Цена отсечения

В январе 2017 года Вологодское УФАС России возбудило дело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» по признакам нарушения Закона о защите конкуренции. О том, как идет расследование дела, о факторах, влияющих на ценообразование на розничных рынках автомобильного топлива, а также о позиции антимонопольного органа мы беседуем с руководителем Управления ФАС России по Вологодской области Наталией МЕРЗЛЯКОВОЙ.  

- Наталия Валерьевна, первый вопрос, ставший, наверное, сакраментальным: почему цены на бензин в нашей области выше, чем в соседней Ярославской?

- В Российской Федерации цены на нефтепродукты являются свободными и не подлежат государственному регулированию. В условиях рыночной экономики цены формирует рынок. Вологодское УФАС как орган административного контроля не имеет права вмешиваться в ценовую политику хозяйствующих субъектов или как-то влиять на нее. Единственный вопрос, который относится к компетенции антимонопольного органа - это экономическая обоснованность затрат хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, и соотношение их с полученной прибылью, т.е. признаки монопольно высокой цены, одним из которых является монопольно высокая прибыль. Именно этот вопрос является предметом рассмотрения в «бензиновом деле».

Вологодское УФАС проводит анализ экономической обоснованности затрат, влияющих на стоимость бензина и дизельного топлива на локальных рынках Вологодской области. Признаки нарушения были выявлены в августе-сентябре 2016 года, когда еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты, проводимый нами, показал снижение оптово-отпускных цен для ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», при условии неизменности или роста розничной цены. 

По поводу сравнения цен на топливо в Вологодской и Ярославской областях необходимо отметить следующее. В антимонопольном законодательстве есть такое понятие как сопоставимые рынки. Так вот, рынок бензина в Вологодской области не является сопоставимым с рынком бензина в Ярославской. Это связано  с тем, что там функционирует несколько нефтеперерабатывающих заводов (у нас – ни одного), поэтому основные экономически затратные составляющие формирования розничной цены на бензин (оптовая цена и транспортные расходы) в Ярославле минимизированы, чего нельзя сказать о нашем регионе.

Так, розничную продажу нефтепродуктов в  Ярославской области осуществляют ОАО «Роснефть-Ярославль» (имеющая 34 АЗС); ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад»  (34 АЗС); ООО «Ярославская топливная компания» (19 АЗС); ООО «Татнефть-АЗС-Запад»  (14 АЗС) и другие. Эти общества являются дочерними организациями крупнейших вертикально-интегрированных систем, которые замыкают весь цикл добычи, производства и реализации нефтепродуктов. 

- А если сравнить наш регион с другими соседями, помимо Ярославской области?  

- Крупнейшим розничным продавцом автомобильного топлива в Вологодской области, как известно, является ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», входящий в группу ОАО НК «ЛУКОЙЛ». Кроме него на рынке работают ООО «Энтиком-Инвест», ООО «Шелл Нефть», ООО «Вест-Маркет». В соседних регионах (Ленинградской, Архангельской, Тверской областях, Республике Коми, Республике Карелии) розничную реализацию автомобильного топлива осуществляют иные юридические лица.  У  них у всех разные поставщики топлива,  разные закупочные цены на топливо, разные финансово-экономические показатели своей деятельности,  поставки осуществляются с разных нефтеперерабатывающих заводов.  С учётом данных факторов, розничные цены на автобензины и дизтопливо у данных продавцов всегда будут различны.

- Какие еще факторы влияют на формирование цен на бензин?

- Отсутствие в Вологодской области нефтеперерабатывающей промышленности приводит к необходимости ввозить все виды бензинов и дизельного топлива в регион из Республики Коми, Пермского края, Ярославской, Ленинградской, Московской, Нижегородской  и иных областей.

Например,  «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»  осуществляет закупку с нефтеперерабатывающих заводов северных территорий: Коми, Пермский край, Ухта и других. Высокая стоимость закупаемого продукта, оптово-отпускные цены и существенные транспортно-заготовительные издержки связаны с тем, что в данных регионах добыча и переработка сырья значительно затратны. 

Недостаточно развитая конкуренция на локальных рынках розничной реализации нефтепродуктов не позволяет сформироваться конкурентным ценам, которые бы не были ориентированы на цены крупнейшего розничного продавца.

При распределении региональных земельных ресурсов под строительство АЗС в 90-е годы преимущество было предоставлено группе компаний «ЛУКОЙЛ». Данный продавец сейчас имеет наибольшую долю реализации этого вида товара в Вологодской области – более 50 %. Его доминирующее положение непосредственно оказывает влияние на ценовую политику иных продавцов.

Кроме того, ценовая политика доминирующих субъектов может зависеть, в том числе, от волевых решений региональной власти. И в этом направлении необходимы взвешенные конструктивные действия правительства области.  

-  Теперь перейдем к делу, возбужденному Вологодским УФАС в отношении крупнейшего игрока на розничном рынке бензинов. Скажите, почему комиссия антимонопольного органа на своем первом заседании приняла решение рассматривать дело в закрытом режиме?

- Прежде всего хочу отметить, что возбужденное дело является результатом планомерной кропотливой работы сотрудников Вологодского УФАС, осуществляющих текущий еженедельный мониторинг на товарном рынке нефтепродуктов в течении многих лет.   

На основании части 3.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела в закрытом заседании допускается в случае необходимости сохранения коммерческой тайны, в том числе при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на такую необходимость. Право на отнесение информации к коммерческой тайне принадлежит обладателю такой информации, а органы государственной власти обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности этой информации.

 В данном случае ответчик представил свое ходатайство в связи с тем, что документы, касающиеся ценообразования финансово-хозяйственной деятельности, отнесены в соответствии с приказом общества к коммерческой тайне. Поэтому с ними может знакомиться только ограниченный круг лиц в виде членов комиссии. Информация не подлежит разглашению для неопределенного круга лиц.

- Многие вологжане не понимают, почему рассмотрение дела в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» уже несколько раз откладывалось…  

- Это связано с большим объемом информации, которую надо анализировать, и со сложностью дела. Чтобы вынести обоснованное решение, которое впоследствии устоит в судебных инстанциях, необходим детальный анализ хозяйственной деятельности ответчика по делу. Для этого нужно проанализировать огромное количество документов, в т.ч. связанных с закупкой, доставкой, транспортной логистикой и т.д. Экономистам необходимо полностью проанализировать всю финансово-хозяйственную деятельность, чтобы выяснить, правомерны ли те или иные затраты, включенные в стоимость, чтобы выявить, присутствуют ли в цене на бензин и дизтопливо необоснованные затраты.

В большинстве случаев ответчик предоставляет информацию частями, потому что ему нужно время, чтобы  ее собрать, а нам нужно время, чтобы ее  обработать и проанализировать. Например, один из запросов у нас составил три листа машинописного текста. Кроме того, отложение дела связано с тем, что комиссия дает участникам процесса возможность представить все имеющиеся материалы и сведения, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела, чем обеспечиваются их законные права и интересы.

Хочу отметить, что для таких дел невозможно быстрое решение, учитывая тот огромный объем документов, который необходимо проанализировать комиссии. На каждом заседании возникают новые вопросы, которые требуют предоставления новых документов. Решение должно быть безупречным, подтвержденным неоспоримыми достоверными доказательствами.

Вся деятельность нашего управления осуществляется в соответствии с регламентами. Согласно административному регламенту, утвержденному приказом ФАС России от 25 мая 2012 года № 339, дела, возбужденные по признакам нарушения антимонопольного законодательства,   рассматриваются от 3 до 9 месяцев. Такой срок необходим для того, чтобы рассмотреть все вопросы, начиная от того, занимает ли хозсубъект доминирующее положение, и заканчивая ответом на вопрос, есть ли нарушения в его действиях.

- Допустим, что УФАС приняло бы решение в отношении «ЛУКОЙЛа» на одном из первых заседаний. К чему бы это привело?

- Первая же судебная инстанция отменила бы наше решение, т.к. процедура, установленная законом, в этом случае была бы нарушена. Сейчас наши юристы прорабатывают всю имеющуюся судебную и административную практику, чтобы минимизировать риски отмены решения. Обычно комиссия состоит из 5 человек. В этом деле у нас задействованы 4 юриста и 4 экономиста.

- И последний вопрос. Какой выход из ситуации, сложившейся  с ценами на топливо, видит антимонопольный орган?

- Разрешить сложившуюся ситуацию в регионе может только развитие конкуренции в части розничной торговли бензинами и дизтопливом. Для этого необходимо не только развитие сетей АЗС уже представленных на территории региона хозсубъектов, но и создание благоприятного инвестиционного климата для  привлечения иных продавцов-конкурентов. На региональном уровне может быть принята «дорожная карта» по развитию конкуренции на этом рынке, определены целевые показатели, которые нужно достигать общими усилиями в разумные сроки.

Архив

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№4 (108) май

Скачать

№5 (109) июнь

Скачать

№6(110) июль

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года