автор: Андрей Сычев дата: 22.05.2018 + +1 -

Одержимый с Бегли-Стрит

«Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно». Эти слова принадлежат человеку, перевернувшему в начале прошлого века мир автомобилестроения.


Генри Форд родился в семье ирландских эмигрантов и был старшим из шести детей. Его детство прошло на родительской ферме, где он помогал семье и посещал сельскую школу. 12-летним мальчишкой Генри впервые увидел локомобиль. Встреча с экипажем с мотором произвела на него огромное впечатление, и с этого начались его попытки сконструировать движущийся механизм. Тогда же он оборудовал небольшую мастерскую, где с увлечением проводил все свободное время. Именно там через несколько лет он сконструировал свой первый паровой двигатель. Родители не одобряли увлечение сына механикой и мечтали видеть его добропорядочным фермером.

В 1879 году Генри Форд перебрался в Детройт. Там он устроился на работу помощником машиниста. Через три года переехал в Дирборн и в течение пяти лет занимался конструированием и ремонтом паровых двигателей, подрабатывая время от времени на заводе в Детройте. В 1887-м он женится на дочери фермера Кларе Брайант, с которой и проживет всю свою жизнь. Через четыре года у пары рождается сын Эдсел. Клара была умной и спокойной женщиной, ставшей настоящей помощницей неутомимому Генри. Как-то на вопрос журналистов, хочет ли он прожить еще одну жизнь, Форд ответит так: «Только если можно снова жениться на Кларе». В поисках себя Спустя несколько лет будущий миллиардер занимает должность управляющего на лесопильном заводе.

Затем Форд становится главным инженером компании Edison Illuminating. Для облегчения работы на ферме Форд изобрел молотилку зерна, работающую на бензине. Патент на это изобретение приобрел у молодого человека Томас Эдисон, а затем пригласил его работать в собственную компанию на должность главного инженера. Приличный оклад и достаточное количество свободного времени позволили ему больше времени уделять разработке двигателей внутреннего сгорания.

Форд был одержим идеей создать автомобиль, доступный всем. Он правильно полагал, что «сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически». В 1893 году в свободное от работы время Форд конструирует свой первый автомобиль. Руководство компании не одобряет опытов главного инженера и советует от них отказаться. Но Генри остается верен своей идее превратить авто из предмета роскоши в средство передвижения и, полный надежд на будущее, уходит со службы. Несмотря на успешную карьеру, Форд решает заняться собственным делом и основывает фирму Detroit Automobile, где изготовляет гоночные автомобили. Большое значение конструктор уделяет рекламе.

«Если бы у меня было четыре доллара, три из них я отдал бы на рекламу», — не раз говорил Форд своим коллегам. И неудивительно, что клиентура стала расти. Правда, первый блин оказался комом: вскоре фирма «вылетела в трубу». И тогда Форд озвучил свой подход к жизненным неудачам, считая их  «возможностью начать заново более мудро». Он полагал, что честная неудача не унизительна, а унизителен страх перед неудачей.

Удачный реванш Далее наш герой уговаривает инвесторов вложить деньги в перспективное дело. И уговорил. В итоге в 1903 году вместе с двенадцатью мичиганскими акционерами основывает компанию под названием Ford Motor Company. Под автомобильный завод была переоборудована бывшая фургонная фабрика. Бригады, состоявшие из двух-трех рабочих, под непосредственным руководством Форда собирали автомобили из запчастей, которые изготавливались на заказ другими предприятиями. Уже через месяц был выпущен первый автомобиль компании. Спустя два года среди акционеров случился конфликт. Часть из них выступили против стратегии Форда, предполагавшей выпуск дешевых автомобилей, поскольку спросом пользовались дорогие модели. Конфликт был исчерпан после приобретения Фордом у роптавших акционеров акций. С той поры он стал фактическим хозяином компании. Форд упрощает конструкцию автомобиля, стандартизирует его детали и механизмы.

Он первый в мире внедряет конвейер в производство машин. Это инновационное решение в мгновение ока выводит его в лидеры автопрома и оставляет конкурентов далеко позади. И хотя конвейер использовали в XIX веке и до него, когда мы говорим «конвейер», подразумеваем именно Генри Форда — человека, который достиг с его помощью своей мечты и небывалого успеха. Произошло это в 1913 году.

Немногим ранее завод выпустил надежный и недорогой автомобиль, который стал одной из самых массовых и популярных машин своего времени. Таким автомобилем было просто управлять, он не требовал сложного технического обслуживания и мог проехать даже по сельским дорогам, став поистине народным средством передвижения. Но и на этом наш новатор не остановился. Потом ему приходит идея создания вертикально-интегрированного холдинга — от добычи руды и выплавки металла до выпуска готового автомобиля. Продажи автомобилей серии «Форд-Т» приносят огромную прибыль, ведь девизом Форда всегда было «дешево и хорошо», а не «дешево и плохо». Качество — это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит.

В 1909 году «Форд-Т» стоит 850 долл., в 1913 году — 550 долл. В 1914 году компания отмечает выпуск десятимиллионной модели. В то время 10% всех автомобилей в мире составляли именно эти знаменитые машины. В 1919 году для увеличения сбыта своей продукции Форд укрепляет деловые отношения с Советской Россией, заключив сделку по продаже тракторов «Фордзон». В том же году он с сыновьями выкупили акции предприятия у других акционеров и стали единственными владельцами фирмы. Принцип работодателя В 1914 году заводы корпорации начали работать круглосуточно — в 3 смены по 8 часов каждая. Для сглаживания конфликта между трудом и капиталом Форд внедряет социальные новации. Именно на предприятии Форда впервые в США рабочие получают 8-часовую смену, 6-дневную рабочую неделю и оплачиваемый отпуск. «Человек, придумавший выходной» дополнительно вознаграждал некурящих и непьющих работников. Люди выстраивались в очередь, чтобы получить работу у Форда. Он же при подборе персонала оценивал лишь готовность работать: «Мне всё равно, откуда пришёл человек — из тюрьмы Синг-Синга или Гарварда. Мы нанимаем человека, а не историю».

Вопросов с текучестью кадров не возникало, хотя дисциплина на фабрике была жесткой. «Время не любит, когда его тратят впустую», — говорил Форд, не позволяя расслабляться ни себе, ни рабочим. Он был убежден, что «только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять».

У него на заводе и правда была самая высокая минимальная заработная плата — пять долларов в день, работники завода участвовали в распределении прибыли компании и жили в образцовом рабочем поселке. О, злые языки.... «Мой секрет успеха заключается в умении понять другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения», — не раз говорил Форд репортерам, которые то и дело упрекали его в невежестве и необразованности.

После очередного пасквиля тот подает на газету в суд. Во время разбирательств адвокат ответчика, желая доказать судье свою правоту, спросил Форда о том, когда была война между Севером и Югом. Форд не растерялся и ответил: «Мне незачем знать всю информацию, для этого у меня есть много телефонов и советников, которые дадут мне ответ на любой вопрос».

Тяжбу Форд выиграл, поскольку судья счел, что подобный ответ не может сформулировать невежественный человек. «Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются», — отвечал предприниматель злопыхателям. Автомобильный магнат дожил до 83-х лет и скончался 7 апреля 1947 года у себя дома в Диборне, оставив после себя не только миллиардное состояние, но и пример правильного отношения работодателя к работникам. Машины марки «Форд» до сих пор популярны. Они просты и надежны. За заслуги перед автопромышленностью он был удостоен почетной премии, а американский Институт нефти незадолго до кончины новатора вручил ему золотую медаль «За заслуги перед обществом».

    автор: Андрей Сычев дата: 22.05.2018 + +1 -

    Оставить комментарий:

    Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.