автор: Роман Кожин дата: 27.08.2018 + +1 -

Воплощенная реальность

Причина успеха или неудачи предприятия прочной нитью связана с инженерной инновационной разработкой. Именно поэтому зарубежные компании не жалеют денег на поиск креативных людей, способных «перевернуть мир» — предложить технологию, которая поможет расширить рынок сбыта продукции. Ярким примером может служить компания Sony, бренд которой ассоциируется с высокой надежностью и качеством.

Основателями компании считаются два молодых человека: Масару Ибука и Акио Морита. Судьба свела их еще во время войны. Вместе оказались в группе ученых, разрабатывающих оружие. В 1946 году учредили фирму «Токио цусин когё» («Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация»), где Ибука занялся инновационной деятельностью, а Морита — менеджментом. 

Ленточный прорыв

С первых шагов Ибука и Морита решили удивить мир, создав что-то принципиально новое. Действовали, как водится, методом проб и ошибок: выпускали приставки для радиоприемников, электрические рисоварки, подушки с подогревом. Но эта продукция не приносила особой выгоды. На тропу настоящего бизнеса партнеры вышли в 1949 году, когда Морита приобрел американский магнитофон. Он решил его усовершенствовать. Большой проблемой в то время был звуконоситель, коим являлась весьма дорогая проволока. Морита взялся за разработку ленточной пленки, преимущества которой были очевидны: пленка  имела более высокую точность воспроизведения и позволяла легко менять запись — достаточно было вклеить новый фрагмент ленты в нужное место. Не обошлось и без трудностей.

Первоначально эксперименты с пленкой ощутимого успеха не приносили. В качестве основы использовался целлофан. Материал нарезался на длинные полосы, а затем покрывался экспериментальными составами. Но такая пленка служила очень недолго — после пары прогонок лентопротяжный механизм растягивал ее и искажал звук.

Потом были эксперименты на бумажном носителе — и тоже пролет. Удача улыбнулась после того, как специалисты компании разработали технологию по изготовлению пленки на пластиковой основе. На нее наносили оксалат железа, который предварительно обжаривали на сковороде! И в 1950 году фирмой был выпущен первый ленточный магнитофон. Стоимость изделия составляла 472 долл. Это был настоящий технический прорыв.

Несмотря на это, к уникальной продукции фирмы покупатели вначале относились весьма настороженно. И тут пригодились менеджерские способности Мориты, сумевшего продать 20 магнитофонов Верховному суду Японии, которому недоставало стенографисток. Затем магнитофоны закупили школы. Первые аппараты были очень тяжелые — их вес достигал 35 кг. И этот недостаток существенно затруднял сбыт продукции.

После поездки Ибуки в США партнеры загорелись идеей купить лицензию на транзистор, за счет которого можно было существенно уменьшить вес и габариты выпускаемой фирмой радиоэлектроники. В ходе маркетинговых исследований была выявлена необходимость смены труднопроизносимого названия организации.  

Так как компания занималась исследованиями в области звука, то это стало отправной точкой в придумывании названия фирмы — «sonus». Морита вычеркнул для перестраховки одну букву из «sonny» (в японском языке звучащем как «потерять деньги») и получил слово «sony».

Мал золотник, да дорог

В 1955 году японская компания презентовала первый в Японии транзисторный радиоприемник TR-55. Исследования инженеров в области уменьшения габаритов радиоприемника привели спустя два года к появлению «карманного» приемника TR-63. Эта был настоящий прорыв на мировом рынке.

В 1960 году Sony презентовала первый в мире транзисторный телевизор, а спустя год — его портативный аналог. В 1961 году американское представительство компании — «Sony Corporation of America» — становится первым японским предприятием, вошедшим в списки Нью-Йоркской фондовой биржи. Выпуск акций приносит ее основателям   4 млн долл.

В 1963 году компания выводит на рынок новинку — первый в мире транзисторный кассетный видеомагнитофон. В 1968 году Sony начинает производство цветного телевизора с кинескопом «Тринитрон». В 1971 году представляет первый в мире профессиональный видеомагнитофон, в котором пленка располагалась в закрытом корпусе. В 1979 году компания выпускает первый портативный кассетный аудиоплеер с наушниками Walkman.

В 1983 году Sony совместно с Philips выпускает первые компакт-диски. Изначально планировались диски диаметром 11,5 см, но по настоянию Sony их размер был увеличен до 12 см. Существует легенда, что компания хотела, чтобы на пластинку можно было полностью записать 9-ю («Хоральную») симфонию Бетховена длительностью 74 минуты.

Инновационный фонтан

Самым урожайным на разработки считается 1990 год. В то время компания Sony выпустила около полутысячи новых продуктов: появились цифровые фотоаппараты Cyber-Shot, персональные компьютеры VAIO, DVD-видеопроигрыватели, карты памяти Memory Stick, чуть позже — игровая приставка PlayStation.

На вершине успеха компании друг за другом ушли из жизни ее отцы-основатели — Ибука Масару (1997 год) и Акио Морита (1999 год). Сегодня компания Sony живет и развивается, правда, не такими темпами, как прежде.

В 2001 году Sony совместно со шведской компанией Ericsson основывает предприятие, специализирующееся на мобильных телефонах и аксессуарах. В 2011 году, выкупив у партнеров их долю, Sony становится единоличным владельцем Sony Ericsson и переименовывает компанию в Sony Mobile Communications. С новой товарной маркой Xperia компания укрепляет свои позиции на рынке смартфонов.

С 2005 года компания начинает выпускать телевизоры под новой торговой маркой Bravia и уже в 2006 году занимает первое место в мире по продажам «плазм». Сегодня Sony выпускает огромное количество разнообразных фотоаппаратов, оснащенных высококлассной оптикой легендарного немецкого концерна Carl Zeiss, с которым японская корпорация тесно сотрудничает с 1995 года.

В конце «нулевых» у бренда поменялся слоган: на смену знаменитой рекламной фразе «like.no.other» («как никто другой») пришла новая – «make.believe» («воплотить в реальность»). Этот девиз должен отражать философию компании: мечты должны сбываться, задуманное – осуществляться, а воплощать идеи в жизнь как раз и помогает Sony.

А вы, друзья, как не садитесь…

Наблюдатели отмечают, что с уходом из жизни своих основателей Sony стала совсем другой. При них новые продукты ставились во главу угла. А с приходом новых менеджеров, обученных по программам МВА, инновации отошли на второй план, во главу угла встали сокращение издержек производства, увеличение объемов производства и продаж уже имеющихся продуктов. В частности, руководство приняло решение об оптимизации отдельных направлений бизнеса: были проданы подразделения по выпуску компьютеров и ноутбуков Vaio и направление по выпуску телевизоров.

Прежде менеджмент компании уделял 85% своего времени вопросам, связанным с исследованиями и разработками, 10% — кадровым вопросам и лишь оставшиеся 5% — финансам. Сейчас же большая часть планерок посвящена проблемам наращивания объемов выпуска продукции, как избежать затрат на собственные исследования и инновации в пользу массового производства чужих наработок. И не удивительно, что за прошедшие годы, не считая 2013 года, компания Sony вообще не получала прибыли. Причиной тому называют активность «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань и Китай), наводнивших рынок дешевой рабочей силой и недорогой продукцией. Кроме того, не на руку компании сыграла окрепшая национальная валюта, из-за которой возросла стоимость японских товаров.

Эпилог

История компании Sony наглядно показывает, насколько важны в промышленном бизнесе новаторские идеи и инженерная мысль. Два креативных японца, работая в сцепке, решили «перевернуть мир» и сделали это, потому что были увлечены не только зарабатыванием денег, но и созданием условий для развития и совершенствования инновационных технологий.  

Сегодня поменялись условия, усилилась конкурентная борьба, и компания переживает не лучшие времена. Как бы то ни было, детище талантливых ученых навсегда вписано золотыми буквами в анналы выдающихся инновационных компаний мира.

    автор: Роман Кожин дата: 27.08.2018 + +1 -

    Оставить комментарий: