автор: Наталья Нестерова дата: 01.10.2018 + +1 -

Новая реальность

Не случайно редакция журнала в очередной раз затрагивает тему образования. На мой взгляд, она сложна не только тем, что с изменением методик обучения мы не можем понять, «кто же выйдет по итогу из вуза», но и тем, что свои коррективы вносит наше время, его темп. И тут важно разобраться, какие навыки нужно иметь человеку, чтобы обеспечить конкурентоспособность на рынке труда в будущем?

По мнению Сергея Филоновича, декана Высшей школы менеджмента ВШЭ, специфика новой реальности — это глобализация, высокая скорость изменений и огромный прогресс технологий.

Логично, что с прогрессом технологий мы должны быть более свободными и заниматься более творческими вещами, требующими серьезного интеллекта. Но сегодня по улицам ходит большое количество курьеров, доставляющих еду. Это происходит от того, что с развитием ИТ, искусственного интеллекта и пр. человеку остается неквалифицированная работа, которую трудно и дорого делать с помощью всех этих высоких технологий.

Возможно ли противостоять этой тенденции? Вот шесть базовых пунктов, которые позволяют это сделать.

Обновление знаний. В самых прогрессивных отраслях через    1,5–2 года половина знаний перестанет давать конкурентное преимущество. Чтобы создать его, нужно генерировать новые знания. Поэтому человек обрекается на пожизненное образование. Какой бы замечательный вуз вы ни окончили, его «багажа» хватит на пять лет.

Привычка к приобретению новых знаний и их широкий охват. Надо черпать самые разные знания из самых разных источников, которые, как уверяют ученые, потом уникальным образом синтезируются в мозгу человека.

Освоение новых технологий. У старшего поколения есть привычный способ потребления знаний, который сильно отличается от современного. Но важно брать пример с сегодняшних детей — они потребляют знания быстрее с помощью новых технологий и инструментов.

Новый набор навыков. По мнению экспертов Всемирного экономического форума, к 2020 году будут востребованы следующие навыки: критическое мышление (его роль возрастет, но распространенность — нет), эмоциональный интеллект и креативность (которая за пять лет поднялась с десятого на третье место).

Когнитивная гибкость. Это способность человека держать в сознании разнородные и даже противоречивые идеи и при этом быть способным оперировать ими и действовать. Когнитивная гибкость в усложняющемся мире становится исключительно востребованным навыком, который позволяет человеку поддерживать индивидуальную конкурентоспособность.

Цифровые навыки. Это понимание того, что такое алгоритм, зачем он нужен и как им пользоваться. Это знание совсем не распространено. Нам нужно заново осмыслить, что можно и нужно алгоритмизировать? «Методы Big data означают, что человечество научилось обрабатывать большие массивы нескольких типов данных, которые не надо сначала «причесывать» вручную. Машина может сама получить эти данные и переработать их. Это экономит огромное количество времени и энергии человека», — пишет Сергей Филонович.

Так что нужно проверять, чему вы научились за неделю, месяц, год. Если отбрасывать мысль, говоря, что вы слишком заняты оперативными вещами, то через некоторое время вы обнаружите, что остались на своем месте, а мир ушел вперед. Не случайно сейчас все больше представителей бизнеса в качестве интеллектуального хобби используют преподавание. Оно превращается в форму самообразования — когда мы учим, то сами в чем-то разбираемся лучше.

    автор: Наталья Нестерова дата: 01.10.2018 + +1 -

    Оставить комментарий: