автор: Борис Майский дата: 11.01.2017 + +1 -

Семь шагов за горизонт

Константин Гулин, д.э.н., заместитель директора по научной работе ИСЭРТ РАН – постоянный эксперт нашего издания.

Какие организационные решения следует принять в Вологодской области, чтобы активизировать ее социально-экономическое развитие? Рекомендации дают специалисты ИСЭРТ РАН.

На протяжении практически всего времени своего существования Институт социально-экономического развития территорий РАН неоднократно выдвигал в адрес региональной власти конкретные предложения, касающиеся улучшения социально-экономической ситуации. К сожалению, «достучаться» до адресата удавалось не всегда, и лишь недавно часть идей, предложенных учеными, получила шанс на реализацию.

Так, ИСЭРТ РАН неоднократно рекомендовал областному правительству создать на территории Вологодчины Региональный фонд поддержки промышленности. В начале декабря губернатор Олег Кувшинников дал поручение создать у нас такой фонд в 2017 году. Все чаще чиновники начинают говорить и о необходимости воплотить в жизнь такое предложение ИСЭРТ, как создание в регионе масштабной многоуровневой системы научно-технического образования молодежи.

В связи с этим журнал «Бизнес и Власть» обратился к ученым с просьбой – опубликовать на страницах нашего издания ряд предложений, реализация которых способна уже в самое ближайшее время ускорить социально-экономическое развитие Вологодской области и способствовать росту качества жизни ее населения.

1. Разработать и принять концепцию развития государственно-частного партнерства.

Цель – создать условия для развития взаимодействия власти и бизнеса при решении проблем экономики региона, активного использования механизмов ГЧП при реализации приоритетных инвестиционных проектов.

В концепции целесообразно официально закрепить формы и принципы реализации совместных проектов, а также основные направления региональной экономической политики по развитию партнерства. Данный документ наряду со стратегией и программой развития ГЧП позволит обеспечить интеграцию инструментов партнерства в практику программно-целевого управления.

2. Создать при Правительстве Вологодской области Координационный совет по развитию государственно-частного партнерства.

Цель – организовать открытый диалог между властью и бизнесом, обеспечить их эффективное взаимодействие между собой на данном направлении.

В состав участников совета целесообразно включить представителей власти, бизнеса, финансовых структур, институты гражданского общества. Функции совета – разработка проектов нормативно-правовых актов, механизмов привлечения частных инвестиций, параграфов стратегий и госпрограмм, регулирующих вопросы организации взаимодействия власти и бизнеса, инструментов интеграции партнерства в механизм их реализации.

3. Создать Региональный фонд модернизации инфраструктуры, действующий в форме некоммерческой организации.

Цель – модернизировать и развивать объекты региональной инфраструктуры на основе консолидации и рационального использования бюджетных и частных ресурсов.

Финансовые средства Фонда предоставляются на условиях возвратности и платности под конкретный инновационно-инвестиционный проект, носящий важную социальную значимость. Проект должен иметь уровень софинансирования за счет частных инвестиций и местного бюджета не менее 30%. От него требуется также наличие социальной либо экономической эффективности на всех стадиях своего жизненного цикла.

Благодаря деятельности данного института развития на каждый рубль бюджетных средств можно дополнительно привлечь от 0,5 до 3 рублей частных инвестиций.

ПО МНЕНИЮ УЧЕНЫХ ИСЭРТ РАН, В ОБЛАСТИ НУЖНО РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ, ОРИЕНТИРОВАННУЮ НА СОЗДАНИЕ В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ ДЛИННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕПОЧЕК ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ В ФОРМЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ. ЭТО ПОЗВОЛИТ ПРОИЗВОДИТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНУЮ ПРОДУКЦИЮ, ПОВЫСИТЬ ДОЛЮ НАЛОГОВЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕГИОНА, СУЛИТ И ДРУГИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАКИХ СТРУКТУР ДОЛЖЕН ПРОИСХОДИТЬ ПРИ АКТИВНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СО СТОРОНЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

4. Создать Фонд поддержки инвестиционного развития муниципальных образований.

Предпосылки создания Фонда – выход муниципальных образований на уровень исполнения бюджетов развития. Цель – усилить инвестиционный потенциал муниципальных образований.Форма работыФонда – долевое финансирование инвестиционных программ и проектов, связанных с расширенным воспроизводством социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований.

Критерии выделения субсидий муниципалитетам:

- софинансирование инвестиционных программ из областного и местных бюджетов;

- соответствие программы направлениям социально-экономической стратегии и бюджетно-налоговой политики региона и муниципального образования;

- конкурсность участия в распределении средств Фонда;

- привлечение частных инвесторов с целью аккумулирования внебюджетных источников финансирования программы;

- наличие у муниципалитетов других инвестиционных проектов, направленных на развитие экономического потенциала территории.

Основные условия участия в конкурсе – уровень оценки, полученный муниципалитетом по итогам мониторинга качества управления финансами.

5. Внести изменения в методику расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.

Цель – рационализация перераспределения финансовых ресурсов между поселениями.

Предпосылки корректировки методики – установление зависимости механизма распределения дотаций и, как следствие, расходов бюджета в большей степени от размера налоговых поступлений, что нарушает два принципа бюджетной системы РФ: принцип минимизации размера дефицита бюджета, достижение которой возможно лишь при учете всех доходов (ст. 33 БК РФ), и принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, означающий, что расходы не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 35 БК РФ).

Суть корректировки – при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений учитывать все статьи налоговых доходов и ряд неналоговых поступлений. Для того, чтобы не вызвать деструктивный эффект и не уменьшить мотивацию органов местного самоуправления поселений в развитии неналоговых платежей не следует учитывать неналоговые доходы, объем которых зависит от эффективности управления муниципальной собственностью.

6. Создать Региональный фонд поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Ст. 262 Налогового кодекса РФ регулирует вопросы, связанные с учетом расходов предприятий на НИОКР. Согласно ей, к таким расходам относятся и отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» в сумме не более 1,5% доходов от реализации предприятия. В п. 1 ст. 15.1 данного закона указано, что фонды могут создаваться Российской Федерацией, субъектами РФ, физическими лицами и юридическими лицами.

Фонд может стать одним из приоритетных инструментов стимулирования модернизации экономики региона и развития научных исследований и разработок. Данный инструмент позволит учитывать особенности развития бизнеса на конкретной территории и оказывать точечную адресную поддержку.

7. Разработать и принять программу научно-технологического развития региона на долгосрочную (до 2030 года) перспективу.

Данный документ, формируемый на принципе программно-целевого планирования, может быть направлен на достижение конкурентных параметров научно-технологического развития региона в контексте решения целевых установок «Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года».

Программа должна включать в себя комплекс мероприятий:

- по организации в регионе НИОКР по прорывным направлениям развития науки, актуальным и перспективным с учетом имеющегося потенциала и перспектив развития области;

- по развитию кадрового потенциала (научно-технического, инженерно-конструкторского) для инновационной экономики региона;

- по обновлению материально-технической базы исследований, исходя из современных мировых требований;

- по модернизации конструкторско-технологического обеспечения производственного сектора;

- по совершенствованию управления инновационными процессами формированию региональной инновационной системы;

- по продуцированию эффективных сетевых форм взаимодействия науки, производства, органов государственного и муниципального управления, инфраструктурного сектора и т.д.;

- по развитию перспективных производств нового поколения.

Программу целесообразно выстроить на основе проектного подхода, то есть она должна иметь максимально конкретизированный (по проектам) характер, содержать четкие параметры ожидаемой результативности, иметь устойчивые источники финансирования (например, Региональный фонд поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, возможность создания которого предусматривается Налоговым кодексом РФ и Федеральным законом о науке и научно-технической политике).В нее должны быть заложены механизмы контроля результативности и обратной связи (ежегодная корректировка).

автор: Борис Майский дата: 11.01.2017 + +1 -

Оставить комментарий:

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.

в апрельском номере ЖУРНАЛа
banner 51
banner 69
banner 38
banner 56
banner 61
banner 55
banner 71
banner 63
banner 54




Мало новостей? Добавь свою!
Новости от «Бизнес и Власть»
на вашем сайте