автор: Александр Мальцев дата: 16.06.2017 + +2 -

Связанные одной сетью

О настоящем и будущем телекома, о тактике и стратегии конкурентной борьбы на этом высокотехнологичном рынке шла речь на бизнес-завтраке директора «Tele2 Россия» Сергея ЭМДИНА с редакторами региональных СМИ. Приводим ключевые идеи этой беседы.

О 100% охвате сотовой связью

Сотовая связь стала повседневностью. Она уже фактически есть у всех, и стоит очень дешево, в том числе и по мировым меркам. Россия на 1 месте по соотношению цены мобильной связи с доходами населения.

Но 100% охват населения вряд ли достижим – затраты на оборудование сетей для удаленных деревень не выгодны компаниям. В ряде регионов у нас есть положительный опыт сотрудничества с местными властями, когда они на себя берут, например, аренду земли, а мы берем на себя радиопередающую часть. Т.е. делим затраты, что позволяет выходить хотя бы «в ноль».

А в городах с населением от 5 тыс. человек у всех операторов покрытие и качество голосовой связи примерно одинаковое.

О конкуренции

Наш рынок действительно очень конкурентный. Но, с другой стороны, ландшафт отрасли сформировался. Есть естественные ограничения – это частотный ресурс, поэтому новые операторы вряд ли появятся. При этом, несомненно, появляются и будут появляться новые «виртуальные операторы» - то есть  когда мобильный оператор предоставляет свою сеть и помогает кому-то сделать под другим брендом свою отдельную сеть, фактически сдает в аренду свои ресурсы…

Я думаю, в ближайшие годы мы увидим, что отрасль, в том виде, в каком мы ее знаем, вовсе исчезнет. Она плавно сольется с интернетом. Фактически, это будет большая площадка, где кто-то будет заниматься приложениями, кто-то – социальными сетями, кто-то будет делать месседжеры, кто-то контент. Это будет размытое поле, на котором будут играть разные игроки. Да, по прежнему останутся те же четыре инфраструктуры мобильной сети, которые есть сейчас, но по внешнему каркасу это будет нечто совсем другое.

Сегодня у каждого гражданина РФ в среднем две сим-карты, включая младенцев и очень старых людей. То есть новых клиентов у операторов не появится. Но при этом потребности у людей растут, они хотят потреблять цифровой контент в любой точке в любой момент – именно этот трафик и растет. Соответственно, операторам не обязательно конкурировать «лоб в лоб», потому что каждая компания может выбрать свой индивидуальный путь. Когда ты начинаешь играть на этом широком поле, можно дифференцироваться не только по цене. 

О виртуальных операторах

Возьмем Сбербанк – это ведь не телекоммуникационная компания, но это большая компания с сильным брендом, с очень большой и лояльной клиентской базой. Поэтому у нас возник вопрос: а почему мы не могли бы нашей клиентской базе, в том числе продавать  либо продвигать мобильную связь через Сбербанк. Это могут быть как просто продажи сим-карт «Сбербанк-телеком», так, например, и такие истории, когда Сбербанк говорит: «за то, что вы наш хороший банковский клиент, я вам дарю симку и в определенных пределах это бесплатная связь. Для этого вы должны делать определенные вещи как банковский клиент:  определенная сумма кредита, определенное количество транзакций». Это программа лояльности Сбербанка, которая может принимать самые причудливые формы.

Дальше – больше. Любая сеть кофеен или магазинов может стать оператором мобильной связи. Назовем вас, например, «Черный кофе». У вас есть клиентская группа, которая вас любит, ходит к вам, чатится, пользуется вай-фаем. Никто не мешает вам сделаться оператором вместе с нами. Мы возьмем в данном случае на себя весь бэк-офис, биллинг, колл-центр и т.д. А клиент, когда будет общаться, будет понимать, что он клиент «Черного кофе». Современные технологии это позволяют. За этим маркетинговое будущее.

О взаимоотношениях с «Ростелекомом»

На сегодняшний день мы создали и еще создаем полтора десятка виртуальных операторов. Один из них – «Ростелеком».

Это действительно это наш ключевой акционер. Мы разные компании, но мы стараемся сотрудничать максимально близко на рынке, использовать эффект синергии и все те возможности, которые существуют.

Есть определенный сегмент рынка, который хочет от одного оператора получать все услуги. В разных регионах он разный, но можно сказать, что это в среднем 15-20 %. То есть это те абоненты, которые имеют домашний телефон, ТВ и интернет, а также они хотят потреблять мобильный интернет от этого провайдера. Соответственно они хотят, чтобы ему та фирма, у которой он покупает весь спектр услуг, сделала особое предложение, оказала особое внимание, сделана специальную цену и т.д.

Вот это и есть тема нашего партнерства. Т.е. все свои услуги «Ростелеком» предоставляет от себя, а вот мобильные услуги – фактически находясь в нашей сети. Для нас в чем смысл? Нам зачастую очень сложно пробраться до этих клиентов, чтобы они зашли в наш монобрендовый магазин, купили нашу симку. Зачастую к ним проще дойти через компании-партнеры. В данном случае, через «Ростелеком», потому что его уже знают, с ним работают много лет, они его любят, платят ему деньги, у них есть история взаимоотношений и т.д… Конечно, услуга не бесплатная. Клиент платит «Ростелекому», «Ростелеком» платит нам. 

О ценах и ценностях

Мы в прошлом году поменяли свои стратегию. Если раньше мы были голосовым дискаунтером, у нас было одно слово: «дешево», благодаря этому мы завоевали десятки миллионов клиентов. Но рынок изменился, фактически на сегодняшний день это «дешево» стало повсеместно  у всех операторов. Завоевать сердце и ум абонента надо чем-то другим, сегодня мы больше фокусируемся на создании ценности для клиентов: наша цена, может быть, не сильно отличается от других, но мы дадим за это гораздо больше, дадим без обмана, просто и честно. И это будут не только телеком-услуги, в том числе мы будем давать интересные предложения из интернета, ритейла…

О мессенджерах

Мы убрали SMS из пакетных предложений, потому что услуга перестает быть в фокусе. Но, тем не менее, никто не мешает людям пользоваться ею, цена эсэмэсок не запредельная абсолютно. Просто все, что связано с данными, с мессенджерами – вот это все будет расти в геометрической прогрессии, а традиционные услуги будут в стороне…

Viber и WhatsApp нам нисколько не мешают. Наоборот, мы считаем, что это очень хорошая услуга. Надо понимать, что мессенджер потребляет трафика очень мало, а люди, которые пользуются мессенджерами, - это активные пользователи сети. Это наша целевая аудитория, которую мы максимально пытаемся обнять, приласкать, обнулись им стоимость трафика в том же «Вайбере» или «Вотсапе». Мы не ведем борьбу с интернетом, мы вместе с интернетом боремся за кошелек человека, за его личное время. Чем богаче будет интернет, тем больше шансов, что люди будут там сидеть.

SMS-ки, сообщения в мессенджерах… Возможно, следующий шаг – это медиа-звонки. Это когда люди одновременно просматривают ролик или фильм, и могут делиться эмоциями, сообщениями друг с другом.    

О будущем технологий

Время 5G наступит, и довольно скоро. На сегодняшний день более менее на уровне лаборатории понятно, что это такое. Пока непонятно как обеспечить нормальную батарейку для таких телефонов, как обеспечить полноценное покрытие, но прогресс не остановить, эта волна захлестнет весь мир.

Для чего это нужно? Скорей всего, уже не для людей, поскольку им хватает того, что дает 4G. Появился такой большой сегмент как интернет вещей, интернет машин, который будет очень бурно расти. С другой стороны, у машин очень разные потребности: у счетчика, который раз в три дня передает, сколько потреблено электроэнергии, и у автомобиля, который едет без водителя на дистанционном управлении – это совсем другая история. Т.е. технология 5G актуальна для дополненной реальности, виртуальной реальности, дистанционного управления механизмами. Первые элементы этого будущего мы видим уже сегодня.

О собственных ИТ-разработках и партнерстве

Базовое оборудование мы, конечно, покупаем. Никто из операторов «железом» не занимается.

Несомненно, у нас есть какие-то собственные разработки, какие-то вещи мы заказываем у компаний под нас конкретно. Скажем, биллинг у нас российский, питерская компания его делает.

Мы стараемся участвовать в максимальном охвате различных историй через партнерство.  Мы считаем, что это наиболее прогрессивная история. С одной стороны, она позволяет выбрать лучшего партнера в данном моменте, не фокусируясь на какой-то «своей» компании, которой приходится молиться, вне зависимости от того, хорошо она работает или нет. Мы от этого стараемся уходить. В каждый момент времени в каждом сегменте мы выбираем лидера и стараемся сделать с ним партнерство. Кроме того, мы уходим от инвестиционных рисков: если бы мы сами делали какой-то мессенджер, с большой долей вероятности он бы полетел. Рискованными операциями должны заниматься венчурные фонды, стартапы и т.д. Мы не являемся ни тем, ни другим.

Фото: Артем Осташев

    автор: Александр Мальцев дата: 16.06.2017 + +2 -

    Оставить комментарий: