автор: Татьяна Кормановская дата: 26.09.2017 + +1 -

Добавленная стоимость и конкурентоспособность компании

Конкурентоспособность компании в конечном итоге всегда связана с ее финансовым состоянием. Это выражается в превосходстве компании над конкурентами в способности генерировать прибыль и денежную наличность, которые обеспечивают ее финансовую устойчивость в течение длительного времени и позволяют успешно расти и развиваться.

Не будем забывать, что прибыль и положительный денежный поток компании обеспечиваются конечным потребителем ее продукции, поэтому компании сейчас больше соревнуются не в снижении цен, а в повышении потребительской ценности своей продукции. Именно более высокая ценность продукции для потребителя позволяет компании быть более конкурентоспособной. В крайнем случае, сопоставимая с конкурентами ценность продукции, но при меньших издержках ее производства обеспечивает компании более выгодное положение на рынке. Более высокая потребительская ценность предполагает более высокую цену, добавленную стоимость, а, следовательно, и более высокую производительность труда. А чем выше производительность, тем выше конкурентоспособность компании.

Вот простой пример. Возьмем абстрактное сырье по цене 1000 рублей, приложим свои знания и умения и сделаем  из него очень ценную для потребителя продукцию, которую сможем продать по цене 5000 рублей. Добавленная стоимость данной продукции составит: 5000-1000=4000 рублей. Другой пример. Возьмем сырье по цене 1000 рублей и перепродадим его, скажем, за 1200 рублей. Добавленная стоимость в данном случае составит всего 200 рублей.

Словом, есть большая разница в величине генерируемой добавленной стоимости бизнесом, который занимается, например, лесозаготовкой и продажей леса, и бизнесом, занимающимся глубокой переработкой древесины. Перепродажа всегда проще и  быстрее, чем производство высокотехнологичной продукции, но в последнем случае все заинтересованные в добавленной стоимости стороны заработают больше.  

Как мы уже с вами выяснили, основу процесса генерации добавленной стоимости составляют взаимодействия собственника, наемных работников и менеджеров, государства, инвесторов. Цель всех субъектов в этом процессе – максимизация добавленной стоимости, и в этом показателе нет противоречия.

А вот при распределении добавленной стоимости между создающими ее  субъектами есть масса противоречий. Напомню, что добавленная стоимость – это совокупность:

  • прибыли, распределяемой собственнику, инвестировавшему в бизнес свой капитал;
  • заработной платы, распределяемой работникам и менеджерам, инвестировавшим свой труд в производство и управление;
  • налогов и сборов, распределяемых государству;
  • процентов к уплате, отчисляемых инвесторам;
  • амортизации, направляемой на инвестиции и развитие компании.

Главным противоречием при распределении добавленной стоимости, является уровень оплаты труда в компании.

В статье «Эффективность генерации добавленной стоимости» приводился пример наращения добавленной стоимости компании за счет увеличения затрат на оплату труда, который не поддерживался соответствующим ростом производительности и продуктивности труда работников. Результатом этого стало существенное сокращение прибыли компании. Этот пример наглядно демонстрирует нам, что в случае невысокой потребительской стоимости продукции, когда компания не может поднять на нее цены или снизить издержки на сырье, повышение уровня оплаты труда ведет к снижению прибыли и потере компанией своей конкурентоспособности из-за ухудшения финансового состояния.

Таким образом, чтобы быть конкурентоспособными, компании должны не только генерировать возрастающий объем добавленной стоимости, но и соблюдать оптимальные пропорции при ее распределении между субъектами. В настоящее время в России исследования уровня оптимальных пропорций при распределении добавленной стоимости между субъектами отсутствуют. В Японии, например, оптимальной для финансовой устойчивости компании считается доля затрат на оплату труда в структуре добавленной стоимости в размере 40%. Можно при оценке своей компании ориентироваться на такой уровень ФОТ с начислениями.

Поскольку все познается в сравнении, то лучшим для анализа является расчет показателей в динамике. Чтобы контролировать уровень конкурентоспособности вашей компании в динамике, можно использовать показатель доли добавленной стоимости в выручке от реализации продукции (товаров и услуг). Этот показатель позволяет также сравнивать между собой компании-конкуренты. Если этот показатель в динамике увеличивается, то конкурентоспособность вашей компании растет. Если же уменьшается, то это означает ухудшение финансового положения вашей копании, нарушение пропорций при распределении добавленной стоимости, а также снижение уровня производительности труда.   

Управляйте конкурентоспособностью вашей компании с помощью расчета и мониторинга показателя добавленной стоимости, а также производительности и продуктивности персонала. 

Фото: Минфин

 

    автор: Татьяна Кормановская дата: 26.09.2017 + +1 -

    Оставить комментарий: