автор: Анна Климова дата: 29.11.2009 + +425 -

Стресс на работе и профессиональное выгорание

Cтресс является практически неотъемлемой частью современной жизни. Очевидно, что высокий уровень стресса неблагоприятно сказывается на физическом состоянии, психическом самочувствии и многих аспектах выполнения работы.

Научное понятие с серьезными практическими последствиями

Стресс рассматривается с различных позиций и считается самым неточным словом в научном словаре. Стрессом называют ситуацию с присущими ей риск-факторами, требующими мобилизации ресурсов и изменения поведения; состояние человека, включающее целую палитру физиологических и психологических проявлений; а также отсроченные негативные последствия нагрузок и переживаний, нарушающих дееспособность и здоровье человека.

Подобно тому, как высокая температура является лишь следствием воспалительного процесса и сигналом того, что организм с ним борется, стресс следует расценивать как важнейший механизм адаптации, позволяющий живому существу, попавшему в неблагоприятные условия, напрячь свои ресурсы и найти оптимальный выход из затруднений. Стресс может оказаться продуктивным (эустресс) или деструктивным (дистресс) в зависимости от того, какие результаты и какой ценой достигнуты человеком в ходе преодоления затруднений.

Негативное влияние факторов стресса на работе привело к тому, что в настоящее время профессиональный стресс выделен в Международной классификации болезней в отдельную рубрику — «Проблемы, связанные с трудностями управления своей 
жизнью».

Неблагоприятное разрешение стресса на рабочем месте, приводящее к эмоциональному, умственному и физическому истощению, связанному с работой и профессиональными обязанностями, получило название синдрома эмоционального выгорания. СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. А. Морроу предложил яркий 
образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытываю-щего дистресс профессионального выгорания, — «Запах горящей психологической проводки».

Развитие профессионального выгорания характерно в первую очередь для представителей профессий, работа которых связана с эмоциональной нагрузкой, ответственностью и неопределенными критериями успеха. Такие профессионалы находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами, в эмоционально напряженной атмосфере при выполнении своих обязанностей.

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда речь идет о СЭВ? Первая группа — это сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться (руководители, менеджеры, врачи, консультанты, педагоги). Вторая группа — люди, испытывающие внутриличностный конфликт в связи с работой. Третья группа — работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и страха потери рабочего места. Четвертая группа — сотрудники, которые в новой, непривыч-
ной обстановке должны проявить высокую эффективность при нехватке компетенций. В этом случае симптомы могут проявиться у молодого специалиста уже после шести месяцев работы. Наконец, пятая группа — жители крупных городов, которые находятся в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

Существующие на сегодня исследования позволяют назвать конкретные факторы, способствующие развитию и формированию выгорания. К организационным факторам можно отнести те, которые порождаются содержанием и условиями самой работы или неправильной ее организацией. Среди них, в свою очередь, можно выделить факторы, связанные с организацией физических условий работы и с организацией психологических условий работы. Это постоянные высокие нагрузки, монотонность труда, несоблюдение санитарно-гигиенических норм труда, недостаточная материальная база (технические средства труда не соответствуют поставленным задачам и реальным нагрузкам). Отсутствие положительного стимулирования работников со стороны начальства (материального и морального вознаграждения, адекватного затратам), неблагоприятный психологический климат в коллективе (конфликты, недоверие, «подсиживание», разобщенность), отсутствие поддержки со стороны более опытных коллег, отсутствие информации о результатах своего труда (т. е. 
отсутствие обратной связи).

К индивидуальным факторам относятся социально-демографические характеристики (стаж работы 3-5 лет, высшее образование) и психологические особенности человека (очень низкая или очень высокая эмоциональная чувствительность к состояниям и проблемам других людей, высокие требования к себе: перфекционизм, внешний локус контроля).

Выгорание характеризуется низким качеством исполнения работы, утомлением, сопротивлением любым изменениям, уменьшением числа контактов с окружающими, физическим недомоганием, отсутствием энтузиазма, цинизмом и эмоциональным истощением. Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть «инфекционной» и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается выгорание организаций, которое выражается в том, что у большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое и эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами. Работники становятся неестественно похожими, «на одно лицо». У них нет веры в позитивные перемены на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.

Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны. Однако есть диагностические инструменты, помогающие определить 
не только наличие синдрома, но и стадию, на которой находится «сгорающий» работник.

Стадии выгорания и средства борьбы с ним

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи, возникает состояние неудовлетворенности, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!». На второй стадии возникают недоразумения с клиентами, професионал в кругу своих коллег начинает говорить о некоторых из них с пренебрежением. Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов: вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. На третьей стадии человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни, глаза теряют блеск, почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Выгорание — это тихий убийца производительности и эффективности. Избежать его можно, объединив усилия лидеров компании и их подчиненных. Забота об их физическом и умственном состоянии означает заботу о бизнесе.

Рекомендации по работе с выгоранием могут быть даны как организациям (точнее, их администрации), так и работникам. Руководителям, администрации выгодно «лечить» организацию (и самих себя) от выгорания, поскольку это повышает производительность труда, эффективность деятельности. Выгоревшие же сотрудники, напротив, сами испытывают дискомфорт, не могут помочь должным образом клиентам и заражают выгоранием новичков, отравляя атмосферу в коллективе «продуктами горения»… Устранять проблему радикальным образом — увольнением выгоревших — бессмысленно, поскольку им на смену придут другие и попадут в то же «пекло».

Какие же знания и навыки желательны, для того чтобы избежать формирования выгорания или для того, чтобы снизить его выраженность, если оно уже сформировано? Если вы занимаете руководящую должность на предприятии и у вас есть основания подозревать, что многие коллеги выгорают, или если вы считаете, что выгораете сами, то обратитесь к следующим рекомендациям.

Руководители могут…

…Повысить свой уровень информированности о том, что такое выгорание работников и каковы причины его возникновения. Войти в контакт с психологической службой предприятия. Дать поручение провести диагностику выгорания с целью выявления наиболее выгоревших сотрудниковдля направления их на тренинг антивыгорания и не забыть протестироваться самому (опросники К. Маслач, В. В. Бойко). Организовать на предприятии тренинги антивыгорания для выгоревших и тренинги профилактики выгорания для остальных (тренинги могут проводиться сотрудниками психологической службы по специальным программам или приглашенными специалистами). Проанализировать, какие из перечисленных организационных факторов выгорания особенно выражены на предприятии, и принять меры по их преобразованию. Наиболее эффективными исследователи считают такие меры, как: управление рабочими нагрузками; оптимальный контроль, дающий сотруднику чувство автономии; справедливое вознаграждение; формирование чувства общности у членов коллектива; формирование общих ценностей группы.

Работники могут…

…Повысить свой уровень информированности о том, что такое выгорание работников и каковы причины его возникновения. Провести самодиагностику с помощью опросника В. В. Бойко, осознать свое состояние. Осознать возможность активного обращения к внешним ресурсам для преодоления возникшего состояния (отдых, развлечения, общение с близкими людьми, с коллегами; профессиональная медицинская и психологическая помощь) и по необходимости воспользоваться ими. Осознать возможность активного обращения к собственным внутренним ресурсам для преодоления возникшего состояния (в качестве таких ресурсов выступают, прежде всего, навыки саморегуляции) и начать пользоваться ими.

Профессионалы могyт пеpеносить значительный стpесс без повышенного pиска pазвития психического или соматического заболевания, если они полyчают адекватнyю поддеpжкy. Мы можем начать с того, чтобы снова зажечь в себе установку на то, что наша работа может и должна доставлять удовольствие и возрождать нас, развивать наши личные pесypсы…

    Похожие материалы

    Управление гневом
    Путь к успеху: от меньшего к большему
    И вновь продолжается бой, или Как вести «жесткие» переговоры-2
    Как управлять собой и другими?
    СЧАСТЬЕ ВОЗМОЖНО
    автор: Анна Климова дата: 29.11.2009 + +425 -

    Оставить комментарий: