Курсы валют

Dolce vita даже в кризис

В России не осталось сфер бизнеса, которые не затронул кризис. Перед малым бизнесом стоит серьезный вызов. Нужно сохранить предприятие, людей, не забыть о качестве продукции. Что помогает справиться с любыми проблемами? Один из основателей фабрики «АтАг» Арутюн АТОМЯН рассказывает об этом.

«Не уволен никто»

Забавные названия конфет — «Мама Женя», «Сплетницы», «Быть или не быть», «Забегай на чай», «Ура, пятница» и другие хорошо известны не только вологжанам. Вкус продукции шекснинской кондитерской компании знают в Германии, Китае, Белоруссии и многих странах ближнего зарубежья.

В кризис на «АтАге» работу не потерял ни один сотрудник. «Для меня наша команда — это одна большая семья. И увольнять кого-то в такой ситуации просто непорядочно. На фабрике работает около 600 сотрудников. Сейчас кто-то находится в очередном оплачиваемом отпуске, другие — получают зарплаты не ниже МРОТ. Уверен, что все они вернутся к работе, как только будет можно. Как бы ни развивалась ситуация, никаких сокращений не планируем», — поясняет руководитель.

На производстве с первых дней эпидемии введены строгие правила безопасности. Соблюдается социальная дистанция, сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты: масками, перчатками, специальными защитными очками, повсюду установлены средства для обработки рук, помещения регулярно проветриваются и дезинфицируются, а воздух прогоняют через очистители и обеззараживатели.

«Есть возможность — помоги»

Подумав о своих работниках, руководство «АтАга», хорошо известное своим умением помогать, не забыло и о других.

«У нас есть хорошие партнеры в Китае. Поэтому, когда только начиналась эпидемия в Китае, мы заранее заказывали маски для защиты своих сотрудников. Но мы решили помочь и нашим больницам. Я вхожу в попечительский совет нескольких лечебных учреждений. И нам удалось, например, детской областной больнице закупить еще масок и защитных комбинезонов. К нам обратилась за помощью районная больница в Шексне. Они немного опередили нас, успели сделать первый шаг, — улыбается Арутюн Атомян. — Мы привезли им еще масок, удобные защитные щитки. Предлагали приобрести аппараты искусственной вентиляции легких. Сейчас острой необходимости нет, но больницы точно знают, куда обратиться, если возникнет дефицит».

Социальная программа компании, развернутая в Шексне, охватывает и ветеранов, и детей-сирот, и рядовых жителей поселка. Благодаря предпринимателям в поселке установили большую, современную и очень нужную детскую площадку. На День Победы подарки и материальную помощь получили ветераны Великой Отечественной войны. «АтАг» поддерживает детские дома. Например, оставшиеся без попечения родителей дети — постоянные гости на фабрике, где для них проводят экскурсии, знакомят их с производством, что позволяет ребятам не только расширить горизонты знаний, но и в перспективе определиться с выбором профессии. После прогулки по фабрике дети пьют чай с конфетами и смотрят творческие концерты в специально построенном кафе. Экскурсии для детей из детских домов, детей с ограниченными возможностями здоровья и для ветеранов — бесплатные.

«У меня нет ответа на вопрос, сколько денег наша фабрика тратит на помощь другим. Потому что, если считать каждый подарок, каждого человека, это будет уже не помощь, а бизнес. Нас так воспитали: есть возможность — помоги. Поэтому, когда к нам обращаются, стараемся никогда не отказывать. Даже в Библии говорится: давать просящему. Верующий человек не может иначе», — признается Арутюн Атомян.

«Перестраиваем бизнес-процессы на ходу»

А вот себе помощи не просят. Вопросы компания старается решать своими силами.

Хотя сейчас кондитерскому производству приходится довольно туго. Во-первых, спрос на сладости упал в связи с пандемией (по предварительным подсчетам, продажи и производство компании за этот месяц снизились почти на 85%). 

«Конфеты — это не продукты первой необходимости. Сейчас все тратят деньги с большой осторожностью, ра- зумно набирают продуктовую корзину. И не все могут себе позволить конфеты сейчас. Кроме того, весна и лето —  не сезон для кондитерки. Каждый год в это время у нас бывают спады. Хотя в целом мы были готовы к снижению спроса, оценивая ситуацию. Ну и еще одна причина снижения производства   в том, что закрыты многие мелкие магазины, точки в торговых центрах, а это значительная часть нашей розницы. Перестраиваем бизнес-процессы на ходу, выходим на новые крупные федеральные и локальные сети, с которыми раньше работали мало либо не работали вообще. Там свои нюансы, свои сложности. С небольшими магазинами работать всегда проще и комфортнее. Во-вторых, почти все наше сырье закупается за границей. Например, какао-бобы просто не растут в России, а без них не сделать шоколад. Ищем новых поставщиков», — говорит Арутюн Атомян.

«АтАг» готов расширяться. И не просто готов, а планирует это в ближайшее время. Например, решили строить теплицы и выращивать ягоды: клубнику, ежевику, голубику.

На кондитерской фабрике всегда используют только натуральные, экологически чистые ингредиенты. А тут будут даже не покупные, а свои. Еще ждут поставку специального оборудования, которое будет удалять из ягод влагу, сохраняя все полезные вещества, вкус и аромат натуральных продуктов. Ягоды будут использовать как в своем производстве, так и поставлять другим. Еще одна задумка, которая близка к реализации, — строительство цеха по производству упаковки. Сейчас ее приходится закупать в Архангельской области, потому что на Вологодчине такого нет. Когда запустят это направление, упаковкой обеспечат не только себя, но и другие предприятия региона.

В разгар кризиса руководители «АтАга» не унывают и уверены, что при поддержке областных властей способны сделать жизнь вологжан приятнее несмотря на все трудности. «Желаем всем скорее пройти непростой период пандемии. А мы постараемся сделать вашу жизнь сладкой!» — обещает Арутюн Атомян.


Несмотря на сложности, руководство «АтАга» нашло в кризисе и положительные стороны. Так, появилось время и свободные сотрудники для разработки новой линейки сладостей «АтАг премиум».

«Сейчас будет более жесткая конкуренция, — считает Юрий Атомян, сооснователь компании. — Люди уже покупают меньше, а если не все смогут вернуться на работу, то покупательский спрос упадет еще ниже. Новинки же всегда помогают негативные последствия кризиса нивелировать. Они привлекают, вызывают интерес, поэтому их покупают. У нас всегда было высокое качество производства, наши конфеты любимы и востребованы. Но новая линейка захватит сердца новых покупателей, более высокого сегмента. С «АтАг премиум» мы будем выходить на зарубежные рынки, там качественный шоколад всегда востребован».

Еще один плюс поставок за границу — возможность получить прибыль в валюте. Сейчас ситуация на валютных рынках нестабильная, но именно за рубежом предприятие закупает сырье и оборудование.

«Рынки сбыта уже есть, — уверяет Юрий Атомян. — Мы общались с крупным дистрибьютором, который был приятно удивлен качеством нашей продукции. Его восхитил тот факт, что в России производят такие вкусные кондитерские изделия. Да я и сам сколько ездил  по миру, нигде не встречал аналогов нашей продукции. Но запускать за рубеж нужно не единичный продукт, а линейку. Сейчас мы к этому готовимся. Даст Бог, поднимем престиж нашей области не только в России, но и за границей».

Архив

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№4 (108) май

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года