РКО в банке – для чего нужно бизнесу
Расчетно-кассовое обслуживание – это не просто банковская услуга, которая облегчает бизнесу денежные расчёты и приём выручки. Для борьбы с сокрытием доходов и теневым оборотом средств государство обязало подключаться к РКО всех, кто принимает наличные на сумму свыше 100 тыс. руб. Технически без него можно обойтись, но на практике без р/с сможет работать только микробизнес и самозанятые. В статье расскажем, какие услуги расчетно-кассового обслуживания доступны в банках и на каких условиях.
Что такое РКО
Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и ИП – услуга, которая предполагает как минимум открытие расчётного счёта. Сюда «стекаются» все деньги владельца бизнеса, в том числе выручка, и с этого же счёта он расплачивается с контрагентами, по налогам и др.
Р/с и другие услуги РКО доступны:
- для ИП;
- для ООО.
Юрлица по закону не обязаны открыть РКО, но ограничения на сумму операций вынуждают их делать это. ИП могут обойтись без счета, но тогда тоже столкнуться с ограничениями. Согласно указаниям Банка России № 3073-У, все взаиморасчёты наличными между организациями и предпринимателями на сумму более 100 тыс. руб. в день по одному договору запрещены. Причём неважно, платите вы или принимаете оплату.
Расчетно-кассовое обслуживание в банке – платная услуга. При подключении клиент подписывает договор, предварительно выбрав выгодный тариф. В рамках одного пакета услуг доступен разный набор операций. Обычно в банках есть несколько тарифов – для начинающего бизнеса, для крупных компаний. В зависимости от этого, расходы клиента на РКО будут отличаться – чем более «продвинутый» тариф, тем больше придется тратить.
Чем отличаются тарифы:
- размером ежемесячной платы за ведение расчетного счета (минимальные тарифы обычно с бесплатным обслуживанием);
- суммой переводов физлицам без комиссии;
- количеством бесплатных платежей партнёрам;
- комиссиями за безналичное зачисление средств на счёт и снятие наличных;
- подключенными услугами – это могут быть бесплатный выпуск бизнес-карты, открытие депозитов на выгодных условиях.
Что входит в расчетно-кассовое обслуживание
В рамках РКО для юридических лиц и ИП есть:
- эквайринг – финансовая услуга для приёма оплаты с карт при помощи специального оборудования;
- инкассация – доставка выручки и зачисление средств на р/с;
- самоинкассация – терминалы или сейфы, которые нужны для самостоятельного зачисления выручки на счёт;
- зарплатный проект – банк выпускает для сотрудников клиента карты и перечисляет зарплату напрямую с р/с;
- валютный контроль – услуга для бизнеса, который занимается ВЭД;
- кредиты и депозиты для бизнеса.
Клиент может использовать сразу все услуги РКО или подключить только часть из них, но после оформления счёта.
Чем удобно для бизнеса
Банковский клиент при оформлении РКО в банке получает такие плюсы:
- Удобный учёт доходов. Не нужно вести записи по приёму выручки и расчётам с контрагентами – в приложении и личном кабинете всегда можно получить выписку онлайн, операции происходят в режиме реального времени.
- Упрощение налоговых платежей. Во многих приложениях банков есть опция автоматического заполнения платёжек по уплате налогов, а деньги перечисляются напрямую со счёта.
- Снятие ограничений. После оформления р/с для юрлиц и индивидуальных предпринимателей станут доступны операции с наличными в сумме больше 100 тыс. руб. в день по каждому договору.
- Облегчение бизнес-процессов. Например, при подключении к зарплатному проекту деньги будут поступать на карты сотрудников в автоматическом режиме. Эквайринг позволит расширить клиентскую базу за счёт приёма оплаты с карт, а не только наличными.
- Специальные условия для бизнес-клиентов. В первую очередь это кредиты со сниженной ставкой и выгодные депозиты.
Что учесть при выборе банка
Практически все коммерческие банки предлагают оформление РКО. При выборе банка нужно учесть:
- Разнообразие тарифов. Чем их больше, тем легче будет подобрать тот, который подходит под конкретный бизнес.
- Возможность открыть расчетный счет онлайн. В этом случае банк присылает реквизиты р/с в течение 5 минут, а клиент может сразу принимать платежи.
- Стоимость РКО. Как правило, расчётный счёт оформляется бесплатно, но стоимость других услуг может отличаться.
- Состав РКО. Хорошо, если, помимо стандартных эквайринга, зарплатного проекта и инкассации, банк предлагает дополнительные услуги, например, ведение бухгалтерии клиента онлайн, помощь в регистрации ИП.
- Служба поддержки. В идеале помочь клиенту в банке должны 24/7 и несколькими способами – по телефону, в чате, в офисе и др.
Оформить расчетный счет онлайн можно сразу после регистрации ИП или юрлица или позже.
Как оформить РКО в банке
Для открытия РКО онлайн или в офисе нужны такие документы:
- заявление;
- паспорт, СНИЛС, ИНН ИП или руководителя/учредителей компании;
- карточка, куда вносятся образцы печати и подписей;
- лицензии, если деятельность компании этого требует;
- если счёт открывает доверенный, нужна доверенность;
- финансовая отчетность, если клиент работает дольше 3 месяцев;
- дополнительно для юрлиц – устав, решение или протокол о назначении руководителя.
Открытие р/с пошагово:
- подайте заявку – онлайн или в отделении банка;
- если открываете счет дистанционно, передать документы и подписать договор РКО можно двумя способами – лично прийти в офис или пригласить выездного сотрудника;
- после открытия банки дают разное время для оформления документов – обычно около 30 дней.
Остальные услуги, входящие в состав РКО, можно подключить поэтапно. Кроме того, выбранный первоначально тариф в любой момент можно поменять.
Популярные вопросы
1. Что сначала – открыть ИП или расчетный счет?
Первый шаг – оформление ИП. При открытии расчётного счета банк запросит выписку из ЕГРИП, чтобы проверить наличие регистрации. Если в банк обратится физлицо, в том числе самозанятый, в открытии расчётного счёта ему откажут.
2. Сколько РКО можно открыть?
Закон не ограничивает юрлиц и ИП в количестве расчётных счетов в одном или нескольких банковских организациях. Но сам банк может устанавливать ограничения по количеству р/с на имя одного клиента.
3. Можно ли ООО не открывать расчетный счет?
Юрлицо может не открывать расчётный счёт, если не планирует осуществлять расчёты наличными в рамках одного договора в сумме более 100 тыс. руб. Кроме того, без счёта в банке юрлицо не сможет платить налоги – по закону это можно сделать только безналичным способом, и без р/с операция не может быть проведена, а ещё требуется соблюдать кассовый лимит (ограничивать объём наличных средств в кассе). Личным же счётом, например банковской картой, юрлицам пользоваться запрещено в рамках ведения хозяйственной деятельности. Поэтому у среднего и крупного бизнеса нет выбора – все они работают с р/с.