автор: Андрей Сычев дата: 17.07.2018 + +1 -

Движение вверх

Реализация антикризисного плана областного правительства привела к тому, что регион из аутсайдеров пробился в тройку лидеров по Северо-Западному федеральному округу. 

Итог 2017 года показал, что можно сделать при жесткой и грамотной финансовой политике: несмотря на кризисные явления в экономике страны, регион снизил долговую нагрузку и досрочно вышел на безопасный уровень по госдолгу. Ранее планировалось решить эту задачу к 2020 году. За 2015-2017 годы объем государственного долга сокращен на 11 млрд руб., или практически на треть, в том числе за прошлый год — на 7,3 млрд руб. Область с 81 места в 2012 году переместилась на 47 позиций вверх и по итогам 2017 года занимает 34 место среди субъектов РФ.

Подтверждением улучшения финансовой ситуации служат уточненные отчеты профильных департаментов об итогах социально-экономического развития Вологодской области за 2017 год, а также исполнения областного бюджета. Взглянем на цифры. Доходы областного бюджета в минувшем году составили 60 млрд руб., что на 8,3% больше, чем в 2016 году, а расходы — 52,7 млрд руб. (рост на 3,9%). В целом прошлый год завершен с результатом 519,2 млрд руб. валового регионального продукта (+1,5% в сопоставимых ценах к 2016 году).

При этом важно, что наблюдаемый экономический рост основывается на расширении внутреннего спроса — как потребительского, так и инвестиционного.

В структуре ВРП значительная часть валовой добавленной стоимости формируется за счет промышленности — более 40%. Кроме того, в последние годы ежегодно увеличивается отгрузка товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности — более 611 млрд руб. В структуре промышленного производства региона преобладают обрабатывающие производства — их доля более 90%. Как и ожидалось, драйвером роста стал химический комплекс. Также рост достигнут в производстве напитков, текстильных изделий, сфере деревообработки, производстве бумаги и бумажных изделий.

За последнее время улучшилась работа по стимулированию экономики: промышленным предприятиям оказывается господдержка на федеральном и областном уровнях. В частности, в прошлом году такая поддержка в размере 377 млн руб. была оказана по одиннадцати действующим программам Минпромторга РФ. Напомним также, что в прошлом году с целью предоставления предприятиям региона льготных займов на модернизацию производств создан государственный Фонд развития промышленности Вологодской области.

Весьма обнадеживают показатели в сфере строительства, где в недавнем прошлом наблюдался резкий спад. Объем работ, выполненных по этому виду деятельности в минувшем году, составил 118 млрд руб., что на 65% выше уровня 2016 года. А инвестиции в отрасль увеличились более чем на 76% за счет строительства инженерных коммуникаций, что дает возможность технологического подключения новых объектов.

Пошел в гору потребительский рынок. Во-первых, областным правительством были предприняты антикризисные меры в виде договоренностей с представителями торговых сетей по заморозке цен на отдельные виды товаров. В результате по итогам прошлого года рост цен на продовольственную линейку товаров составил 2,6% (в то время, как в целом по России — 3%). Во-вторых, повышение в последнее время среднемесячной реальной зарплаты до 31636 руб. привело к логичному увеличению оборота розничной торговли до 172 млрд руб.

Остается добавить, что принятые на протяжении ряда последних лет меры по росту доходного потенциала позволили обеспечить прирост доходной базы областного бюджета в прошлом году на 6,9 млрд руб., или на 15,7%. За последние 5 лет этот прирост составил 20,3 млрд руб. Особо хочется отметить, что в прошлом году в областной бюджет поступили налоговые и неналоговые доходы в объеме 50,6 млрд руб., что практически на два миллиарда выше плановых назначений. Так что неудивительно, что в 2017 году Вологодская область вошла в число субъектов Российской Федерации с высоким качеством управления региональными финансами.


Виктор ЛЕУХИН, депутат Законодательного собрания области

— На протяжении всего прошлого  года областным правительством велась  усиленная  работа с налогоплательщиками, что позволило привлечь в доходную часть областного  бюджета  весомые дополнительные средства. Все это, безусловно, не может не радовать.

Вместе с тем имеются и моменты, которые нельзя замалчивать. Первоначально на погашение государственного долга предполагалось направить чуть более трех миллиардов рублей — для чего и был сформирован искусственный профицит. Это позволило бы выполнить Соглашение с Минфином и уменьшить соотношение объема государственного долга к объему фактически полученных в 2017 году налоговых и неналоговых доходов с 71% до 63%. Из итогового отчета правительства мы видим, что этот показатель намного меньше — 47%. Областной бюджет исполнен с профицитом в 7,4 млрд руб. и превысил плановый уровень в 1,4 раза. Большая часть средств из этой доходной статьи была направлена на погашение государственного долга области. Зачем это было делать? Ради строчки в рейтинге? Или у нас деньги девать некуда?! Достаточно вспомнить, что в прошлом году мы все были свидетелями недофинансирования сфер здравоохранения, образования. Наши районы, к примеру, не знают, где взять деньги на доплату бюджетникам до нового размера МРОТа, на исполнение «майских указов» президента, на софинансирование строительства значимых социальных объектов.

    Похожие материалы

    Все на субботник!
    Законодательные ориентиры
    Прощание с иллюзией
    Бюджетное новолетие
    автор: Андрей Сычев дата: 17.07.2018 + +1 -

    Оставить комментарий: