автор: Александр Мальцев дата: 29.12.2011 + 0 -

Ручная работа

Редкий случай: хобби проходит сквозь всю жизнь человека и после завершения «основной» профессиональной карьеры становится главным занятием жизни и способом самореализации. Так сложилась судьба Татьяны Рагутской – в прошлом архитектора, работника Вологодского проектно-изыскательского института «Гражданпроект», а ныне – известной в узких кругах вышивальщицы и кукольницы.

Шито белыми нитками

Имя Татьяны Валентиновны впервые появилось в различных периодических изданиях 5 лет назад. Тогда она как руководитель творческой мастерской вышивки вологодского детдома № 2 со своей коллекцией платья в традиционном русском стиле сначала была замечена модельерами на выставке «Российский лен», а затем и на Неделе Высокой моды в Москве. Наша героиня рассказывает, как это произошло: «В 2000 году написала заявку и неожиданно для себя выиграла президентский грант (имеется в виду грант Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства – прим. ред.). На эти деньги была организована мастерская, где стали заниматься 15 детей из детдома. Сначала учились, потом стали участвовать в выставках-ярмарках "Российский лён", ну, и в 2006 году мы с ребятами заняли первое место в номинации "Традиционный костюм"». Валентину Юдашкину, гостю выставки коллекция понравилась, и он пригласил вологодских ребят и их руководителя в Москву. «Я думаю, если бы костюмы были чисто народными, ими бы не так восхищались. Мы совместили элементы традиции и «что-то своё» в рисунке, - пытается определить особенности своего творческого метода Татьяна Валентиновна. – Кроме того, костюмы значительно оживляют элементы вышивки и аксессуары: бисер, ленты, паетки…».

Когда началось это увлечение шитьем? Тут нет ничего необычного – послевоенное детство, естественное желание как-то украсить имеющуюся одежду. Но если подруги нашей героини прохладно относились к вышиванию, то Татьяна Валентиновна и в институте свое увлечение не оставила – рисовала и проектировала не только здания, но и наряды.

После выхода на пенсию появилось больше свободного времени и вот тут-то Татьяна Рагутская что называется «нашла себя»: стала изучать литературу, ездить по музеям. Выяснила, что в вологодском шитье существует специфический орнамент, своя техника: «Все знают про вологодское кружево, а про шитье – мало кто. Но на мой вкус шитье «белое по белому» выглядит даже более изящным. И по трудоемкости оно не уступает кружеву – там коклюшками надо работать, а тут иголкой. Недаром его называют "игольным кружевом"».

В ходе собирания информации выяснилось, что традиции вологодского шитья почти утрачены: «А ведь еще недавно они сохранялись – в советское время была строчевышивальная фабрика, до революции в селе Кубенское была своя школа шитья. Сейчас мастера по деревням потихоньку уходят, а новых не появляется. В музеях и хранилищах мало что сохранилось – ткань быстро портится. А если что и осталось, сегодня уже сложно восстановить, как это делалось». Так и возникла идея создать мастерскую традиционной вышивки. «Мне повезло с директором Детского дома № 2 – Еленой Николаевной Рындиной. Она во всем меня поддерживала. Все призы, все премии, которые удавалось завоевать – все вкладывалось в дело». Некоторое время назад мастерская Татьяны Рагутской прекратила существование – закончилось финансирование по гранту, да и дети выросли и покинули стены детского дома. Но наша собеседница нисколько не жалеет, о том что сделала – ее воспитанницы не стали знаменитыми модельерами, но выросли утонченными и романтичными натурами, и у всех сложилась нормальная судьба.

Кукла как вид искусства

Но вышивка как вид рукоделия – это не только одежда. Это и предметы интерьера, панно, оформление подарков. Татьяна Валентиновна сетует, что не может показать все, что сделала своими руками – многое подарено друзьям и знакомым: «Трудно, конечно, расставаться с такими вещами, но хорошим людям не жалко». Есть среди одаряемых и VIP-персоны. Так, несколько лет назад Татьяна Рагутская передала Губернатору области цветное кружевное полотно, которое вышивала 3 года, а он эту интерьерную вышивку подарил Президенту Финляндии, когда был на его дне рождения.

Последнее увлечение Татьяны Валентиновны – не моделирование костюмов, не панно, а… салонные куклы. Весьма популярный в XIX веке, а сегодня ставший почти что экзотикой вид искусства заинтересовал Татьяну Рагутскую пять лет назад. Она «почти случайно» попала на курсы в мастерскую к Марине Туровой и занимается изготовлением кукол по сей день. Некоторые из них недавно выставлялись даже во Франции. «Видимо, французов заинтересовала «богатая» вышивка на моих куклах, ну не могу я без нее, - улыбается собеседница. И добавляет уже более серьезно: – Оказалось, что не только в нашей стране люди отошли от рукоделия, оно и в Европе оно тоже исчезает. Вот и собирают образцы по всему миру». Это связано не только с научно-техническим прогрессом, но и во многом с характером этой деятельности, которую нельзя назвать массовой. Требуется усидчивость, хорошее зрение (в вышивке кукольных нарядов много мелких деталей), свободное время. Да и удовольствие это не из дешевых – ткани, украшения, другие материалы стоят немалых денег…

Татьяна Валентиновна делает куклы «с нуля» - от каркаса, до пальцев, лица, прически и платья. Сначала придумывается образ, а потом в ходе кропотливой работы появляется фигура со свойственным только ей характером. И порой задуманное изначально в ходе работы может поменяться и на свет рождается что-то неожиданное. Автор делает и относительно крупные фигуры, которые вполне помещаются в кресле или на диване, так и миниатюрные фигурки, которые хорошо смотрятся на комоде или книжной полке. В отношении тех и других она придерживается реалистичного направления – в коллекции не встретишь сатирических или абстрактных персонажей, но зато есть персонажи сказочные. Сейчас, например, в работе находится кукла, которая задумана как Девочка-эльф. И вообще, у Татьяны Валентиновны есть мечта сделать галерею сказочных героев.

Стремясь разделить свое увлечение с другими, Татьяна Рагутская организовала творческую мастерскую при Доме Архитектора «Серебряная нить»: «Туда приходят самые разные люди, и инженеры, и учителя. Все, у кого есть тяга к красоте и чему-то необычному». «Хочется, чтобы в Вологде относились внимательнее к рукоделию, - говорит в конце нашей встречи собеседница. – Выставки проводятся не так часто, как хотелось бы. А ведь нашим мастерам есть что показать и есть чему поучиться у других».

    автор: Александр Мальцев дата: 29.12.2011 + 0 -

    Оставить комментарий: