автор: Алексей Манихин дата: 14.12.2015 + +2 -

Внимание: продажи!

Практически любому предпринимателю очевидно, что экономику в России ждет стагнация на ближайшие два-три года. Для собственников бизнеса и топ-менеджеров компаний это значит, что придется работать больше, точнее и… эффективнее.

В условиях снижения внутреннего спроса большинство компаний будет по?прежнему совершать две ключевые ошибки — сокращать штат коммерческого персонала и урезать маркетинговые бюджеты. Это, конечно, поможет некоторым компаниям, но уж точно не решит проблем большинства.

Какую же верную стратегию выбрать? Правильный ответ: рассчитывать на внутренние ресурсы и быть умнее рынка и конкурентов, воспринимая текущую конъюнк­туру, как неизбежный факт. И самое главное — пересмотреть не только организационную структуру, но и провести аудит вашей системы продаж, вывести ее на качественно новый уровень. Даже если вы продаете на миллиарды рублей в год — ваш коммерческий департамент может и должен приносить больше.

Почему продажи — ключевой бизнес-процесс?

Многие собственники просто не понимают, что представляет собой эффективная и сбалансированная система продаж. Так, 95?% отделов продаж и коммерческих подразделений в России не являются профессиональными. В них не внедрены аналитика и CRM-системы, звонки менеджеров не записываются, нет регламентов продаж и продуктивного регулярного менеджмента. Но руководители бизнеса в этом часто не виноваты: их попросту не обучали, как выстраивать систему продаж быстро и результативно.

И если в 1990?х и 2000?х рынок еще прощал некомпетентность в управлении продажами, то сейчас это может привести либо к миллионам недополученной прибыли, либо к банкротству.

Так из каких же ключевых элементов состоит современная система продаж?

Уровни продаж

Важно стратегическое понимание, на каком уровне продаж мы работаем. Существует три уровня продаж, каждый из них характеризуется своими особенностями:

— транзакционные продажи — продажа товаров и услуг массового спроса, когда покупатель знает, чего он хочет, готов заплатить сразу, и стоимость товара или услуги невелика;

— консультационные продажи — продажа дополнительной стоимости, когда покупателю необходимо объяснять, почему ваш продукт или услуга лучше, чем у конкурентов. Покупатель выбирает не только физические свойства продукта, но и набор выгод от его использования;

— стратегические продажи — продажи ноу-хау и партнерства. В этом случае применяется точечный маркетинг, а продавцами выступают менеджеры с зарплатой в сотни тысяч рублей. Важно понимать, что о продажах «Мистралей» или строительстве очередной АЭС тоже кто?то ведет переговоры.

Какой уровень продаж выбрать — зависит не только от типа бизнеса, но и от стратегии собственника. Работать с чеками в 10 рублей или 100 млн рублей — выбор у каждого свой.

Наем и адаптация

HR-функция в продажах наиболее отчетливо проявляется именно сегодня, когда на рынке очень много представителей поколения Y и Z, которые требуют к себе повышенного внимания, современного педагогического подхода. Идеальных продавцов нет и никогда не будет, и нам нужно стремиться набирать характеры и прививать им определенные компетенции.

Огромное значение здесь имеет методика найма продавцов. Выделим две наиболее востребованные. Первый подход — массовый конкурс: многоэтапный отбор кандидатов, собранных в одно время в одном месте. Идеальный результат такого подхода — 10?% из пришедших уже на следующий день выходят на работу. Такой подход применим в транзакционных и консультационных продажах.

Второй подход — индивидуальные собеседования. Он является единственным методом в стратегических продажах и ключевым — в продажах консультационных.

Система мотивации

Как известно, мотивация в продажах — ключевой элемент достижения результата. Важным принципом при формировании системы мотивации является баланс постоянной и переменной частей в доходе продавцов. Идеальное сочетание — 30?% и 70?% (немного хуже — 50?% и 50?%). При этом величина «морковки» (премии) должна быть действительно привлекательна и вызывать у продавцов искренний интерес дотянуться до нее несмотря на любые барьеры.

Самая страшная ошибка в продажах — поставить коммерсанту фиксированный размер оплаты труда. Однако эту ошибку повторяет около 20?% руководителей бизнеса. Значение имеет и величина фиксированной части дохода: на него должно быть явно некомфортно прожить даже один месяц.

Но гораздо большее значение имеет нематериальная мотивация, которая выражается в личной похвале руководителя, возможностях карьерного роста и приобщении продавца к общей большой идее.

Система обучения

Необученный продавец — слабый продавец, именно поэтому формирование и поддержание навыков и техник продаж являются обязательным условием достижения высоких результатов.

Компании должны активно применять как внешнее, так и внутреннее обучение. Первое основывается на систематическом наставничестве и проведении тренингов продаж внутренним руководителем или экспертом. Второе — в регулярных тренингах с участием приглашенных специалистов, ключевая задача которых — дать не только новый заряд мотивации и эмоционально встряхнуть продавцов, но и внедрить новые технологии продаж и переговоров.

Но самый лучший формат обучения — бенчмаркинг, когда новички учатся у наиболее опытных менеджеров по продажам и перенимают их техники и модели продаж самостоятельно.

Система автоматизации

Главный принцип автоматизации в продажах — это обуздание метода продаж и выведение «продажников» на максимальную производственную мощность. Это достигается за счет внедрения подходящих систем аналитики, CRM-систем и IP-телефонии.

Внедрение CRM-систем позволяет бизнесу отслеживать всех потенциальных и действующих клиентов, а также выстроить систему автоматизированных коммуникаций и равномерно распределить нагрузку на каждого сотрудника в отделе продаж. Для многих бизнесов такая система — единственный катализатор масштабирования.

Внедрение IP-телефонии, в свою очередь, позволит нормировать качество коммуникаций продавцов, контролировать объем телефонного трафика, что в конечном итоге должно привести к увеличению числа эффективных переговоров с потенциальными и действующими клиентами.

Существует еще порядка двадцати элементов в системе продаж, которые требуют внимания и оптимизации. Однако, «докрутив» перечисленные выше системы, любая компания сможет получить прирост оборота на 10—120?%.

Как выстроить профессиональную систему продаж?

За годы работы нашей компании в области построения систем продаж мы пришли к пониманию, что наши клиенты — чаще всего это руководители бизнеса — задумываются о создании систем продаж либо начиная с нуля, либо после того как понимают размеры недополученной прибыли или попросту уходят в большой минус.

Система продаж — это надежный фундамент вашего бизнеса, построить его — важнейшая задача любого предпринимателя. Да, не всегда удается сделать это с помощью собственных ресурсов, и тогда многие руководители бизнеса обращаются к компаниям-консультантам. Но только не к тем, кто обещает «удвоить» и «утроить» продажи и хвастается «работающими фишками», а к тем, за плечами которых есть многолетний опыт ведения собственного бизнеса и успешные консалтинговые проекты с крупными компаниями.

Резюмируя, хочется отметить, что в нестабильных макроэкономических условиях становится очевидным, что сильная и профессиональная система продаж станет не только главным конкурентным преимуществом любой компании, но и позволит вырасти в это непростое время.

Фото: danata.ru

    автор: Алексей Манихин дата: 14.12.2015 + +2 -

    Оставить комментарий: