автор: Александр Нестеров дата: 09.08.2016 + +10 -

Владимир Боглаев: «Необходимым условием развития является свобода творчества»

1 августа Череповецкий литейно-механический завод встретил своё 65-летие. Возраст одного из старейших предприятий региона совсем не вяжется с той нигилистическо-молодёжной энергией и динамикой развития завода, которая быстро превращает ОАО «ЧЛМЗ» в один из ключевых брендов вологодской промышленности.

Машиностроительному кластеру быть

Одна из последних громких новостей о деятельности череповецкого предприятия прозвучала на недавнем Петербургском международном экономическом форуме. Решение губернатора Олега Кувшинникова о создании и дальнейшем развитии на базе ЧЛМЗ машиностроительного кластера поддержал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Напомним: когда менее пяти лет назад только избранный мэром города Юрий Кузин обозначил машиностроение одним из приоритетных направлений экономического развития Череповца, это решение – несмотря на то, что оно было принято после профессионально организованного мозгового штурма – многими воспринималось с иронией и даже открытым неприятием.

Сегодня самое время узнать у генерального директора ОАО «ЧЛМЗ» Владимира Боглаева, как ему удается сделать так, что инициативы и потенциал предприятия не остается незамеченным на самом высоком уровне, при этом завод пребывает в прекрасной форме.

- Владимир Николаевич, похоже, что первоначальное недоверие к вашим инициативам только придало вам активности?

- Ваш вопрос содержит в себе два дискуссионных подвопроса. Постараюсь ответить на оба.

Что касается выбора машиностроения в качестве одного из главных направлений экономического развития города, то данное решение принималось на квалифицировано организованном мозговом штурме, в котором принимали участие многие профессионалы и, как правило, успешные специалисты, доказавшие свою эффективность на практике. Мероприятие подобного рода в Череповце было первым (и, я надеюсь, не последним), именно оно легло в основу текста будущей городской стратегии, признанной впоследствии одной из лучших в России. Не стану останавливаться на огромном количестве проанализированной на том мероприятии информации, но вывод, что диверсификация экономики нашему моногороду жизненно необходима, и то, что малый бизнес, который варит кофе, печёт пиццу, стрижёт, продаёт турпутёвки и строит квартиры, будет не развиваться, а голодать, если в Череповце не будет создаваться необходимый объём доходов у работающих в производственной сфере, был сделан достаточно быстро.

Олег Кувшинников, Федор Домотенко и Владимир Боглаев обсуждают пункты Соглашения.

Зарплата в структуре себестоимости машиностроения имеет значительно более высокую долю в сравнении с господствующими в экономике России и нашего города производствами низких переделов. Учтем доставшийся городу в наследство ещё со времён заслуженного изобретателя Леонида Ивановича Данилова (четвёртого в списке из 16 фамилий за всю историю Советского Союза) уникальный по профессионализму кадровый потенциал в этой сфере. В общем, выбор был очевиден. Хотя с другой стороны, мы вряд ли открыли Америку – в мире сегодня нет экономически развитых стран, которые не имели бы развитого и конкурентоспособного машиностроения. Как и наоборот – развивающиеся страны и страны третьего мира могут в лучшем случае похвастаться лишь тем, что они покупают машины для того, чтобы более эффективно перегонять отечественную природную ренту в пользу стран-поставщиков оборудования и технологий.

В итоге, мы перефразировали известный постулат о том, что в каждой науке ровно столько науки, сколько в ней математики, с часто цитируемым продолжением от Хайченко, что в каждой математике ровно столько истины, сколько в ней физики. Наша редакция гласила следующее: каждая экономика развита настолько, сколько в ней машиностроения и каждое машиностроение ровно настолько поднимает конкурентоспособность территории, сколько в ней технологии. (Понятно, что машиностроение – в широком смысле этого слова.) Некоторые проявляющиеся дилетантские сомнения в правильности принятого решения я лично воспринимаю как суждения представителей растущего в стране слоя офисного планктона, страдающего детской болезнью непонимания того, откуда в постиндустриальном магазине берутся игрушки, а также сколько и где надо работать родителям, чтобы купить их для капризного дитяти.

Поэтому, отвечая на ваш прямой вопрос о мотивах активности в достижении цели, скажу так: любое движение вперёд всегда встречает сопротивление среды. Чем более быстрое движение, тем больше это сопротивление. Так вот: сомнения дилетантов-обывателей практически не влияют на скорость. Поэтому и необходимости быть более активным они не требуют. Другое дело – доказать жизнеспособность своей идеи в профессиональной среде и убедить в своей правоте тех, кто находится у руля правления экономикой города, области или страны. Тут одних разговоров будет мало, потребуется показывать на деле высокую по эффективности и долгую во времени работу, которая может быть объективно оценена с помощью соответствующих показателей. Хотя, если честно, то и это не было главным мотивом активности – мы точно не делаем ставку на то, что на каком-то этапе нам может прийти помощь со стороны.

Сила – в команде

- Так что же является мотивом развития для вас? Откуда на заводе берутся десятки различных по масштабу проектов? И, самое главное, за счёт чего завод проходит кризис за кризисом, становясь после каждого лишь сильнее?

- В данном случае вопросов много, а ответ будет общим. На заводе сегодня сложился уникальный по составу коллектив. И дело не только в том, что он, вероятно, самый многонациональный не только в нашей области, где этнических русских почти 97%, но и стране. Думаю что простое перечисление мест, откуда мы тут все собрались, многих удивит. Наш председатель Совета директоров родом из Татарстана, мой первый заместитель – с Донбасса, из Челябинска – главный инженер, родом из Таджикистана директор по производству, главный бухгалтер – из Белгородской области, начальник управления качеством – из Архангельска, из Молдавии – заместитель главного инженера по развитию, а также начальник сборочного производства. Интересно, что жили они на одной улице в Кишиневе, но познакомились уже в Череповце. Сам я родом из Беларуси. Оттуда же приехали главный технолог, главный сварщик, главный конструктор, начальник сварочно-сборочного цеха и еще ряд ведущих специалистов. Армяне, грузины, украинцы, азербайджанцы, представители из разных уголков Вологодчины и, конечно, сами череповчане – все они сложились в удивительно цельный, сплочённый и стабильный во времени коллектив. Разные национальности и вера не стали помехой.

Валентина Матвиенко: «Не так, Владимир. Это СОЮЗНЫЙ трактор!»

Я прихожу к выводу, что к нам вполне подходит сравнение с заселением колонистами Америки. Только те срывались с насиженных мест в поисках религиозной и политической свободы, а наша команда складывалась из людей, ценящих свободу в работе и созидании. Так или иначе, но на заводе собралось много уникальных специалистов, которых в силу их нестандартности мышления и стремления к творческому риску отторгла унифицированная система крупных предприятий. Эффект от смешения культур и рискового менталитета колонистов позволил добиться экономического расцвета Нового Света. Похоже, что этот эффект сработал и на ОАО «ЧЛМЗ», ведь многие приехавшие специалисты имели опыт работы и серьезные достижения в крупнейших компаниях России и ближнего зарубежья. Люди в своём багаже имели нереализованные проекты и идеи, которые не были интересны на прежних местах работы. Ну и, конечно, это были носители информации о рынках и технологиях за пределами города. Той информации, с которой не ознакомишься в Интернете.

Возможно, по этой причине умирающий в девяностые годы завод, имеющий в своем портфеле заказов 95% поставок на ОАО «Северсталь», превратился в активного игрока на рынках за пределами области. Сегодня почти 96% продукции мы отгружаем за границы Вологодчины, и из них 25% – на экспорт. Нашу продукцию знают уже в девяти странах дальнего и ближнего зарубежья. В самой России потребителями являются около 200 компаний самой разной отраслевой принадлежности – от Магадана и Комсомольска-на-Амуре до Кольского полуострова.

Убежден: тот факт, что на протяжении последних лет номенклатура на заводе ежегодно меняется не менее чем на 30%, – является следствием наличия создавшейся команды, мечтающей о самореализации и новаторстве – для этого они сюда и приехали. Наш опыт показывает, что необходимым условием развития является наличие свободы творчества. Это источник нашей силы и нашей мотивации. Думаю, что не ошибусь, если отвечу не только за себя, но и за всю команду, что главным мотивом нашей активности является жажда творческого созидания, а развитие нашего завода позволяет расширять наши технологические возможности и, как следствие, увеличивает степень свободы творчества.

- И всё-таки странным кажется тот факт, что предприятием, в народе именуемого «литейкой», руководит человек с образованием инженера-разработчика микросхем. Почему именно этому предприятию с этим руководителем удалось вывести Вологодчину в лидеры по производству отечественных тракторов? И почему в городе металлургов и химиков нет кластера металлургии и химии, но организуется машиностроительный кластер? Вас не смущают такие несоответствия?

- Смущает меня немного другое. К сожалению, сегодняшняя действительность, её объективная реальность всё чаще подменяется штампами. В свою очередь приевшиеся штампы и наклеенные кем-то ярлыки не только формируют искажённое представление о реальности, но и приводят к забвению или переписыванию прошлого (зачастую славного). Не помню, кто-то из историков сказал, что у народа, который не помнит своего прошлого, нет будущего.

Лауреат областного конкурса «Инженер — новатор года-2016» Павел Михинкевич в процессе объемного моделирования.

Тот факт, что выход Вологодчины в лидеры отечественного тракторостроения в последние годы удивляет многих горожан, мне кажется странным. И даже не по той причине, что первые трактора и спецтехнику в современной истории завод начал выпускать ещё в 2009 году, почти сразу после массированного десанта в Минск многочисленной делегации областного правительства во главе с губернатором. Уже в 2010 году на Днях Вологодской области в Санкт-Петербурге после посещения стенда ОАО «ЧЛМЗ», размещенного на территории Петропавловской крепости, тогда ещё глава Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко зажгла «зелёный» перед череповецкой спецтехникой. Кстати, выставочные образцы тогда не простояли положенных двух дней, так как были раскуплены уже в первый.

Сегодня в этом городе завод имеет трёх крепких дилеров. История повторилась на подобном мероприятии в прошлом году уже в Москве, с той лишь разницей, что для столицы создавался абсолютно новый вид коммунальной техники с уникальными техническими характеристиками и радующим глаз дизайном. Да и дилеров сегодня в этом мегаполисе у завода больше – пять. Как говорится, было время подготовиться и осознать.

Но если копнуть глубже, то вы узнаете, что история появления нашего завода напрямую связана с тракторами и спецтехникой, для обслуживания и ремонта которой он и был возведён в преддверии масштабного строительства металлургического комбината. Для людей, знающих историю, нет ничего удивительного, в том, что предприятие возвращается по спирали к тому, чем занималось с первых дней основания, но только на более высоком уровне. Да, завод закладывался для одних целей. Когда они были достигнуты, то цели поменялись, а с ними – и производимый продукт и технологии. Каждый товар имеет свой век. Сегодня срок жизни любого серийного продукта в мире редко превышает 15-20 лет. Как правило, много короче. Так что технологическая мобильность нашего завода, менталитет которой был заложен ещё в советские годы, является главным рецептом долголетия.

Тракторная эпоха?

- То есть сегодня на предприятии опять наступила «тракторная эпоха»? И как долго завод будет в ней жить? Чем будет заниматься после неё?

- Да, действительно мы сейчас активно развиваем кооперацию с лидером мирового тракторостроения ОАО «Минский тракторный завод». Более того, ЧЛМЗ – единственное сборочное предприятие марки BELARUS не только в России, но и мире, которое имеет весь цикл машиностроительных переделов, от сварочно-заготовительных и литейных до механо- и термо- обработки, покраски и, конечно, собственно сборки.

Всё это делает проекты по локализации производства достаточно перспективными. Уже сегодня по ряду моделей адвалорная доля России превышает 50%. Неслучайно, на только что прошедшем в Минске III Форуме регионов Беларуси и России, посетившая заводской стенд спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поправила меня, когда я пытался показать ей, какая модель больше «белорусская», а какая больше «российская» – «это СОЮЗНЫЙ трактор», – сказала она, и с этим определением вряд ли поспоришь.

Интернациональный Кубок ОАО «ЧЛМЗ» по боулингу.

Но относить наш нынешний этап развития к «тракторной эре» в корне неверно. Почти двенадцать лет назад на нашем заводе была разработана долгосрочная стратегия развития, главным принципом которой стала максимальная диверсификация по географическому и отраслевому признаку с упором на развитие сложноповторяемых и уникальных технологий. Эта стратегия позволила нам сегодня иметь обширный список потребителей, как в России, так и за рубежом – в нефтяной и газовых отраслях, нефтехимии, машиностроении, авиастроении, энергетике и других. Важнейшим направлением развития для нас стала организация производства продукции для предприятий нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленности.

Скажите, как много горожан знают тот факт, что сегодня Череповецкий литейно-механический является ЕДИНСТВЕННЫМ заводом в России, освоившим полный цикл изготовления трубных плетей змеевиков из жаропрочных хромоникелевых сталей и запатентованных сплавов? Слышал ли простой обыватель, что по ряду специальных сплавов с микролегированием, используемым в нефтехимическом машиностроении, мы в России так же являемся ЕДИНСТВЕННЫМ производителем? Тот факт, что в нашей рентген-лаборатории – самый мощный аппарат на Северо-Западе, разве не говорит об уровне технологий, которые мы освоили и готовы контролировать по самым высоким стандартам? А много ли в России предприятий, которые успешно освоили и пользуются программными комплексами 3D-моделирования литейных процессов с последующим изготовлением оснастки на станках с ЧПУ?

В общем, завод давно работает по принципу организма, полученного скрещиванием бизнес-инкубатора и технопарка. По этой причине создание машиностроительного кластера на его основе не потребует больших организационных мероприятий. Да и где его создавать, если не в насыщенном промышленностью городе, который находится «в двух шагах» от наших столиц, в городе котором работают международные холдинги, чьи заводы являются потребителями самой различной продукции машиностроения, а сырьевые дивизионы которых только на содержание карьерной техники тратят порядка ста миллионов долларов США в год? Если в корзину «плюсов» добавить удобную логистику и образовательные проекты по развитию и без того одного из самого высокого в стране кадрового потенциала, то единственным вопросом у критикующей публики будет только один: почему до сих пор не создали?!

- Владимир Николаевич, насколько быстро может начать работать машиностроительный кластер, и какие производства могут там появиться?

- Организационные вопросы на уровне областного правительства в основном решены. Заявленная поддержка проекта министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым, последующее посещение нашего завода руководителем департамента программ Фонда развития моногородов Евгением Подшиваловым, который особо отметил важность такого рода мероприятий на пути избавления от монозависимости, - все это позволяет надеяться на хорошую динамику в процессе создания машиностроительного кластера.

На пути углубления кооперации мы видим большой потенциал в развитии технологий нефтехимического машиностроения – ряд новых проектов подходят к своему логическому старту. Более десятка импортозамещающих технологий только для наших местных промышленных гигантов «Северсталь» и «ФосАгро» – это ещё несколько десятков высокотехнологичных рабочих мест. На очереди развитие предприятий по производству автокомпонентов, часть технологий которых нам уже удалось освоить. Совместный с Минским автозаводом проект по созданию крупнейшей на Северо-Западе России траспортно-логистической сервисной компании позволит обеспечивать масштабные грузопотоки между нашим регионом и Республикой Беларусь используя союзный транспорт. При этом возникает целый ряд сопутствующих новых кооперационных связей между промышленниками. По прежнему, на повестке дня – создание завода конвейерного типа по восстановлению сложных узлов и агрегатов карьерной техники. И это только часть из того, что в планах, но даже она позволяет рассчитывать на организацию более тысячи новых рабочих мест.

Развитие нашей инициативы создания максимально практико-ориентированного профессионального обучения на заводском экспериментальном машиностроительном полигоне с дальнейшим наращиванием образовательной инфраструктуры, заточенного на организацию новых производств, позволит сделать процесс создания рабочих мест и проектов в кластере непрерывным.

Каждый новый проект продлевает горизонт жизни нашего завода на годы вперёд. Учитывая количество тем, которые сейчас в разработке или уже освоены, ОАО «ЧЛМЗ» ещё долго будет оставаться молодым.


Когда верстался номер журнала, пришла новость: приказом Минпромторга РФ Владимиру Боглаеву присвоено звание «Почетный машиностроитель»

Фото из архива предприятия

    автор: Александр Нестеров дата: 09.08.2016 + +10 -

    Оставить комментарий: