автор: Борис Ульянов, Александр Ильичев дата: 12.12.2016 + +1 -

Достучаться до небес

Вологда может потерять свой Камерный Драматический театр. Между тем, идеи, реализуемые КДТ в настоящий момент, могут принести областной столице дополнительные культурные, туристические и социальные бонусы.

– Наша борьба длится уже полгода, но безуспешно, – говорит художественный руководитель и режиссер Камерного Драматического театра Яков Рубин. – Мы в любой момент можем оказаться на улице в прямом смысле слова, потому что идти нам некуда.

Вот уже несколько лет театр арендует помещение на первом этаже дома № 5 по улице Ленина. В прошлом году по стене здания пошла трещина, возникшая из-за того, что во дворе соседнего дома активно велись строительные работы. В результате само здание было признано аварийным, и его было решено приватизировать – в надежде, что новый собственник сможет решить возникшую проблему.

Для работников КДТ эта новость оказалась настоящим потрясением – театр долгое время не имел своего постоянного адреса и скитался с места на место, пока не нашел подходящее помещение в центре города. Новое место жительства было отремонтировано и обустроено так, как требовалось для регулярного проведения спектаклей. Был заключен договор об аренде на 49 лет. Все было хорошо, и ничего не предвещало несчастья, пока по соседству не началась стройка.

Сотрудники КДТпостарались сделать все, чтобы спасти ситуацию: укрепили свое помещение в соответствии с рекомендациями МЧС, пригласили и оплатили независимую экспертизу, которая определила, что дальнейшая эксплуатация первого этажа возможна и не опасна для зрителей, а также обратились с петицией к главе области Олегу Кушинникову с просьбой о помощи.

За короткий срок под обращением к губернатору были собраны подписи почти 5,5 тысяч человек, а страница на сайте change.org, где она была размещена, стала своеобразным местом культурного паломничества, где жители Вологодчины и других регионов признавались в своей любви к КДТ. Поддержали петицию и представители других вологодских театров, а также многие деятели культуры нашей страны, в том числе Александр Калягин и Никита Михалков.

Театральная «вешалка»

В результате недавно театру было предложено сразу шесть альтернативных зданий, находящихся в самых разных районах Вологды. Однако ни одно из них не соответствовало нужным требованиям. Во-первых, многие оказались расположены на окраине города или на улицах с низкой доступностью, что для театра губительно. Во-вторых, почти все дома оказались ветхими и аварийными, и на их ремонт требуются большие средства, каких у труппы нет.

Сейчас вопрос с театром находится в подвешенном состоянии. Все зависит от очередной государственной экспертизы здания на улице Ленина, результаты которой будут подведены только зимой. Если по ее итогам будет выдано заключение о признании дома № 5 аварийным, театру придется съехать.

Международный театральный проект в Вологде

Между тем, возникшая проблема чуть было не привела к срыву серьезного международного проекта, который планирует реализовать Камерный драматический театр и который может повысить значимость Вологды как культурного центра, став еще одним ярким и неординарным событием в жизни нашей области.

Речь о фестивале моноспектаклей с участием ведущих камерных театров нашей страны и мира. Он должен был стартовать в Вологде еще летом этого года.

– Очень обидно то, что вологжане в этом году остались без фестиваля моноспектаклей, – говорит Ирина Джапакова. – На него должны были приехать шесть зарубежных коллективов, высоко зарекомендовавших себя в мире: из США, Великобритании, Германии, Австрии и других стран, – а также шесть российских коллективов, из которых несколько вологодских. К сожалению, этого не произошло. У них уже было все запланировано, они были готовы приехать в Вологду, но из-за ситуации со зданием фестиваль пришлось отложить, и они поехали во Владимир, где к проводившемуся там большому театральному фестивалю, специально его продлив, организаторы «пристегнули» парад лучших моноспектаклей мира.

Учитывая, что идею вологодского фестиваля уже поддержал Международный институт театра при ЮНЕСКО, в мероприятии готовы участвовать многие иностранные и российские камерные театры. Данный проект представляется весьма перспективным не только для областной столицы, но и для Вологодской области в целом. Он мог бы прекрасно вписаться в концепцию «Фестивального лета», которая реализуется в регионе. А с учетом того, что его планируется проводить на условиях самоокупаемости (свое желание поддержать фестиваль моноспектаклей уже выразили представители бизнеса и общественности), получается, что для Вологодчины он – настоящая находка.

– Вологда – один из центров Северо-Запада, у нее очень удобное расположение для проведения такого фестиваля, и когда мы анонсировали этот проект, люди писали в фейсбуке: «Как хорошо, что он у нас будет». Ведь далеко не у всех жителей России есть возможность посмотреть мировые шедевры, поехав за границу, – комментирует арт-менеджер театра Ирина Волкова. – А теперь они смогут их увидеть.

«Если будем живы»

Еще одна идея КДТ – каждое лето превращать свою летнюю сцену в городской арт-объект, в пространство для проведения самых разных театральных, музыкальных, поэтических и других культурных мероприятий. Свой шанс на самореализацию смогут получить многие артисты, музыканты и литераторы Вологодчины, сюда будут активнее приезжать туристы, способствуя подъему экономики города и повышению его репутации.

– Мы часто ездим на гастроли по всему миру и везде продвигаем свой город как культурную столицу России, – говорит Яков Рубин. – И мы ничего не просим взамен, потому что театр самоокупаем и тем уникален. Наш опыт перенимают другие театры России, и мы хотим стать для них еще более ярким примером, став международным театральным центром с открытой площадкой.

Планы КДТ на предстоящий, семнадцатый по счету, театральный сезон также впечатляют: участие во Всероссийской акции «Ночь искусств», творческий вечер Ирины Джапаковой «Рассыпая звезды» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, премьеры по произведениям Владимира Маяковского, Андрея Платонова и Марины Цветаевой, гастроли в Польше и Словакии, активное участие в фестивалях и форумах.

– Перефразируя Льва Толстого, «если будем живы», – добавляет Яков Рубин.


ТРЕЩИНА

Ситуация с вологодским Камерным драматическим театром напоминает слова из некогда популярной песни: «Мы бродячие артисты...». И действительно, начиная с момента образования театра в 1999 году вопрос с помещением для театра постоянно актуален. В то далекое время чиновники предлагали для размещения театра здание (ныне сгоревшее) под Пошехонским мостом, где размещалась школа бокса, потом детскую шахматную школу. Одно время театр ютился в здании на Кремлевской площади, где сегодня находится Музей кружева. Переехав в помещение на ул. Ленина, театр вроде бы обрел покой. Но недавно выяснилось, что это помещение продается. Случай этот уникальный, поскольку новый владелец обязан будет заключить с театром договор аренды на 49 лет. Понимающие люди говорили, что актеров под благовидным предлогом вытурят из помещения. Когда образовалась трещина, актеры вновь забили в колокола.

Если копнуть глубже, то в этом историческом здании вообще нет фундамента в полном смысле этого слова. Аналогичные трещины шли при волнении грунта в торговых рядах на улице Мира. По этой причине стены здания попросту рушились. Так что театр обречен на выселение. Это техническая сторона вопроса.

Теперь о моральном аспекте. Камерный драматический театр не является государственной структурой, поэтому ни областные, ни городские власти не обязаны заботиться об этом творческом образовании, как, скажем, о двух других вологодских театрах. Любой самодеятельный коллектив, по идее, вправе претендовать на такую же заботу чиновников. Другое дело – значимость КДТ в культурной жизни города. А потому он по праву требует особого внимания и поддержки, причем не только на уровне власти.

Вспомним, что в дореволюционное время театры содержались за счет меценатов. А что же сегодня? Нет достойных для постановок свободных помещений, находящихся в частной собственности? Отнюдь. Свежий пример: при возникновении проблем с помещением у областной картинной галереи нашелся Мордашов, отдавший здание рядом с памятником Ильюшину.

Почему бы в качестве мотивации со стороны исполнительной власти не предоставить меценату, желающему помочь известному театру, льготы? Пока же формально получается, что такой театр в нашем провинциальном городе, претендующем на звание культурной столицы, вроде бы никому и не нужен.

Трещина действительно представляет для людей опасность. Но не в здании, из которого выселяют театр, а в очерствевших от культа наживы душах.

Фото: из архива КДТ

    автор: Борис Ульянов, Александр Ильичев дата: 12.12.2016 + +1 -

    Оставить комментарий: