дата: 24.03.2017

Рабочая среда как зеркало всей компании

То, как устроена компания изнутри, является отражением наших предположений относительно человеческой природы и поведения. Причем нередко эти предположения являются неписаными а также негласными, но такими, которые вредят мотивации работников.

Абрахам Маслоу и Дуглас Макгрегор, представители гуманистической школы психологии и теоретики менеджмента, считали: лидеру необходимо внимательно присмотреться к тем предположениям, существующих в его компании.

Только так можно сделать рабочую среду более эффективной. Макгрегор советовал: в следующий раз, когда вы будете посещать управленческое совещание (особенно то, где обсуждаются решения обопределенных действиях или политик компании), слушайте внимательно все, что говорят присутствующие.

И записывайте те предположения (верования, обобщения, осуждения, утверждения и т.п.) от человеческого поведения, которые услышите. Некоторые из них могут быть сформулированы прямо и открыто, другие - быть неявными, но вполне понятным смыслом. Это скажет руководителю очень много о текущем состоянии рабочей среды в компании.

Многие правила, по которым мы строим свой бизнес, «унаследованны» нами от родителей, учителей или бывших работодателей

Также Макгрегор обнаружил две противоположные группы предположений относительно человеческой природы, назвав их «теория Х» и «теория Y». Если вы являетесь поклонником первой, то верите, что наиболее эффективной является механистическая, иерархическая модель управления.

X: людей всегда нужно контролировать или хотя бы постоянно наблюдать за ними - ведь на самом деле им не нравится работать и они стремятся иметь кого-то, кто будет ими руководить.

Теория Y утверждает, что люди имеют внутреннюю мотивацию к работе и способны сами контролировать свое рабочее пространство - если им обеспечат определенные условия. Большинство из нас скажет, что верит в теорию Y. Но если посмотреть на то, как работают многие успешные крупные организации, то станет ясно: они до сих пор устроены в соответствии с теорией Х.

Оценка подчиненных руководителем, работа «с 9 до 6», трехмесячные испытательные периоды - вот лишь некоторые подтверждения теории.

Чип Конли, бизнес-консультант и основатель гостиничной компании Joie de Vivre, предлагает руководителям спросить себя: соответствуетли среда, которую вы создали для себя, своих работников, клиентов и инвесторов, вашим персональным ценностям (или, по крайней мере, потому, что вы до сих пор считали своими ценностями)?

Очень много правил, по которым мы строим свой бизнес, «унаследованны» нами от предыдущих поколений. Нас учили чему-то в школе, дома, в институте, на наших первых рабочих местах - и все это до сих пор остается с нами.

Однако сегодня решение в вашей компании принимают не ваши родители, бывшие учителя или работодатели - а вы сами. И стоит осознавать, на которых предположениях базируются эти решения.