автор: Александр Левитас дата: 22.01.2018 + +1 -

Как британский спецназ планирует боевую операцию

Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию цитату из книги Энди МакНаба «Браво-Два-Ноль», где автор, сержант британского спецназа САС, рассказывает о боевой операции в Ираке в 1991 году, участником которой он был.

В цитате описывается то, как перед спецоперацией делает доклад о ней командир группы. Перед этим шло планирование операции, тренировки, подготовка снаряжения... и вот идёт доклад перед началом операции:

«Начал я с описания характера местности, на которой нам предстояло укрываться. Приказ необходимо объяснять так, словно никто понятия не имеет о происходящем, — поэтому в данном случае я начал с того, что указал на карте Ирак и перечислил, с какими государствами он граничит. Затем надо переходить к особенностям места предстоящей операции, каковым для нас должен был стать поворот магистрали. Я описал местные условия и перечислил ту скудную топографическую информацию, которой располагал. Всем тем, что было известно мне, я должен был поделиться с остальными.

Далее я указал среднее время восхода и захода солнца и продолжительность светлого время суток, рассказал о фазах луны и привел прогноз погоды. Наши метеорологи заверили меня в том, что погода в течение предстоящих двух недель будет прохладная и сухая. Информация о погоде является очень важной, потому что, если, например, согласно прогнозу господствующим будет северо-восточный ветер, это можно использовать для передвижения по местности. Поскольку погода на все время операции ожидалась достаточно мягкая, мы укрепились в своем решении оставить спальные мешки на базе. Впрочем, у нас все равно не было для них места в рюкзаках.

Затем я перешел к описанию оперативной обстановки. На этом этапе мне предстояло рассказать все то, что было известно о противнике: оружие, боевой дух, состав, численность и так далее; однако разведданные на этот счет были очень скудные. Кроме того, я должен был упомянуть о расположении своих частей, если таковые имеются, и о том, какую помощь можно от них ожидать, однако в данном случае рассказывать было не о чем.

Далее следовала боевая задача, и я повторил ее дважды. Она оставалась той же самой, какой ее впервые поставил перед нами командир роты: во-первых, установить местонахождение и уничтожить наземные линии связи, проходящие вблизи северной магистрали, и, во-вторых, обнаружить и уничтожить пусковые установки «СКАДов».

После чего настал черед выполнения, главного момента в чтении приказа: я должен был рассказать, как именно мы собираемся выполнять боевую задачу. Сначала я обрисовал все в общих чертах, затем перешел к отдельным стадиям.

— Первая стадия состоит в десантировании в район действия, это будет осуществлено с помощью вертолёта «Чинук». Вторая стадия состоит в выдвижении к месту БЛ. Третья стадия состоит в обустройстве БЛ. Четвертая стадия — разведывательные рейды с целью обнаружения наземной линии связи с последующим ее уничтожением. Пятая стадия — действия против «СКАДов». Шестая стадия — возвращение или пополнение запасов и продолжение операции с новыми задачами.

Затем я подробно расписал, как именно мы собираемся выполнять каждую стадию. Описание каждой стадии я заканчивал рассказом о «действиях в случае» — например, о действиях в случае обнаружения в момент высадки или о действиях в том случае, если разведгруппа попадет под огонь противника, как только вертолет снова поднимется в воздух. Все должны знать, как я намереваюсь действовать, если все будет в порядке, и какие действия я собираюсь предпринять в случае чрезвычайного развития событий.

Разумеется, в теории все это было очень хорошо, однако на самом деле каждый вариант действий необходимо расписать подробно. Все это нужно предварительно обговорить и проработать, а затем зачитать формальный приказ. Предварительное планирование позволяет на месте сберечь время и силы, потому что все заранее знают, что от них требуется.

Так, например, а что, если на определенной стадии для замены вышедшей из строя рации понадобится вызывать вертолет? Когда вертолет совершит посадку, нам к нему подходить сзади? Новую рацию мы получим через люк бортмеханика? Каким именно образом нам вызывать вертолет? Каким должен быть наш опознавательный знак? Ответ на последний вопрос заключался в том, что в качестве опознавательного знака будет использоваться фонетический код, буква «Б», «Браво». Пилот вертолета будет предупрежден, что в определенном квадрате или определенном месте в этом квадрате он должен будет искать сигнал «Б», который мы станем подавать с помощью инфракрасного фонарика. Он будет осматривать местность в прибор ночного видения и, увидев условный знак, приземлится в пяти метрах от левой стороны буквы «Б» — потому что такова предварительная договоренность со мной. Затем, поскольку в этом случае вертолет окажется справа от меня, мне достаточно будет лишь пройти мимо пилотской кабины к люку бортмеханика, который у «Чинука» расположен по левому борту сразу же за кабиной, бросить внутрь неисправную рацию и поймать новую, которую бросят мне. Если для нас будут какие-либо сообщения, меня схватят за руку и дадут листок бумаги. Все это должно будет занять не больше минуты.

Мне потребовалось около полутора часов, чтобы подробно обсудить каждую стадию. Затем настал черед инструкций о согласовании действий и всякого мусора, вроде временных интервалов, ориентиров на местности и мест встречи. Все это уже было обговорено не один раз, и все же повторить еще раз никогда не мешает. На этом этапе я также описал наши действия в случае захвата в плен и план отступления.

Я описал материальное обеспечение операции, то есть перечислил, какие запасы мы берем с собой. И, наконец, я назвал своего заместителя и описал систему связи: на каких частотах, по какому расписанию, с какими кодовыми словами и позывными мы будем поддерживать связь.

— Не сомневаюсь, всем вам уже известно, — закончил я, — что наш позывной — «Браво-два-ноль». Командиром группы являюсь я, мой заместитель — Винс.

Настал черед членам группы задавать вопросы, после чего все сверили часы...»


Благодаря настолько подробному планированию спецназовцы чаще возвращаются живыми, выполнив свою задачу, чем гибнут.

Этот опыт неплохо перенять и бизнесу

Чтобы не складывались ситуации, когда в офисе никто не может ответить на вопрос клиента. Или никто не знает, где печать, чтобы заверить документы, а руководитель в отпуске в Испании. Или клиент звонит в истерике, потому что истёк дедлайн, а в офисе даже не в курсе. Или переговорка во время визита ВИП-клиента оказывается занята, или у босса назначены две важных встречи на одно и то же время, или...


К сожалению, лишь немногие руководители готовы тратить силы и время на то, чтобы планировать проекты или повседневную работу компании. Большинство предпочитает жить в режиме непрерывного аврала и «Эй, мужики, а кто вообще в курсе, что там за фигня?»

А насколько тщательно планируете важные дела в компании Вы?

И не стоит ли Вам перенять армейский опыт?

    автор: Александр Левитас дата: 22.01.2018 + +1 -

    Оставить комментарий:

    Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.