Общественная палата РФ фактически обвинила региональные власти в том, что они используют дорожные камеры с целью пополнения казны, а не для борьбы с аварийностью.
Член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена представил вчера первый ежегодный доклад "О состоянии дел в сфере безопасности дорожного движения в регионах России". В нем проанализированы основные причины аварийности: состояние дорог, законодательства, действия региональных властей. Как пишет «Коммерсантъ», наибольший интерес представляет та часть доклада, которая посвящена автоматической фиксации нарушений ПДД.
Согласно статистике, сегодня камерами фиксируются около половины нарушений, всего в стране действует более 6,4 тыс. стационарных и передвижных комплексов. "Во многих случаях камеры ставят не в очагах аварийности, а там, где вероятность ДТП минимальна, но водители массово нарушают скоростной режим,— констатирует Общественная палата.— Главными цифрами отчетов в работе фотовидеофиксации становятся не данные о снижении числа ДТП, а суммы, заработанные на штрафах". В качестве примера была приведена Омская область. Региональный минфин заявил о том, что годовой бюджет области планируется пополнить на 492 млн руб. за счет поступлений от уплаты штрафов. Депутаты Самарской думы, в свою очередь, просчитали экономическую формулу эффективности расходов на закупку оборудования: каждый вложенный в камеру рубль приносит трехкратный доход.
Примечательно, что в Вологодской области доходы от штрафов, наложенных благодаря приборам фотовидеофиксации, пока относительно не велики – за восемь месяцев этого года они составили 41,6 млн рублей. При этом количество нарушений снизилось на 7%. Эти цифры были озвучены в конце августа на совещании по вопросам развития системы «Безопасный город» с участием губернатора области Олега Кувшинникова. В течение последних пяти лет из федерального и регионального бюджетов выделялись значительные суммы на приобретение дорожных камер, благодаря чему в настоящее время на дорогах области установлено 248 приборов видеонаблюдения (214 мобильных, 27 передвижных, 7 стационарных). И это далеко не предел. Ожидается, что количество камер в ближайшие годы будет увеличено в 2 раза. С финансированием должен помочь Российский Союз Автостраховщиков, заинтересованный в снижении количества ДТП. Да и про самоокупаемость областные власти тоже не забывают – по словам главы региона, одна камера, закупленная на бюджетные средства, окупает себя за 6 месяцев работы.
На этом же совещании было объявлено, что с 1 января 2014 года в области будет создан "Центр обеспечения региональной безопасности", который будет заниматься текущим техобеспечением приборов фиксации и дальнейшим развитием соответствующей инфраструктуры (до 2012 года эти вопросы находились в компетенции областного УВД, в настоящее время они переданы Комитету гражданской защиты и соцбезопасности области).
По всей видимости, новая областная структура будет контролировать и корректность работы комплексов фотовидеофиксации. Эта проблема также была затронута в докладе Общественной палаты. "Система не обеспечивает защиту граждан от ошибок распознавания государственного знака. Имеется множество жалоб на ошибки определения места фиксации, когда система определяет как нарушителя автомобиль, припаркованный в разрешенном месте", - говорит Анатолий Кучерена. По его словам, это "дискредитирует саму идею фотовидеофиксации нарушений". Для решения проблем предлагается несколько нововведений: изменить ГОСТы, определив "четкие критерии оценки корректности работы приборов"; упростить процедуру обжалования ошибочно наложенных штрафов; наконец, обеспечить хранение в памяти камеры данных о траектории движения автомобиля, что должно позволить полнее реконструировать обстоятельства нарушения.
В завершение выступления Анатолий Кучерена оговорился, что проект доклада будет дорабатываться в течение декабря – принять участие в дискуссии и внести свои предложения могут все заинтересованные граждане (ознакомиться с текстом можно здесь).