автор: Николай Шалаевский дата: 07.08.2018 + +1 -

Добросовестность госзаказчика: желаемое и действительное

В июне Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд вслед за Арбитражным судом Вологодской области встал на защиту компании «Шалаевский и партнеры», установив, что решение «Презентационно-сервисного центра» об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятое в октябре 2017 года, является недействительным. Это дело — хороший «кейс» и для заказчиков, и для подрядчиков госконтрактов.

Федеральный закон № 44 «О контрактной системе» содержит понятие добросовестности участника закупки, но никаких данных о порядке подтверждения госзаказчиками своей добросовестности ни указанный закон, ни иные нормативные акты не содержат. В теории их добросовестность предполагается.

На практике же госзаказчики все чаще ведут себя недобросовестно не только в ходе проведения закупки или в процессе исполнения контракта, но и после завершения работ (оказания услуг) подрядчиком. Для этого первые прибегают к различным способам: от неоказания содействия подрядчику при исполнении контракта (непредставление необходимых документов, несогласование полученных от последнего документов, затягивание сроков ответа на запросы исполнителя и т.д.) до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Действительно, право заказчика на односторонний отказ от исполнения договора закреплено ст. 717, 782 ГК РФ. Однако реализовать такое право он может исключительно после оплаты выполненной на день расторжения договора работы (фактически понесенных расходов). Между тем на практике происходят случаи, когда госзаказчик решает отказаться от исполнения контракта уже после выполнения всех принятых на себя обязательств исполнителем, как это произошло в нашумевшем деле с «Презентационно-сервисным центром». И тогда у исполнителя не остается иной возможности, кроме как долго и упорно защищать свои права, доказывая, что недобросовестно действует не он, а непосредственно заказчик.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта необходимо в кратчайшие сроки обжаловать в суде. Одновременно следует выстраивать линию защиты в антимонопольном органе, поскольку госзаказчик после вступления решения об одностороннем отказе в силу (по истечении 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика) обратится в УФАС с заявлением о включении исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков.

Решение госзаказчика не может быть произвольным, в связи с чем исполнителю рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

  • соблюдение заказчиком самой процедуры принятия решения, установленной ФЗ № 44;
  • соблюдение сроков уведомления исполнителя о принятии такого решения и размещения его в ЕИС;
  • обоснование причин отказа с указанием на конкретные статьи закона;
  • в случае если контракт расторгается госзаказчиком в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) подрядчиком принятых на себя обязательств, выяснить наличие достоверных и допустимых доказательств по делу.

На практике происходят случаи, когда госзаказчик решает отказаться от исполнения контракта уже после выполнения всех принятых на себя обязательств исполнителем.

Последнее обстоятельство очень важно. Как произошло в деле ООО «Шалаевский и партнеры» против КУ ВО «Презентационно-сервисный центр», последний в качестве доказательства неисполнения обществом своих обязательств приложил «экспертное заключение», которое не поддавалось никакой критике. А по ряду документов, предоставленных центром в качестве обоснования своего решения в суд апелляционной инстанции (!), компания «Шалаевский и партнеры» вообще была вынуждена заявить о фальсификации доказательств.

Поэтому если подрядчик видит, что ситуация складывается против него, несмотря на исполнение им принятых на себя обязательств, ему следует внимательно изучить все документы, предоставленные противной стороной и обратиться к грамотным специалистам за защитой своих прав в споре с заказчиком.

С целью помощи оказавшимся в таких ситуациях подрядчикам работают общественные организации по защите прав участников госзакупок. За более подробной информацией можно обратиться по телефону: (8172) 500-151.

И еще один важный аспект: поскольку учредителями большинства учреждений, от лица которых проводятся такие закупки, являются субъекты РФ или муниципальные образования, при признании решения заказчика недействительным и отсутствии у последнего денежных средств взыскать долг по контракту можно и с учредителя. К сумме основного долга можно добавить неустойку, штраф и убытки, понесенные добросовестным подрядчиком.

    Похожие материалы

    Налоговые перспективы
    Устраняя неопределенность
    Рекламный порядок
    автор: Николай Шалаевский дата: 07.08.2018 + +1 -

    Оставить комментарий: