автор: Александр Ильичев дата: 09.01.2017 + +1 -

Как правильно реагировать на неудобные вопросы журналистов

За время работы в журналистике мне постоянно приходилось во время интервью задавать неудобные вопросы известным людям, среди которых были бизнесмены, политики и высокопоставленные чиновники. И все вели себя по-разному: одни пытались перевести разговор в другую плоскость, другие молчали и краснели, а третьи – без утайки на эти вопросы отвечали. Были и такие, кто после интервью звонил редакционному начальству и жаловался на «хамоватого писаку»…

Живые и мертвые

Острые вопросы никому неприятны. Согласитесь, намного лучше задавать хорошие правильные вопросы, которые понравятся вашему визави. Вопрос лишь в том, будет ли интервью читабельным? Разумеется, нет. Без вопросов «с перчиком» публикация будет пресной и даже нудной. Более того, у читателей может сложиться мнение о том, что цель публикации – восхваление собеседника, а над такой персоной читатели, как правило, начинают потешаться.

Зная это, опытные пиарщики подбирают для интервью журналистов, умеющих задавать неудобные вопросы, и даже простят это сделать. А все потому, что в таких пикировках намного важней правильный ответ, чем сам вопрос. Тем более, что журнал или газета – это не прямой эфир и руководитель пресс-службы всегда может написать и скорректировать ответ своего шефа. И тогда читателям будет казаться, что собеседник журналиста – человек умный, открытый, которому нечего скрывать от общества.

В 90-е несколько раз меня приглашали на эксклюзивные интервью с «водочным королем» Виталием Плугаревым с условием, что я буду задавать «самые гадкие» вопросы. Отчетливо помню, что тот зачастую не знал, как выкарабкиваться из расставленных в вопросах логических капканов. Но зато интервью выходили интересными. Сегодня чиновники разных рангов накануне интервью просят от редакции не только тему, но и вопросы, которые будет задавать журналист. Ответы на эти вопросы готовятся заранее профильными отделами. А потом журналисту ничего не остается, как зачитать вопросы респонденту, затем тот зачитывает подготовленные ответы и все – готово. Но это тупиковый путь, такие интервью называются «мертвыми»: текст и даже мысль в публикации есть, а думающего, живого собеседника – нет.

Обет молчания

Намного хуже, когда интересующий редакцию человек вообще не желает встречаться с журналистом. И это тоже является ошибкой. Опытный журналист будет собирать о таком респонденте дополнительную информацию, пытаясь выяснить тайны «отказника». Таких людей в моей практике было несколько. Когда одного из высокопоставленных чиновников в буквальном смысле этого слова я припер к стенке, требуя назвать время и место встречи, тот сказал: «Нам не о чем с вами говорить». «Значит, вам есть, что скрывать», - парировал я и оказался прав. И что удивительно, виноватым себя в общении с журналистом этот гражданин не считал. Другой трудный «клиент» первоначально не мог объяснить, чем он занимается. После двух часов беседы я понял, что он «поднимает рейтинги региону». С трудом смог перевести с русского на русский его поток сознания. Но тот потом от своих же слов отказался. Я понял, что ему действительно не о чем говорить…

В случае настойчивости журналиста лучше с ним встретиться, угостить чаем или кофе, выяснить его мотивы и планы. Если угодно, это часть работы руководителя серьезной компании или госоргана – он обязан отвечать на вопросы, интересующие общество. Очень радует, что, например, в областном правительстве нынче это взято за правило. Вспомним, пресс-конференции в виде чаепития, где заместители губернатора, как бы они этого не хотели, вынуждены были публично отвечать на все вопросы журналистов. После такого «чайного разогрева», когда выключены телекамеры и окончен прямой эфир, я обычно задаю вопросы «вне формата». И получаю всю необходимую информацию.

Защити себя сам

Как во время встречи с журналистом выяснить его намерения? Как правило, редакцию интересуют экспертные комментарии специалиста и ответственного лица на резонансные события. Особенно эта тема востребована у телевизионщиков. Широко распространенным приемом стал прием вологодского «Седьмого канала» под условным названием «По горячим следам». Недавно тележурналистам пришла в голову идея взять комментарий о непростой ситуации в «ПАТП – 1» у нового директора, который еще не успел вникнуть в ситуацию. По телефону директор им отказал. На вахте их не пустили, да еще и полицию вызвали. Словом, журналисты спровоцировали скандал и выставили сюжет в эфир. Похожий случай произошел и с директором детского сада, на которого пожаловались родители детей. Конечно, эти сюжеты имели резонанс. Общественность была возмущена: почему ответственные лица не желают отвечать на неудобные вопросы, да еще и телекамеру пытаются разбить, полицией прикрыться?

Что делать руководителю в случае, если он не знает, что ответить? Первым делом можно использовать метод восточной защиты под названием «поглощение». Если к вам неожиданно пришел журналист, то незамедлительно свяжитесь с редакцией, интересы которой тот представляет. Поинтересуйтесь у редактора СМИ, какие вопросы интересуют творческий коллектив и в какой срок должны быть подготовлены ответы. Затем пригласите журналиста в офис и примите его по всем правилам делового этикета. Предложите экскурсию по предприятию, обратите его внимание на внешние проблемы, к которым вы не имеете никакого отношения. Словом, выкажете свою воспитанность и понимание проблемы.

Исчерпывающий ответ

Если же от не прошеных гостей не отвертеться, а к интервью вы не готовы, используйте прием под названием «исчерпывающий ответ», который часто используют опытные политики и чиновники.

В конце 90-х проблема вологодского льнокомбината встала особенно остро – предприятие в очередной раз оказалось на грани финансового краха. В связи с этим многие задавались вопросом: «Что же предпринимает власть для решения проблем на предприятии?». Первоначально областные чиновники отделывались молчанием. И тогда я вынужден был обратиться к тогдашнему заместителю губернатора Алексею Плеханову. Тот также пребывал в замешательстве от неудобного вопроса. «По всему получается, что вам, Алексей Николаевич, ответить нечего?». Тот не растерялся и тут же попросил включить диктофон: «Пишите. Областная администрация и лично губернатор делает все возможное для решения финансовых проблем на этом важном для нас предприятии и снятия социального напряжения. И в дальнейшем мы будем прилагать такие же усилия для вывода льноперерабатывающей отрасли из кризиса! Вас такой ответ устроит?». Я кивнул головой, поражаясь, как успешно опытный управленец выстроил защиту, при этом так ничего толком не сказав.

Эмоциональная помеха

К распространенным ошибкам респондентов относится их острая реакция на неудобные вопросы. Наверное, всем вологжанам памятен случай с участием тогдашнего главы Вологды Евгения Шулепова, которому журналист все того же «Седьмого канала» Евгений Осколков задал неудобный вопрос относительно отсутствия обещанного главой льда на катке. В ответ он получил резкий выпад, напоминающий по форме казарменный юмор. Глава не смог сдержать эмоций, поскольку сам сильно переживал за срыв сроков запуска катка. А всего и надо было ответить тележурналисту: «То, что льда сейчас нет – не беда, главное – величие замысла. Не правда ли?». Эмоции же сыграли с Шулеповым злую шутку: итогом диалога стал негативный общественный резонанс и едкая критика действий главы в интернете. Отсюда следует вывод: какие бы неудобные вопросы вам не задавали, постарайтесь предугадать, как слово ваше отзовется. Не зря же Наполеон изрек: «Последнее слово всегда остается за общественным мнением».


Манипуляция манипулятором

В рамках празднования своего 10-летия редакция журнала «Бизнес и Власть» сделала коллегам и партнерам подарок, пригласив представителей пресс-служб, маркетологов, журналистов и предпринимателей на мастер-класс Виктора Набутова. Известный журналист и медиа-эксперт рассказал вологжанам о современных технологиях взаимодействия со СМИ и способах ухода от провокационных вопросов.

Например, если манипулятор задает вам неудобный вопрос, в ответе следует придерживаться классических принципов: «уточнение», «благодарность», «комплимент». Так, уточнение позволяет из общего вопроса выбрать только ту его часть, которая наиболее удобна, а фраза «Спасибо за вопрос» располагает к себе оппонента, дает паузу для обдумывания ответа и перевода беседы в нужное вам русло. Далее можно использовать такие приемы, как «Подмена тезиса», «Сужение тезиса», «Доведение до абсурда» и т.д.

Подробнее о мастер-классе Виктора Набутова в Вологде – на сайте volbusiness.ru в разделе «Видео».

Фото: Марина Мурзина

автор: Александр Ильичев дата: 09.01.2017 + +1 -

Оставить комментарий:

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.

banner 51
banner 98
banner 109
banner 61
banner 55
banner 71
banner 63
banner 54

Сила клиента

Считали ли вы сколько денег приносят вам ваши клиенты на протяжении всего их жизненного цикла?

12.апр.18 18:09 - Евгений Орлан

В блог автора

Три ошибки в составлении скриптов продаж

Какие фразы не должны употребляться в скрипта.

30.мар.18 16:49 - Ирина Каримова

В блог автора

Cryptolady: личный бренд женщины на фоне мужского хайпа

Пока что мир криптовалют – это мир мужчин. Признавать это обидно. Однако, статистика - вещь упрямая.

28.мар.18 12:01 - Ольга Быкова

В блог автора

РОП – человек-оркестр

Любой уважающий себя директор компании понимает, что в штате его сотрудников должен быть лучший руководитель отдела продаж. Это касается, как крупного...

20.мар.18 16:09 - Ирина Каримова

В блог автора

Три мифа о факторинге

Короткая статья, подготовленная экспертами Промсвязьбанка, расскажет о трех популярных мифах о факторинге и развеет их.

12.мар.18 17:20 - Промсвязьбанк

В блог автора

«Пирамиды прибыли». Часть третья

Какими же будут конкурентные преимущества компании, и от чего будет зависеть ее финансовое благополучие в 21 веке? Рассматриваем Модель Семена Горелик...

26.фев.18 11:27 - Татьяна Кормановская

В блог автора


Новый номер скоро в продаже

6(47) декабрь-январь 2014 года



Мало новостей? Добавь свою!
Новости от «Бизнес и Власть»
на вашем сайте