автор: Александр Нестеров дата: 27.09.2016 + +1 -

Потребление на доверии

Отношение к собственности и потреблению в современном мире кардинально меняется, и это заметно по образу мышления более-менее продвинутых представителей отечественного среднего класса: зачем переплачивать за отель во время путешествия, если можно снять хорошую комнату в квартире местного жителя через онлайн-сервис? Зачем ездить на работу или по делам в одиночестве, если можно найти попутчика и сэкономить на бензине?

Можно говорить о проявлении долгосрочной тенденции не только на Западе, но и в России. Для ее обозначения чаще всего используют термин sharing economy, что буквально переводится как «долевая экономика». Но правильнее было бы называть эту экономику доверительной.

Суть явления

Нас приучили, что если нам что-то нужно, мы должны это купить. Но всегда ли это так необходимо? Случается, что у нас нет подходящих инструментов, чтобы повесить полку. Что мы делаем? Мы обращаемся к друзьям или соседям и берем инструмент на время взаймы. Как говорят, мне нужна не дрель, а дырка в стене. Такая взаимопомощь – явление не новое. Совместное пользование вещами и оборудованием всегда было обычным делом среди друзей, в семье, среди соседей. Но с появлением интернета ситуация кардинально изменилась: владельцам имущества и тем, кому оно потребовалось, стало горазда легче искать друг друга.

С другой стороны, в обществе наблюдается растущий интерес к рачительности, к меньшему количеству покупок. Даже богатые люди полагают, что большее потребление – это вовсе не ключ к счастью.

«Польза от совместного использования ресурсов очевидна – ниже цена, меньше отходов, да к тому же происходит формирование глобальных сообществ с ценностями соседства, - пишет Вячеслав Бахмин, эксперт «Комитета гражданских инициатив». - В широком понимании можно говорить об экономической модели, при которой владелец имущества или иного ресурса готов им поделиться, то есть он предоставляет возможность временно использовать своё имущество тем людям или организациям, кому оно необходимо и у кого этот ресурс отсутствует. В итоге сообщество в целом распоряжается своими ресурсами более эффективно. Такую экономическую модель стали называть sharing economy».

Впрочем, предложенная концепция не отражает в точности суть явления. Когда говорят «поделиться», то обычно имеется ввиду «бесплатно». И действительно, некоммерческих проектов и онлайн-платформ для различного рода обменов и совместного использования и сейчас существует немало. Однако, как правило, под термином sharing economy чаще понимают именно бизнес-модель, при которой люди имеют возможность, используя онлайновые площадки, капитализировать неиспользуемую часть принадлежащего им имущества, а потребители не покупают то, что им нужно, а арендуют это у частных лиц.

Благодаря такой бизнес-модели обычные люди могут достаточно легко войти в рынок и получить доход от тех ресурсов, которые есть у них в распоряжении и которые до того были недоиспользованы, то есть фактически стать микропредпринимателями. Например, владелец машины разрешает кому-то взять свою машину в аренду, пока она ему не нужна.

Разнообразие форм

Сейчас в мире существуют сотни компаний, платформ, коммерческих и некоммерческих проектов, использующих подход sharing economy, соединяющий тех, кому что-то нужно, с теми, у кого это есть.

Основатели сервиса AirBnB неплохо заработали на желании людей сэкономить.

К примеру, по данным на 2015 год компания AirBnB, предоставляющая услуги кратковременной аренды частного жилья во многих странах, обслуживает в день среднем 425 тыс. клиентов, а в год сервисом пользуется более 155 млн путешественников (для сравнения: это на 22% больше, чем обслуживает вся сеть отелей «Хилтон»). AirBnB использует брокерскую модель: предоставляя площадку для совершения сделок и некоторые услуги вроде клиентской поддержки, приема платежей и страховки для владельцев жилья, она берет плату – 3% с арендодателя и от 6% до 12% с арендатора в зависимости от стоимости объекта.

Другая известная компания Uber предоставляет услуги такси или автомобиля с водителем. Она работает более чем в 400 городах по всему миру, а её стоимость оценивается в десятках миллиардов долларов. Кстати, в числе акционеров компании есть и российские инвесторы – летом 2015 года в Uber «несколько десятков миллионов долларов», как пишет РБК, вложил Алишер Усманов и его партнеры.

Перспективы подобных стартапов видятся весьма радужными. По оценке PwC, пять ключевых сфер, в которых развивается эта экономика участия, а именно путешествия, аренда машин, рекрутинг персонала, финансирование, музыкальный и видео-стриминг, могут увеличить свой доход с 15 млрд долл. до 335 млрд в 2025 году.

Но делиться – это не только про вещи или услуги. «Краудфандинг переводит идею соучастия на другой уровень. У него много форм и платформ. Каждый может поделиться рублем, чтобы увидеть реализованным проект. Одновременно создается взаимодействие с сообществом жертвователей. Всё это о том, как объединить ресурсы сообщества, чтобы что-то происходило, - отмечает Вячеслав Бахмин. - Оказывается, энтузиазмом тоже можно делиться. И когда люди в это вовлекаются, для многих такая деятельность становится их лучшим, самым памятным опытом».

Он обращает внимание, что избыточный ресурс присутствует не только у бизнеса или у граждан. Многие муниципальные публичные учреждения и площадки (библиотеки, музеи, школы, парки) имеют немало возможностей стать полезными не только своей целевой аудитории, но и городу в целом. Существуют «открытые» музеи и библиотеки, предлагающие свои площади, оборудование, специалистов и услуги для нужд местного населения.

Дискуссия

Как любое новое и довольно противоречивое явление, sharing economy вызывает немало споров. Почитатели новой экономики уверяют, что цифровые технологии дают обычным людям огромные возможности, делают деятельность человека более эффективной. Критики отвергают эти восторги и говорят скорее об экономическом эгоизме участников sharing economy, а не о намерении делиться.

«Экономисты еще не решили, как оценить sharing economy. Они стоят перед вопросом: создается ли в результате новая стоимость или просто новые сервисы замещают существующий уже бизнес. Наверное, подходят оба ответа, – пишет Forbes. – Всегда возможен краткосрочный негативный эффект для экономики, поскольку в результате человек не покупает новый автомобиль. Но в долгосрочной перспективе экономика выигрывает, и это хорошо для всех».

Правда, при реализации новой экономической модели неизбежно возникают правовые проблемы. Причина в неопределенности самого поля деятельности, неопределенности круга участников, а всё, что неопределенно, сложно регулировать. Известны юридические скандалы вокруг компании Uber, работу которой в ряде городов запретили. Та с этим не согласна, поскольку предоставляет не транспорт и лицензированного водителя, а технологию.

Конечно, если вы покупаете снегоочиститель или газонокосилку, вам никто не запрещает поделиться ею с соседом (пока на это нет копирайта). Хотя, если со временем экономика соучастия будет развиваться, соответствующий закон, под влиянием раздраженных производителей или изобретателей техники, возможно, и будет принят.

Помимо чисто юридических трудностей существует и проблема доверия. Пользуясь сервисами sharing economy, люди часто не понимают рисков, с которыми они могут столкнуться, когда предоставляют свою собственность в пользование постороннему человеку, или когда сами используют чужую собственность. Это – сфера внимания и интереса для страховщиков. Но это и проблема доверия в том сообществе, в котором происходит обмен или совместное использование имущества. На такое доверие работает репутация платформы, которая заинтересована в лояльности своих клиентов, в качестве предоставляемых услуг.

В России

Сервисы, типичные для sharing economy, существуют и у нас в стране. Например, уже несколько лет функционирует «народное такси» Довезу!ру. В основном, здесь ищут попутчиков по городу, например, от дома до работы, реже — попутные машины в другой город. Сервисы YouDo и iFriday предлагают тем, кому не хватает времени, помощь других людей в повседневных делах и работе. Краудфандинговая платформа Planeta.ru – одна из первых и, пожалуй, самая успешная площадка в Рунете для сбора средств на реализацию творческих проектов. Участники некоммерческого сервиса «ДаруДар» дарят друг другу свои услуги и вещи, «безвозмездно и бесплатно» (так, в Москве уже 90 тыс. «сообщников», в Вологде их пока только 500).

Приживется ли share economy на российской почве? Ответы на эти вопросы можно услышать самые разные. «Будущее у таких сервисов есть, но не сейчас: должно сильно измениться мировоззрение. У нас еще слишком свежи воспоминания о том, как штанишки от братика переходили по наследству, и большинство пока рассуждает так: „Я копил, купил — и зачем я буду делиться?“», - говорит Любовь Симонова, эксперт фонда Almaz Capital.

«Sharing economy имеет хорошее будущее в России, так же как и в других странах, поскольку позволяет получать доход от простаивающих ресурсов. Так же, как аренда квартир у частных лиц становится все более цивилизованной, так и аренда автомобилей, инструментов и многого другого может стать обыденной спустя сравнительно небольшое время, - считает Гайдар Магдануров, директор по инвестициям Runa Capital. - Для этого нужны простые инструменты страхования владельцев и арендаторов от убытков».

Таким образом, каковы перспективы отечественных сервисов, построенных на идеях совместного пользования и доверия, – вопрос открытый. Однако, то, что новое явление привлекает все большее внимание исследователей и, что самое главное, активных участников – очевидный факт.

В статье использованы материалы ресурсов www.therunet.com, www.forbes.ru, komitetgi.ru.

    Похожие материалы

    Сейчас волшебное время для сильных личностей
    Для экономического роста необходимо инвестировать в материально-техническую базу и человеческий капитал
    автор: Александр Нестеров дата: 27.09.2016 + +1 -

    Оставить комментарий: