Курсы валют

При проверках бизнеса будет исключено применение актов СССР и РСФСР

Автор: Дмитрий Соколов 28 июля 2016 г.

Такое заявление сделал министр экономического развития Алексей Улюкаев, отчитываясь перед президентом России Владимиром Путиным.

– Мы с экспертным сообществом на первом этапе выделили наиболее острые и важные для предпринимателей проблемы, – отметил он.

По словам министра, ответом стал пакет поправок в 224-й федеральный закон о контрольном надзоре – так называемый «малый контрольно-надзорный закон».

– Какие беспокойства предпринимателей мы постарались снять? Первый блок – это административная нагрузка на малый бизнес. Уже с прошлого года установлен режим так называемых надзорных каникул для малого и среднего бизнеса, который говорит о том, что в их отношении не проводятся в течение трех лет плановые проверки, за исключением узкого перечня наиболее серьёзных нарушений. Это уже за один год позволило нам снизить объём плановых проверок для малого бизнеса примерно на 20 процентов от общего массива, а число уменьшилось примерно на 165 тысяч, – сообщил он. – Второе. С 1 июля этого года у нас предусмотрена система замены штрафов для малого бизнеса при выявлении контрольно-надзорными органами соответствующих нарушений на предупреждение, имея в виду, что в основном нарушения делаются не по злой воле, а по незнанию каких?то обстоятельств.

По словам Алексея Улюкаева, в России до сих пор сохраняется массив неоптимальных и устарелых требований, которые не прозрачны, не опубликованы, понимание и доступ к которым для делового сообщества затруднен. А в ряде случаев требования просто противоречивы.

– Для того чтобы решить эту проблему, поправки в 294-й закон предполагают, что мы с 1 июля 2017 года исключаем применение в ходе контрольных мероприятий актов исполнительных органов СССР и РСФСР, – сказал он. – Мы считаем, что четверть века – достаточное время для того, чтобы ведомства могли все необходимое для контрольной работы в современных условиях, что было зафиксировано в тех актах, обновить, включить в современную нормативную базу. То, что не сделано, – это явно избыточные требования, требования, идущие от прошлой системы, от прошлого века.

Министр заявил также, что в стране необходимо законодательно установить практику введения проверочных листов – с тем, чтобы контролер «проверял в строгом соответствии с исчерпывающим перечнем пунктов». Нужно будет также принять постановление российского правительства о требованиях к этим проверочным листам, а каждому министерству и ведомству, которое курирует соответствующую сферу надзорной деятельности, принять свои нормативные ведомственные акты, утверждающие эти проверочные листы.

– К сожалению, зачастую контрольно-надзорные органы действуют фактически в интересах недобросовестных предпринимателей, которые прибегают к принципам недобросовестной конкуренции; имеется в виду, что большое количество заведомо ложных анонимных или подписанных несуществующими лицами заявлений, к сожалению, принимались до сих пор надзорными органами в работу, – подчеркнул Алексей Улюкаев. – Для того чтобы исключить эту практику недобросовестной конкуренции, закон четко прописывает требования об установлении личности при подаче жалобы через интернет, а жалобщик должен пройти идентификацию информационной системы. Если это не делается, то жалобе ход не дается.

Кроме того, вводится механизм предварительной проверки поступающих в органы контроля обращений: если это письменное обращение, которое пришло по почте, проверяется достоверность написавшего его лица. А контрольный орган может провести необходимые исследования обстоятельств – есть сам факт нарушения или нет. В случае, если факты не подтверждаются, ход жалобе не дается, и контрольно-надзорные мероприятия не проводятся.

– Важный момент – это так называемая контрольная закупка. На практике наши надзорные органы уже вводят этот механизм, и деловое сообщество было несколько обеспокоено тем, что он нормативно не урегулирован. Закон сейчас дает, с одной стороны, нормативное право применения механизма контрольных закупок, а с другой стороны – устанавливает ограничения для их применения, – сказал министр. – Какого рода ограничения? Во?первых, они могут реализовываться только в сфере продажи товаров, реализации услуг и произведения работ. Во?вторых, их проведение должно быть согласовано с прокуратурой. И, в?третьих, они должны быть включены в реестр проверок. То есть должны быть прозрачны и понятны для соответствующих подразделений бизнеса.

По словам Алексея Улюкаева, очень важно, что закон отныне дает нормативную базу для того, чтобы применять рискоориентированный контроль – управлять рисками в системе надзора и контроля, то есть там, где идентифицированы реальные угрозы жизни, здоровью, правам граждан, осуществлению хозяйственных связей.

– Если эти риски понятно идентифицированы, соответственно там они находятся в фокусе проверочной деятельности. Если такого рода рисков нет, то и проверочная деятельность должна, конечно, проводиться в совсем другом режиме, то есть чтобы мы не уравнивали с точки зрения необходимости проверочных мероприятий крупный завод, который несет реальные техногенные проблемы, с парикмахерской или булочной, – отметил он. – Кроме того, закон сейчас предполагает профилактику нарушений – не только действия, когда нарушение выявлено, но работу с бизнесом, разъяснение ему требований контролера, разъяснение ему возможностей устранения этого, указания на факт непреднамеренных ошибок, непреднамеренных нарушений нормативных требований. То есть фактически речь идет о том, что контроль становится не карающим, а сервисным. Он обслуживает бизнес, помогая ему избежать нарушений, помогая ему избежать соответствующих наказаний.

Сейчас министерство экономического развития России сосредоточено на работе над большим законом о государственном и муниципальном контроле, который должен кодифицировать весь массив отраслевых надзорных и контрольных актов.

– У нас зачастую сейчас просто пересекаются тематики, объекты этих актов, и фактически оказывается, что предприниматель проверяется разными органами надзора по одной и той же теме, по одной и той же проблеме, – сообщил Алексей Улюкаев. – Базовый закон должен это развести. Он должен будет установить требования по эффективности работы контрольно-надзорных органов.

Фото: tvc.ru

Архив

№1(116) январь-февраль

Скачать

№2(117) март

Скачать

№4(118) апрель

Скачать

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№4 (108) май

Скачать

№5 (109) июнь

Скачать

№6(110) июль

Скачать

№7(111) август

Скачать

№8(112) октябрь

Скачать

№9(113) октябрь

Скачать

№10(114) ноябрь

Скачать

№11(115) декабрь

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года