автор: Егор Елин дата: 05.07.2018 + +1 -

Кадровый запрос

Одной из главных проблем развития бизнеса наряду с высокими налогами и нехваткой финансирования сами предприниматели традиционно называют дефицит кадров. Решить кадровую проблему можно только полностью поменяв систему профессионального образования.

Так считают в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Не случайно его руководитель Александр Шохин является председателем Национального совета при президенте РФ по профквалификациям.

Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию Александра Быкова, вице-президента и генерального директора Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области.

— Александр Гурьевич, вы солидарны с мнением о том, что подбор кадров остается болезненным вопросом для многих вологодских компаний?

— Я убежден, что высокий формальный образовательный потенциал населения Вологодской области не капитализируется в полной мере. Система образования, по нашим оценкам, на треть — а в некоторых секторах и более — не соответствует запросам рынка труда. Не секрет, что на каждого выпускника, пришедшего работать по специальности, предприятие тратит дополнительное время и отвлекает финансовые ресурсы, чтобы адаптировать его к месту работы.

А если учесть, что по итогам четырехгодичного исследования, проводимого РСПП, по окончании обучения работают не по специальности 31,3 % выпускников вузов и 40,5 % выпускников организаций среднего профессионального образования, вывод напрашивается удручающий.

Налогоплательщики, а это в основном субъекты экономической деятельности: предприятия, бизнес — не имеют возможности, с одной стороны, оперативно влиять на качество профессионального образования, а с другой стороны, в полной мере реализовать свои растущие запросы.

— Как мы можем эти запросы коротко обозначить?

— Эти запросы довольно простые и очевидные, они продиктованы временем и стремительным обновлением всех сфер нашей жизни. В экономике инновационные процессы, прогрессивные технологии, включая цифровые, предъявляют новые требования к персоналу, формируют новый образ труда, ведут к появлению новых профессий или кардинальному изменению основных характеристик уже существующих квалификаций.

Работодатель заинтересован в радикальных изменениях в сфере профессионального образования, в обновлении системы подготовки квалифицированных кадров. Рынок труда и рынок образовательных услуг не могут более быть так далеко друг от друга.

— Это расстояние действительно велико? Ведь официальные цифры очень часто показывают совершенно другую картину.

— Есть официальные цифры, демонстрирующие этот самый разрыв между системой образования и рынком труда. О контрасте судите сами: Россия находится, по оценкам Высшей школы экономики и Центра стратегических разработок, на 4-м месте в мире по объему человеческого капитала, а по доступности квалифицированных работников — на 89-м месте.

Хочу отметить, что Национальный совет при президенте РФ по профквалификациям пытается сократить этот разрыв через стыковку образовательных и профессиональных стандартов, через актуализацию образовательных программ и модернизацию процедур итоговых аттестаций.

Мы в регионе тоже наконец-то приняли решение внедрять национальную систему квалификаций: создаются информационные ресурсы, через которые молодые люди смогут увидеть современные требования рынка труда и получить доступ к новым квалификациям.

— И как же бизнес сможет повлиять на рынок труда без влияния государства?

— Это самое интересное! Только вместе. При этом государству и власти на местах нужно активнее создавать условия для участия работодателей в формировании кадрового потенциала не только у себя, но в целом на рынке труда.

Сейчас, например, налоговые стимулы введены для предприятий, участвующих в сетевых образовательных программах. Но применение этих стимулов обставлено многими барьерами: завышены лицензионные требования, требуются библиотеки и медкабинеты. Наша беда — все усложнить. А надо-то простое и долгожданное всеми решение в виде налоговых преференций.

— Вы об отнесении затрат на образование на себестоимость?

— Конечно! И это решение в недрах РСПП давно является ключевым предложением в адрес законодателей. Надо вывести все затраты компаний на образование из-под налога на прибыль. При этом бизнес должен видеть, как используются в сфере образования те налоги, которые он вносит в бюджет. Здесь также много резервов. Создавая условия для новых инвестиций в образование, надо и повышать эффективность использования уже имеющихся ресурсов. Опыт наших крупных компаний в регионе, реализующих образовательные проекты, также мог бы пригодиться.

— Александр Гурьевич, а как бы вы прокомментировали идеи, связанные с переводом части среднего профессионального образования (СПО) на короткие программы? Насколько это оправдано?

— Есть готовый проект, он подготовлен ВШЭ и ЦСР и предполагает создание центров опережающей подготовки, где на базе экспериментальных интенсивных образовательных программ среднего профессионального образования будут сокращаться сроки подготовки, и молодежь более быстрыми темпами будет выходить на рынок труда по современным специальностям, использующим в том числе и цифровые технологии.

В частности, планируется создание, апробация и внедрение в системе СПО современных аппаратных симуляторов, тренажеров и цифровых комплексов программного и методического обеспечения. Безусловно, это наше очень близкое будущее. Пока еще сами эти программы слабо адаптированы к требованиям рынка труда. И тренажеры, конечно, не заменят реальную жизнь. Здесь важно другое — мотивировать работодателей участвовать в этом процессе.

— А что, по вашему мнению, должно все-таки кардинально изменить вектор реформы профессионального образования?

— Делается много уже сейчас. Например, активно внедряются мировые стандарты «WorldSkills»; наши вузы, включая Вологодский и Череповецкий государственные университеты, демонстрируют активную позицию по структурной перестройке процесса обучения и качественному обновлению профессиональных компетенций; многие предприятия настроены на конструктивное сотрудничество, а некоторые ищут свой путь в этом деле.

В короткие сроки нам будет необходимо переработать весь перечень профессий СПО, связав его с новыми профессиональными квалификациями, включить отраслевые и территориальные объединения работодателей в процессы принятия управленческих решений в этой сфере. В этом смысле мы ориентированы на эффективную работу областного государственно-общественного совета по подготовке кадров.

Совсем скоро, поверьте, появятся новые факультеты, которые будут выпускать архитекторов информационных систем, дизайнеров интерфейсов, разработчиков моделей Big Data, системных инженеров интеллектуальных систем электроснабжения, проектировщиков 3D-печати в строительстве, медиаторов социальных конфликтов, специалистов по краудсорсингу общественных проблем, модераторов, тьюторов…

Работа эта системная и очень востребованная. Тезис «учиться нужно всегда» возрастает по важности и значимости в разы.

Не секрет, что на каждого выпускника, пришедшего работать по специальности, предприятие тратит дополнительное время и отвлекает финансовые ресурсы, чтобы адаптировать его к месту работы.

— То есть упор на систему непрерывного образования?

— Это непременное и основное условие повышения производительности труда. В рамках системы непрерывного образования условия должны быть такими, чтобы можно было по ходу модернизации рабочих мест, развития новых технологий и цифровой трансформации экономики оперативно организовать переквалификацию экономически активного населения.

Для этого нужно объединить усилия работодателей и образовательных организаций, потому как серьезная проблема, которая тормозит развитие непрерывного образования, — это недостаточное участие профессиональных ассоциаций в оценке качества компетенций персонала. Отчасти по этой причине для системы повышения квалификации нет внятных ориентиров. Поэтому создание у нас в Вологодской области центров оценки профессиональных квалификаций в соответствии с федеральным законом, вступившим в силу в текущем году, куда как более актуально.

— Наверное, нужно сделать акцент и на подготовку профессиональной команды мастеров производственного обучения, на качество преподавательской работы?

— Хороший вопрос. Мы всегда, сколько себя помню, недостаточно внимания уделяем подготовке и повышению квалификации преподавателей и мастеров для профессионального обучения. А ведь именно это направление наиболее отстающее. Нужны современные профессиональные стандарты учителя в школе, преподавателя в системе среднего и высшего профобразования и, безусловно, мастера. При этом в каждой профессии, а уж в педагогической и подавно, должны непременно присутствовать системное мышление, коммуникативные навыки, возможность работы с коллективами людей и управления проектами, высокие моральные и мировоззренческие позиции.

Хотел бы обратить внимание и на такой аспект. В мире новейших информационных технологий сегодня даже ребенку не сложно получить знания в любой сфере. Поэтому кардинально меняется роль преподавателя — с функции «научить» на функцию «организовать», «создать условия», «подобрать наставника», самому стать мастером того дела, которым хочется поделиться…

У нас, к сожалению, пока еще очень мало проектов по тесной интеграции университетов и крупнейших компаний. Между тем финансирование бизнесом высокотехнологических проектов и практическое внедрение результатов исследований во всем мире связано, прежде всего, с тонкой настройкой механизмов взаимодействия университетов и научных организаций с крупным, средним и малым бизнесом.

— Мы справимся с этими задачами?

— У нас нет другого выхода. Это во-первых. А во-вторых, все стороны этого процесса, так или иначе, готовы воплощать это в жизнь. Вот только говорим мы по этому поводу очень много, а хочется увидеть горизонт реальных результатов в нашем экономическом росте и нашем благосостоянии.

    Похожие материалы

    С академической точки зрения
    Инновационный потенциал
    На пути к толерантности
    Россия – Япония: горизонты сотрудничества
    Лучшие экспортеры региона станут известны в декабре
    автор: Егор Елин дата: 05.07.2018 + +1 -

    Оставить комментарий: