируют в будущее развитие и зарывают деньги в старые технологии.

В своей управленческой практике не раз приходилось встречать совершенно восхитительных предпринимателей, которые ставили перед собой четкие цели и перестраивали свои компании вслед за появлением новых технологий. Сегодня они в строю, и кажется, что кризис им не помеха. Они увеличили в разы масштабы деятельности и прибыль. Да! Они по-крупному рисковали. Капиталы свои направляли не на текущие нужды, а вкладывали в развитие. Осваивать новое – очень хлопотное дело. Легко ли запустить, например, новую продукцию или услуги? Однозначно нет. Проще пойти по накатанному пути. Но те, кто не боится, а разумно и профессионально рискует, остаются в выигрыше.

Контроль

Чтобы заниматься стратегическим развитием своего бизнеса, необходимо иметь на это время. Занятие оперативным управлением отнимает слишком много времени, поэтому эффективный владелец рано или поздно бразды оперативного управления отдает наемному генеральному или исполнительному директору. Получается сцепка стратегического и оперативного управления. Владелец формирует цели и стратегию развития, а директор их реализует в оперативной деятельности. Однако чтобы передать оперативное управление наемному менеджеру, владелец бизнеса должен научиться выполнять еще одну функцию – функцию владельческого контроля. Проще говоря, владелец должен по определенным показателям отслеживать, как работает его бизнес и понимать, что, ему не грозит банкротство или потеря бизнеса. Для этого, на предприятии должна быть организована эффективная система владельческого контроля.

Когда собственник бизнеса эффективно реализует все три вышеназванных функции, тогда он становится эффективным его владельцем. Вот почему владельцами не рождаются, а становятся.

Как и любая другая, профессия владельца требует теоретических знаний в сочетании с трудовой деятельностью, специально направленной подготовки и практических навыков. Одним словом, предпринимательская жилка – это хорошо, но ее явно не достаточно для работы на высококонкурентных рынках. Так что тем предпринимателям, которые хотят, чтобы их бизнес развивался, необходимо становиться профессиональными владельцами.


Наша справка

Кормановская Татьяна Анатольевна - независимый бизнес-консультант с профессиональным образованием в области экономики и менеджмента. Имеет тридцатилетний практический опыт в области менеджмента и экономики предприятий. В частности, на профессиональном уровне занимается организацией финансово-экономической работы в компаниях, включая финансовую диагностику бизнеса.

Участник "Бизнес-сессии", организованной журналом "Бизнес и Власть" совместно с Институтом переподготовки и повышения квалификации.

    автор: Александр Ильичев дата: 05.12.2016 + +1 -

    Оставить комментарий: