автор: Александр Нестеров дата: 05.09.2017 + +1 -

Джаз и деньги

Одним из его гостей фестиваля стал Игорь БУТМАН со своим квинтетом, чье выступление закрывало фестивальную программу. Мы воспользовались случаем и поговорили с известным джазовым музыкантом об экономической составляющей подобных фестивалей.

— Игорь Михайлович, как вы оцениваете «Блюз на веранде»?

— Я уже не первый раз выступаю на этом фестивале по приглашению Катерины и Виктора Колесовых, и наблюдаю его укрепление и развитие. Фестиваль очень достойный по всем составляющим: прекрасная организация, серьезный и достаточно представительский уровень музыкантов, как приглашенных, так и местных, стилистически разнообразная программа. И, конечно, на фестивале всегда царит настоящая непосредственная и праздничная атмосфера, приходит очень доброжелательная и компетентная публика. Фестиваль уже известен, имеет авторитет в музыкальных кругах и странно, что он практически не поддерживается местными властями. Безусловно, он заслуживает серьезной и всесторонней поддержки.

— На ваш взгляд, подобного рода региональные фестивали интересны бизнесу или нет? Имеет ли смысл предпринимателям в них вкладываться?

— В плане окупаемости — скорее всего, нет, так как обычно такие мероприятия не приносят прибыль. А вот в плане спонсорства, работающего на образ предпринимателя, — да. Правда, здесь все зависит в первую очередь от предпочтений и вкусов самого бизнесмена. Как правило, те из них, кто помогает блюзовым или джазовым музыкантам, хорошо знают и любят эту музыку — так же, как те, кто помогает «классическим» исполнителям, любят и ценят музыку классическую. Если же у потенциальных спонсоров нет понимания, что это за музыка, какова ее значимость, то, скорее всего, они подумают, что это деньги на ветер. Но спонсоров надо еще найти. В Москве это сделать гораздо легче — там больше и людей, и денег. Однако даже я порой общаюсь с потенциальными спонсорами по несколько раз в неделю и без особых результатов. Многие из них не экономят на яхтах, но экономят на джазе. Знаете, некоторые любят выпендриться перед артистом — угостить его обедом за несколько десятков тысяч рублей, — но денег на фестиваль не дадут. Так что, думаю, в Вологде все еще сложнее.

— А вообще, по вашим оценкам, Вологда — это джазовый город?

— Я очень много езжу по стране и могу сказать, что джаз у нас развивается анклавами. Есть джазовые города, а есть те, где такой музыки просто не существует. Например, если взять ваших «соседей», то в Ярославле есть единственный в России джаз-центр, в Костроме что‑то происходит, в Архангельске сильная школа, а вот Кирове джаза практически нет. Вологда же достаточно джазовый город. У вас ведется работа в этом направлении: есть ежегодный фестиваль, есть отзывчивая филармония, есть Валерий Петрович Гончаров, который сделал очень много и в плане общего музыкального просвещения, и в плане популяризации джаза. Так что, как и в спонсорстве, здесь все в первую очередь зависит от персоналий, от конкретных людей. В целом же у нас в стране не сформирован джазовый рынок как ниша, он находится в состоянии становления, и это отличает его, к примеру, от академической или поп-музыки.

— Как вы думаете, с чем это связано?

Джаз — довольно новая музыка, занимающая промежуточную позицию между классикой и эстрадой. По сути, это бытовая, повседневная музыка на каждый день. Ее любят как представители зрелого возраста, так и молодежь, но в целом ее аудитория довольно невелика. Поэтому и бизнес сюда сложно привлечь. К примеру, у рок- или поп-музыки аудитория большая, и здесь фестивальные проекты могут быть интересны. А если у тебя джазовый фестиваль, куда придут максимум 500 человек, то и предприниматели воспринимают это как откровенное филантропство.

— Существуют ли все же каки- е‑то действенные методы, с помощью которых в регионах можно было бы организовывать и проводить фестивали подобной музыки?

— В первую очередь нужен хороший проект, на который гарантированно пойдут люди. Желательно, чтобы он не был чисто джазовым, блюзовым или каким‑то еще узко специализированным. Здесь можно использовать опыт московского фестиваля «Усадьба Jazz», в котором на самом деле собственно джазовых музыкантов мало и куда приглашаются еще и поп-, рок-, фанк-, блюз- и другие артисты. В итоге собирается много слушателей. Безусловно, надо стараться привлечь спонсоров, тем более что для проекта с большой аудиторией это сделать легче. Но все‑таки при этом надо понимать: спонсору нужна отдача, и он должен хоть что‑то получить взамен — если не деньги, то имиджевую составляющую. Для небольших проектов хорошо работает метод фандрайзинга, активно применяемый в Европе. Ведь на западе джаз — тоже дотационная музыка, поэтому там существуют специальные гражданскиеобъединения: коммуны, сообщества, кооперативы, когда люди объединяются, скидываются на концерты и фестивали, приглашают музыкантов и платят им деньги. Конечно, должна быть массированная реклама, чтобы население шло и покупало билеты. Но самое эффективное все же — это поддержка со стороны государства. Как правило, если подключается власть, то и потенциальным спонсорам мероприятие тоже становится интересно. Так что обычно фестивали и большие концерты успешны, если они работают при поддержке региональных министерств и департаментов культуры.

— И как убедить чиновников под- держивать такие фестивали?

— Важно не питать иллюзий и трезво смотреть на ситуацию — сейчас у государства не так много денег, чтобы распределитьих между всеми, пусть даже самыми замечательными, музыкальными проектами. Если же все‑таки решение получить государственную поддержку принято, то главное здесь, думаю, — это налаживание хороших межличностных отношений с людьми, принимающими решение. Кстати, в случае со спонсорами работает тот же принцип. Я не встречал такого, чтобы кто‑то случайный пришел, постучал в двери важного чиновника или крупной компании и получил деньги на фестиваль. Обычно все решают личные связи и завязки, особенно в маленьком городе. Поэтому организаторам фестивалей нужно учиться общаться с представителями бизнеса и власти. И конечно, надо доказывать всем, что, к примеру, джаз — это музыка, которая не хуже, чем классика, и важнее, чем попса. Это важный элемент культуры, а культуру надо развивать.

— Вы организатор многих фестивалей, руководитель оркестра. Как правильно руководить творческими людьми и грамотно организовать их труд, чтобы результат оказался эффективным?

— Необычный вопрос, трудно ответить на него так сразу. Думаю, каких‑то принципиальных отличий с обычными коллективами нет. Тем не менее, я стараюсь применять самые разные способы, в зависимости от ситуации. Где‑то хорошо работают добрые слова, а где‑то можно и мат применить. Знаете, как говорится, мат и диамат — это могучее оружие в руках пролетариата. Кроме того, сегодня в России много хороших музыкантов, так что конкуренция между ними высокая, и люди держатся за свою работу, особенно сейчас, в кризис. Если ушел саксофонист, то на его место сразу приходят три. Вообще, я от музыкантов требую очень строго и много. Но зато, когда потом после концерта мы выходим на поклон, и нам аплодируют, они понимают, зачем я предъявляю к ним все эти требования и зачем мы работаем.

Фото: Александр Петров

автор: Александр Нестеров дата: 05.09.2017 + +1 -

Оставить комментарий:

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.

"Мы выбираем,нас выбирают!"
banner 51
banner 38
banner 56
banner 61
banner 55
banner 71
banner 63
banner 54

Женщина-бизнесмен. В чем сила?

Успех и менеджерский талант не имеют мужского или женского рода. Но к выстраиванию своего имиджа управленцам в юбке стоит подходить более тщательно.

20.сен.17 12:55 - Блог Екатерины Кононовой

В блог автора

Дутые франшизы

Как уберечь себя от покупки некачественных франшиз?

18.сен.17 10:34 - Александр Коновалов

В блог автора

Как эффективно управлять сотрудниками?

Откуда берется дополнительная энергия в компании?

14.сен.17 13:52 - Алексей Фатеев

В блог автора

Масштабирование бизнеса: с чего и как начать

Масштабирование бизнеса — серьезный и сложный этап в жизненном цикле компании. Поэтому перед созданием большой партнерской сети важно взвесить все плю...

13.сен.17 16:47 - Александр Коновалов

В блог автора

Как отвечать «А сколько стоит?»

Что вы чувствуете в момент продажи? Облегчение, спокойствие или хочется танцевать лезгинку от адреналина?

13.сен.17 15:07 - Евгений Орлан

В блог автора

Эффективность генерации добавленной стоимости

Персонал как важнейший актив предприятия. Насколько продуктивно в него инвестировать?

07.сен.17 15:06 - Татьяна Кормановская

В блог автора


Новый номер скоро в продаже

6(47) декабрь-январь 2014 года



Мало новостей? Добавь свою!
Новости от «Бизнес и Власть»
на вашем сайте