Курсы валют

автор: Юлия Медведева, Александр Нестеров дата: 06.03.2018 + +2 -

Плата за здоровье

Вологодчина не может похвастаться высоким уровнем медицинских услуг. Вологжане то тут, то там регулярно жалуются на очереди, невнимание и низкую квалификацию персонала. Недавно наличие язв в системе здравоохранения диагностировали и региональные власти: Антон Кольцов, председатель правительства области, публично посетовал на «отсутствие понятной стратегии развития медицины».


Пока в правительстве обсуждают параметры стратегии, которая отвечала бы современным запросам общества, мы решили опросить экспертов отрасли— руководителей государственных и негосударственных медучреждений, представителей контролирующих органов — чтобы разобраться, как обстоят дела в нашей медицине, насколько конкурентны отношения между организациями разной формы собственности и, наконец, как потенциальному пациенту правильно определиться с выбором места обследования или лечения.

«Частники» и «бюджетники»: конкуренты или партнеры?

Итак, что из себя представляет государственный и частный сектор системы здравоохранения: это звенья одной цепи, стимулирующие друг друга и дающие пациенту разнообразие методов и форм оказания медицинской помощи? Или же структуры, мешающие друг другу в попытках так или иначе заработать на здоровье людей?

Сегодня в Вологодской области порядка 90 государственных медицинских учреждений. Это больницы, поликлиники, санатории, диспансеры. Именно туда за медицинской помощью разного профиля обращается большинство вологжан. Частных ЛПУ значительно меньше, но практически все они также пользуются большой популярностью у жителей региона. Получается, одна часть вологжан делает выбор в пользу государственных клиник, а другая — в пользу частных.

«Конкуренция существует. Но как таковой цели конкурировать государственным и частным учреждениям между собой нет, — поясняет свою позицию главный врач детской областной клинической больницы Владимир Богатырев. — Мое глубокое убеждение, что должны быть и те, и другие. По программе госгарантий медицинская помощь должна оказываться гражданам бесплатно. У нас так и происходит, но есть определенные нюансы. Например, УЗИ в государственных клиниках должно делаться в течение двух недель после обращения пациента. Но бывают такие ситуации, когда человек хочет сегодня и сейчас. Вот за слово «хочу» государство нам не платит, именно для этого существует платная медицина».

Кроме того, в частных учреждениях в списке преимуществ — отсутствие очередей, короткие сроки оказания медпомощи и проведения диагностики. «В государственных медучреждениях, например в районах области, результаты анализов нужно ждать иногда до двух недель, в частной клинике — сутки. И помощь, если нужно, оказывается сразу же. В некоторых частных клиниках открыты операционные для проведения небольших хирургических вмешательств. Если человек сдал анализы и у него все нормально, то его через день могут уже прооперировать под наркозом. Есть дневные стационары, в которых пациент находится сутки, и потом его могут отпустить домой», — говорит сердечно-сосудистый хирург высшей квалификационной категории Николай Налеухин.

К плюсам бюджетных учреждений, безусловно, можно отнести бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования. Сегодня право на это имеют все те, у кого есть медицинский полис, а его имеет каждый житель России. И даже платные услуги, к которым по тем или иным причинам пациентам госучреждений пришлось прибегнуть, стоят на порядок дешевле, чем в частных клиниках.

По мнению самих медиков, от разнообразия клиник выигрывает, прежде всего, пациент. Ведь он может выбрать наиболее удобное для себя учреждение, время его посещения и конкретного врача. При такой оценке системы здравоохранения «частники» и «бюджетники» являются скорее партнерами или соисполнителями в оказании медицинской помощи. А вот настоящий конкурент и тем, и другим — это… аптеки.

«Что происходит на практике? С жалобами, например, на боли в ушах человек приходит в аптеку и просит продать ему лекарство. И аптекарь, порой даже не провизор, а просто фармацевт, выдает ему то или иное средство. Получается, что выпадает диагностическое и лечебное звено. В этом случае страдаем не столько мы с экономической точки зрения, сколько в первую очередь пациент, который получает общее поверхностное лечение, которое может нанести ему вред», — сетует директор медицинского центра «Вита» Владимир Николаев.

Когда глаза разбегаются

В таком многообразии клиник, направлений, процедур и специалистов немудрено запутаться. Рейтинга ЛПУ, сделанного независимыми экспертами, в Вологде и области не существует, потому при выборе медицинского учреждения необходимо следовать некоторым правилам.

В первую очередь специалисты советуют ознакомиться с отзывами на официальных сайтах медучреждений и в соцсетях. Зачастую там пациенты делятся не только общими впечатлениями о клинике, но и детально рассказывают о визите к тому или иному врачу.

Так, на федеральном сайте prodoctorov.ru есть и вологодский раздел. Но доверять одному отзыву не стоит — порой они оказываются противоречивы. Например, читаем на упомянутом сайте: «Огромное спасибо Игорю Михайловичу за профессионализм, отзывчивость и человечность! На «отлично» сделал свою работу. Варикоз исчез, зато выросли крылья за спиной» и следом про того же врача: «Доктор не учтивый. Не внимателен к пациентам. При 10‑дневном стационаре посетил меня только два раза. И то после звонка родственников, при этом сам визит был скорее для галочки. Консультации при выписке даны были неполные, рекомендации не конкретные».

В данном случае следует навести более подробные справки по другим открытым источникам или пообщаться с его коллегами: так ли он профессионален, стоит ли доверять ему свое здоровье? Так или иначе, выбирать нужно как раз специалиста, а не клинику. Следует обратить пристальное внимание именно на его личность, опыт, коммуникабельность и манеру общения с пациентами.

Еще один критерий выбора — стоимость медицинских услуг. «Все зависит оттого, что вы хотите сделать. Например, если вы хотите обратиться к кардиологу, то можно сходить и в маленькую клинику к нему на прием. А вот если вам необходимо оперативное вмешательство, то нужно смотреть уже на само медучреждение: как давно оно работает и каких результатов достигло. Делать сложные операции в маленькой клинике я бы не советовал», — поясняет Владимир Богатырев.

«При обращении в частную клинику необходимо убедиться в наличии лицензии у организации, а также у конкретного специалиста на вид оказываемой помощи. Особенно это касается детских приемов. В государственном учреждении вас просто не примут, если специалист соответствующей квалификации отсутствует. В частной же организации о факте отсутствия лицензии могут просто умолчать», — советует директор юридической фирмы «Шалаевский и партнеры» Николай Шалаевский.

Жесткий контроль

В постоянном контроле работы государственных медучреждений разными структурами сомневаться не приходится. За качеством оказания медицинской помощи и соблюдением всех стандартов в бюджетных учреждениях следит Роспотребнадзор, Росздравнадзор, департамент здравоохранения области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

А вот кто контролирует работу частных клиник? Многие думают, что они существуют сами по себе, ведь их деятельность полностью осуществляется на основе когда‑то выданной лицензии и за счет своих собственных средств. На самом деле это мнение ошибочно. Частные медучреждения также находятся под пристальным взором всевозможных контролирующих органов.

«Я считаю, что наш главный контролер — это пациент. То, какие отзывы он оставляет о нас, — это самое главное. Мы очень внимательно следим за тем, что о нас пишут, стараемся оперативно разбирать жалобы, давать пояснения и проводить внутренние проверки», — рассказывает Владимир Николаев. Стоит отметить, что лицензионный контроль частных медучреждениий с октября 2016 года передан Росздравнадзору. Вот уже несколько месяцев специалисты ведомства выходят с проверками в частные клиники. Причем такие визиты могут быть как запланированными, так и внезапными — по факту обращения пациентов.

«Что касается бюджетных учреждений, то в их адрес поступают жалобы, которые в основном относятся к доступности и организации самой услуги, а не к качеству медицинской помощи. Например, у пациентов возникают сложности с записью на прием к врачу. Основная цель государственных бюджетных учреждений — это оказание медпомощи, а не получение прибыли, поэтому они работают в соответствии со стандартами, — поясняет руководитель территориального органа Росздравнадзора по Вологодской области Айрат Сафин. — Если говорить о частных организациях, то у них в основном идет некая гонка за прибылью, бывает, что в ходе нее они нарушают именнопорядок оказания медицинской помощи. И на них, бывает, тоже приходят жалобы».

По словам руководителя вологодского Росздравнадзора, 80% всех жалоб пациентов медицинских учреждений можно решить на месте — с помощью главных врачей, завотделениями и других руководителей.

Однако в ряде случаев по тем или иным причинам пациенты минуют администрацию медицинского учреждения и обращаются напрямую в контролирующие органы. Отмечу, что порой и руководство медучреждений не идет на контакт с пациентами. И те, в свою очередь, обращаются в контролирующие органы. Если специалисты ведомства выявляют в работе медучреждения нарушения, подлежащие административному наказанию, то они составляют протокол и выписывают штраф. В случае, когда предписание Росздравнадзора так и остается невыполненным в установленный срок, материалы направляются в суд. Ежегодно на вологодские медицинские учреждения заводят около ста судебных дел.

Медицинские новинки

Рынок медицинских услуг, в том числе и Вологодской области, не стоит на месте. Его основу составляют традиционные виды медпомощи, при этом все больше пациентов привлекает возможность пройти комплексное обследование организма в одной клинике.

Особенно востребована сегодня диагностика, направленная на предупреждение онкологических заболеваний. Успешно в нашей области, в частности в детской клинической больнице, развиваются методы эндоскопической хирургии. Специалисты медучреждения активно практикуют даже очень сложные операции, которые делаются без разрезов, через небольшие проколы.

По прогнозам специалистов отрасли, ближайшие годы должны стать периодом мощного развития (в мтом числе и благодаря господдержке) телемедицинских технологий, внедрения ИТ-продуктов (таких как, например, «электронная медицинская карта пациента»). И многие вологодские медучреждения готовы к этому, т.к. стремятся идти в ногу со временем.

Продолжение следует

    Похожие материалы

    «ВОЛОГДАФАРМ»
    Здоровье от природы
    Центр здоровья
    Концептуальное чародейство
    Станислав Пуртов: «У пациента должна быть гарантия реализации его прав»
    автор: Юлия Медведева, Александр Нестеров дата: 06.03.2018 + +2 -

    Оставить комментарий: