автор: Дмитрий Катаев дата: 13.06.2018 + +2 -

Ситуация на внутрироссийском рынке автомобильного топлива выглядит тревожно

Ситуация на внутреннем рынке автомобильного топлива выглядит довольно тревожно. К такому выводу пришли эксперты РИА «Рейтинг», которые провели соответствующее исследование. «Это наиболее мягкое определение, если учесть, что во второй половине мая бензин на автозаправках дорожал на 10-20 копеек в день», - отмечают они. Само по себе удорожание топлива в России – в независимости от динамики нефтяных цен – явление привычное и даже закономерное. В последний раз обратный ход наблюдался очень давно. Однако такой размашистый рост цен впечатлил всех – и потребителей и, наверно, даже производителей бензина». По мнению «РИА Рейтинг», причин у резкого скачка цен на бензин несколько. Вместе сошлись сезонный, экономический, политический и административный факторы.

Сезонный фактор заключается в том, что с началом весны цена топлива в нашей стране поднимается – в той или иной степени, ежегодно и без исключений. В этот период начинается посевная, активизируются дачники и автотуристы.

К нему присоединился экономический фактор. В конце марта 2018 года цена нефти бодро стала рваться вверх и в течение довольно короткого времени преодолела сначала планку 60, затем 70 долл. США за баррель и вскоре вплотную приблизилась к уровню 80 долл. США за баррель. Обычно в этих условиях дорожает и рубль, но сейчас рубль стал резко слабеть, и это уникальный случай в российской экономике. Цена барреля в рублевом эквиваленте подскочила до 5 тыс. руб.

В результате «нетбэк» (экспортная альтернатива) на рынке топлива стал быстро отрываться от внутренних биржевых цен. Иногда превышение «нетбэка» над биржевыми ценами составляло почти 10 тыс. руб. за тонну – такого никогда не было. Экспортировать бензин и дизельное топливо стало очень выгодно. «Экспорт действительно стал быстро расти, но это не значит, что на внутреннем рынке образовался дефицит, - сообщают исследователи. - Производство бензина тоже растет. Просто, в силу того, что Россия – страна с открытой рыночной экономикой, внутренние цены на бензин стали стремиться к экспортному паритету – сначала на оптовом рынке, а затем и на розничном».

Сыграл свою роль и политический фактор - произошло усиление американских санкций, которые фактически парализовали внешнеторговую деятельность «РУСАЛа», параллельно привели к обвалу рынка акций и резкому ослаблению рубля, о котором говорилось выше.

Наконец, нельзя не учитывать и административный фактор. Во второй половине марта состоялись выборы президента России. До этого момента динамика розничных цен на рынке была очень спокойной, хотя на биржевом рынке уже начиналась буря. За январь и февраль цены в рознице почти не выросли, в марте рост, по данным Росстата, составил всего 0,4%. За это же время (за три месяца) цена бензина АИ-95 на Санкт-Петербургской бирже выросла более чем на 10%.

«Очевидно, что рано или поздно плотину должно было прорвать, и ее прорвало уже в двадцатых числах марта. Кстати, нечто подобное наблюдалось и весной 2012 года, - отмечается в исследовании. - К тому же отметим рост акцизов с 1 января и планировавшийся рост акцизов с 1 июля. Само по себе повышение акцизов не всегда приводит к росту цен в рознице, но в условиях «идеального шторма» это не могло не быть замеченным рынком».

По мнению экспертов РИА «Рейтинг», в ближайшее время рост цен на бензин стихнет. Вряд ли следует ждать их снижения, но по 10-20 копеек в день топливо дорожать уже не будет. Во-первых, акцизы оперативно снижены с 1 июня, и с 1 июля повышаться не будут. Во-вторых, рубль после «санкционного пике» укрепился, и нетбэк тоже стал снижаться. При этом цена нефти, скорее всего, уже не пробьет уровень 80 долл. США за баррель.

Источник:http://riarating.ru/comments/20180606/630095872.html

    Похожие материалы

    Деньги на культуру
    Мало малого бизнеса
    Воспользовались льготой
    Если бы я был президентом
    автор: Дмитрий Катаев дата: 13.06.2018 + +2 -

    Оставить комментарий: