Как задавать продающие вопросы
Один из моих клиентов, опытный гуру, коммерческий директор, использует интересный тест при найме на работу. Нет, не типичный запрос типа «Продай мне ручку за 1 минуту». Он просит сгенерить 20 вопросов за 1 минуту на выявление ПОТРЕБНОСТИ клиента. Как вам задачка? Если кандидат не справился - се-ля-ви.
На своих тренингах я даю упражнение, на котором отчетливо видно, как можно ПРОКАЧАТЬ этот навык, и участники, в самом начале наскребая еле-еле 5-7 вопросов, доходят до 15-20 за минуту абсолютно легко. Это не дар и не талант, а исключительно навык, который НАРАБАТЫВАЕТСЯ.
Основная ошибка предпринимателей и неопытных переговорщиков - много, очень много разговоров. Как только поступает запрос от клиента вы сразу начинаете активно рассказывать о своем товаре/услуге. Итог- большую часть времени говорите ВЫ. Но это провальная техника, клиенту это не помогает купить и решить его проблемы. Именно с этого момента клиент начинает обрастать различными возражениями, желанием "подумать" или отмолчаться.
20-30% - времени говорите ВЫ, 80-70% - КЛИЕНТ. Негласный принцип «Парето» действует и в переговорах. Для того чтобы добиться этой пропорции учитесь ЗАДАВАТЬ вопросы.
Цель - оттачивать этот навык постоянно и постепенно дойти до совершенства, которому нет предела.
Давайте разберём типы вопросов:
- ОТКРЫТЫЕ. Это вопросы «Что, где, когда и т.д. » и они подразумевают развернутый ответ. Цель - собрать информацию о ситуации клиента, о его проблеме.
- ЗАКРЫТЫЕ. Однозначный ответ - да или нет. Цель - прояснить ситуацию или закрыть этап разговора. С них же хорошо начинать беседу, чтобы вовлечь человека в диалог.
- АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ. Содержат в себе варианты ответа. Они нужны для того, чтобы направить клиента в нужное НАМ русло. Этими же вопросами лучше закрывать клиента на следующий шаг. (предлагаете альтернативный выбор, с ЧЕГО клиенту будет удобнее начать сотрудничество.
Главное не переборщить и не сделать ваш вопрос слишком ультимативным.
Умение задавать вопросы - это по-настоящему крутой и важный критерий успешных переговорщиков. У вас должен быть составленный список из 20 вопросов , как минимум, для ваших клиентов.
И еще раз: это НАВЫК, который нарабатывается и ваш мозг должен быть натренирован генерить их на ходу.
Сколько вопросов прямо сейчас вы сможете составить? Пишите реальные цифры и сразу попробуйте добавить 2-3 новых вопроса минимум, проанализировав пост.
Оставить комментарий: