автор: Владимир Пешков дата: 28.07.2017 + +1 -

Финляндия: опыт муниципальной реформы

Россия переживает две реформы местного самоуправления одновременно. Ещё не все районы перешли на «двуглавую» систему, как кое-где уже положено начало объединения сельских и городских поселений в единые городские округа. Между тем, подобного рода тектонические изменения на местном уровне характерны не только для нашей страны: соседняя Финляндия также живёт в ожидании переустройства всей системы МСУ.

Сэкономить три миллиарда

Больше всего критики в Финляндии вызывает грядущее перераспределение полномочий в сфере здравоохранения и социального обслуживания. Сейчас их исполняют органы местного самоуправления на деньги целевых государственных субсидий. Пока это только в планах, но в случае одобрения соответствующего закона уже через два года соответствующие полномочия будут изъяты из портфеля муниципалитетов и перейдут на вновь созданный региональный уровень.

Классическая региональная система в Финляндии была ликвидирована с 2011 года, и сейчас в ней действует только два уровня власти – национальный и местный. «Новые» регионы будут заниматься только двумя этими полномочиями, получая субсидии из госбюджета, которых лишатся муниципалитеты. Зато будет достигнута цель политики «жёсткой экономии» – правительство Финляндии будет экономить три миллиарда евро ежегодно.

Проект реформы стал одним из краеугольных камней прошедших в апреле этого года муниципальных выборов. «Для большинства людей самая видная и значимая часть муниципального обслуживания – это здравоохранение и социальные услуги. И теперь многие задаются вопросом, к кому они потом будут обращаться, кто будет обеспечивать эти услуги в дальнейшем», – говорит депутат эдускунты (парламента) и председатель правления Союза городов Сирпа Паатеро.

Но гораздо больше муниципальное сообщество взбудоражено другим. Шутка ли – коммуны лишатся около половины своих доходов. Есть опасения, что за коммунальную инфраструктуру отчасти всё же будут отвечать они, не получая соответствующих компенсаций. Кроме того, проект реформы считается наступлением на местное самоуправление. «Надо обратить внимание на то, что муниципалитеты имеют широкие полномочия и обладают большой автономией», – объясняет директор по международным связям Союза городов Хейкки Телакиви.

Сейчас отдельные эксперты условно считают региональным уровнем примеры межмуниципальной кооперации, когда те или иные полномочия коммуны осуществляют сообща. Но, всё же, это чаще понимают как дополнение к системе местного самоуправления. «Представители муниципалитетов считают, что вновь создаваемые органы не будут частью местного самоуправления и считают их элементов государственного управления. Речь идёт о том, что государство забирает часть функций и денег муниципалитетов и передаёт их вновь создаваемым структурам», – резюмирует Сирпа Паатеро.

Параллельно ведётся подготовка к массовому укрупнению муниципалитетов. Специалисты подсчитали, что только при населении больше 20 тыс. жителей коммуна в состоянии справляться со своими полномочиями на должном уровне. Сейчас этому критерию соответствует 55 коммун из 311, что составляет лишь 17% от общего их числа.

Прощай, сити-менеджер

Пока в Вологодской области, как и по стране в целом, ещё только переходят на «сити-менеджерскую» систему, в Финляндии, напротив, постепенно от неё отказываются. Никто никаких директив никому не даёт, решения принимают прямо на местах – в муниципальных советах. «Если премьер-министр решил позвонить мэру, тот, как умный человек, его выслушает, но если в законе этого не прописано, он не будет следовать его советам», – отмечает Хейкки Телакиви.

До сих пор новая система действовала в Тампере и его пригороде Пирккале. А после апрельских выборов не стало сити-менеджера в самом крупном муниципалитете страны – Хельсинки.

Наиболее массовой в Финляндии всё же остаётся именно «двуглавая» модель: руководителем муниципалитета является мэр («kunnanjohtaja») – «сити-менеджер», избранный на семь лет и не являющийся депутатом горсовета, у которого есть свой председатель. А по новой схеме высшим должностным лицом столицы, как и в Тампере, будет бургомистр («pormestari»), избранный из числа депутатов на срок полномочий горсовета – четыре года.

Новый состав городского совета избирает из своего состава бургомистра и четырёх заместителей, которые уже не являются не столько муниципальными сотрудниками, сколько политическими фигурами. Бургомистр отныне считается высшим должностным лицом муниципалитета, возглавляя городское правление.

Де-факто администрацией будет руководить усилившийся глава канцелярии, но он не будет управлять профильными направлениями. За них будут отвечать заместители бургомистра. Изменения вступили в силу в июне, эту должность занял Ян Вапаавуори. В предыдущие два года он был членом правления Европейского инвестиционного банка от финского правительства, а до этого – министром жилищного строительства и министром экономического развития страны.

Вапаавуори баллотировался в горсовет как обычный кандидат, получив рекордное число голосов – 29 тысяч (правда, это составляет всего около 11% от проголосовавших – дело в том, что финны голосуют не за партийные списки, а за отдельных представителей партий). Однако гарантий для политика нет: если он себя проявит не должным образом, его вполне могут снять с должности досрочно.


Работа бургомистра – это часть демократии

Депутаты городского совета Хельскинки в начале июня официально избрали Яна ВАПААВУОРИ бургомистром. Накануне он ответил на вопросы корреспондента журнала «Бизнес и Власть».

– Вы были министром экономического развития, сейчас вы – член правления Европейского инвестиционного банка. Означает ли, что городу нужен ваш опыт именно в этой сфере?

– Я бы не сказал, что передо мной стоят такие задачи. Я не думаю, чтобы хельсинкские предприятия находились в таком состоянии, чтобы их было нужно спасать. Тем не менее, я думаю, что могу пользоваться своим опытом, который я получил в бытность министром. Безусловно, я буду помогать городу развивать сферу экономики и находить решения для преодоления кризиса. Мир в настоящее время очень быстро меняется и сложно сказать заранее, какие еще и сложности нас ждут. Но всегда хорошо, если такими вопросами занимается человек с большим опытом.

– Срок полномочий мэра составлял семь лет, но у бургомистра будет только четыре года. Достаточно ли этого времени, чтобы показать впечатляющие результаты?

– Мы понимаем, что за семь лет можно более эффективно влиять на развитие разных сфер, особенно если мы говорим застройке и планировке новых районов города. Но я уверен в том, что за четыре года я успею показать важность нашей деятельности гражданам, которые за меня проголосуют. Мы понимаем, что за четыре года тяжелее продвигать сложные проекты. Но моя работа – это часть демократии. Я буду стремиться к тому, чтобы через четыре года меня снова избрали.

– Какие у финской столицы есть ещё проблемные вопросы, кроме застройки?

– Я бы сказал, что до сих пор Хельсинки хорошо делал такую работу, чтобы в районах города не были созданы гетто. Это очень острый вопрос перед муниципалитетом. Важно, чтобы и в будущем такие районы не создавались. Пока такого нет, но риск существует.

    автор: Владимир Пешков дата: 28.07.2017 + +1 -

    Оставить комментарий: