автор: Ольга Быкова дата: 10.08.2018 + +2 -

Интеграция женского предпринимательства в семейный бизнес

Как человек, консультирующий женщин-предпринимателей со стадии старт-апов, я накопила ряд интересных наблюдений, связанных с ростом таких небольших компаний. Или, если точнее, с качественным аспектом подобного роста, о котором задумываются куда реже, чем о количественном. Полагаю, что эти мысли о превращении «индивидуального» женского проекта в проект семейный могут представлять некоторую ценность для деловых дам, подумывающих о своем деле и его перспективах. 

Действительно, когда речь идет о росте, большинство автоматически думает именно о количественном измерении. Впечатляющих оборотах,  новых клиентах, возрастающей прибыли, расширяющихся помещениях и свежих работниках. Однако, качественное измерение данного вопроса не менее важно.

Ведь перед успешной женщиной, запустившей свой бизнес, рано или поздно возникнет развилка. Идти ли далее по пути «индивидуалиста», который самостоятельно ведет максимальное число дел и делегирует остальное наемным сотрудникам со стороны? Или же взять курс на семейный бизнес, привлекая ближайших родственников и взращивая себе смену на дальнюю перспективу? Как видно из заголовка, данный материал посвящен именно второй опции — с ее очевидными достоинствами и менее видимыми недостатками. А также тому, как провести эту «интеграцию» таким образом, чтобы по полной программе воспользоваться первыми и избежать вторых.

Что такое женский малый бизнес в семейном измерении? 

Прежде всего я сразу очерчу границы своего разговора. Во-первых, я говорю именно о женском предпринимательстве. То есть, о компаниях, в которых именно женщина с самого начала являлась инициатором и «двигателем». Либо же о случаях, когда женщина выступает в роли более-менее равного партнера. То есть, вкладывает личные ресурсы, определяет собственную политику и в адекватной степени распоряжается результатами, беря на себя соответствующие риски и не являясь бессловесной помощницей.

Разумеется, речь идет прежде всего о малом и даже микро-бизнесе. Напомню, что по законодательству РФ к ним относятся организации с доходом до 800 млн рублей и 120 млн рублей, а также числом работников до 100 и 15 человек соответственно. И, несмотря на то, что доля таких предприятий в РФ отстает от развитых стран, их немало даже по официальной статистике, не учитывающей «серую» зону и самозанятых. Если посмотреть на цифры, мы увидим, что таковых бизнесов у нас в стране в 2018 было почти 3 000 000 , при этом работало на них около 12 000 000 человек, создавая 20% от ВВП (при государственной цели в 40%).

Если пытаться определить долю женщин в этом море, то мы, конечно, столкнемся с некоторыми проблемами. Однако, некие приблизительные эстимейты есть и здесь. Можно, например взглянуть на информацию из Mastercard Index of Women Entrepreneurs по 2017 году: по этим данным, Россия занимала 4-е место в мире по доле женщины-предпринимателей с планкой в 32.6% (разумеется, в лидерах по легкости ведения бизнеса для женщин РФ нет, что понятно, так как страна у нас непростая и довольно патриархальная). Интуитивно понятно, что большинство из этих женщин тянут как раз микропредприятия. Либо самостоятельно, либо, что куда более вероятно, как семейный бизнес. Так что проблема о которой мы говорим здесь, безусловно, актуальна.

Что до определения семейного бизнеса, то его можно дать в этом ключе: коммерческая организация, в которой правом на принятие решений, вытекающим из собственности, располагает несколько поколений одной и той же группы, связанной близким кровным родством, браком или усыновлением. Понятно, доли собственности и ответственности могут распределяться по разному, в зависимости от конкретного случая. Главное, что именно эта группа сообща ставит цели, распределяет доступные ресурсы и отвечает за решение поставленных задач.

Здесь надо сделать важную оговорку. «Семейный» необязательно обозначает «малый» или «микро». Мы знаем примеры большого числа компаний — американских, европейских и японских — которые достигли статуса гигантов, оставшись в руках соответствующих «ячеек общества». Однако в России, с ее малым горизонтом планирования, большой ролью государства в экономике, монополиями и олигополиями, а также специфической манерой решения деловых вопросов, чисто семейный бизнес — все же, как правило, не особо велик. 

Чем хорош и плох семейный бизнес?

Говоря о положительных сторонах именно семейной манеры видения бизнеса я не скажу ничего интуитивно непонятного. Все эти позитивные аспекты, по сути, вытекают из устранения одной из базовых российских проблем — низкого уровня доверия друг к другу. Тут мы в числе антилидеров. Десять лет назад, например, всего 27% россиян соглашалось, по данным ISSP, что людям можно верить. Естественного, функциональная и хоть сколь-нибудь благополучная семья эту проблему недоверия окружающим как-то снимает.

В результате, семейные предприятия по версии, например, PwC могут похвастаться такими преимуществами, как:

  • работающая корпоративная культура (поскольку члены семья зачастую все же имеют сходные ценности и, что называется, находятся на одной волне);
  • лучше и проще принимают решения;
  • работают на перспективу, думая как о себе, так и о следующих поколениях;
  • учитывают не только вопросы прибыли, но и менее материальные факторы (что способно, к примеру, решить проблему «выгорания).

На выходе, с учетом всех этим преимуществ мы имеем компанию, которую отличает повышенная мотивация, лояльность, общие устремления и, как следствие, пониженные трансакционные издержки. Казалось бы, это не организация, а мечта. Однако, в этом мире нет ничего идеального.

Семейные компании тут, конечно, не исключение. Во-первых, в них могут наблюдаться большие проблемы с рекрутингом, так как не все захотят прийти в подобный «чужой монастырь», где все выстроено на личностях. Особенно это касается действительно высококлассных спецов. Как следствие, во-вторых, семейные компании страдают от недостатка экспертизы и притока свежих навыков извне. В-третьих, семейные узы и стремление сохранить мир могут застилать глаза и мешать объективной оценке друг друга. Наконец, в семейной компании нет разделения на «личное» и «рабочее». Совсем наоборот, семейные неурядицы могут подорвать компанию изнутри. А неудачи на бизнес-поприще, в свою очередь, привнести раздор в семейные отношения.

Как женщине-предпринимателю интегрировать себя в семейный бизнес

В этом блоке я начну с констатации факта, кажущегося мне очевидным. Семейный бизнес — оптимален для женщины, которая хочет проявить себя России как деловой человек. Ведь несмотря на патриархальность российского общества в высших сферах, на низовом уровне почти все тянут на себе именно женщины, еще с перестроечных или даже позднесоветских времен. Поэтому для женщин даже логично становится в главе подобных компаний-домохозяйств. Так что с самого начала не стоит страдать от синдрома «самозванца». Вы на месте лидера, которое принадлежит вам по праву.

Что до практических рекомендаций, то я приведу следующий перечень:

  • С самого начала — независимо от того, запустили ли вы проект сами, вместе с супругом-партнером-другим родственником или же включились в процесс уже после основания — дайте понять, что вы считаете себя не помощницей, а полноценным stake holder’ом. Который ждет к себе уважения и внимания.
  • Оставайтесь женщиной. Тут речь даже не в уходе за собой и прочем экстерьере (хотя и о нем тоже). А, скорее, в выполнении того семейного функционала, который общество на женщину налагает в плане заботы о домашнем очаге и детях. Кому-то этом может показаться несправедливым, но основной груз ответственности тут всегда ложится на женщину. Даже в Швеции, бастионе феминизма, женщины тратят на это больше времени. В общем, этот фактор нужно принять как стихийное бедствие — в противном случае, единственный выход в том, чтобы избегать создания семьи и жить child free.
  • Чтобы действительно работать в атмосфере доверия и выигрывать за ее счет, на забудьте о хоть каких-то материальных гарантиях для себя, оформленных юридически. Не забывайте о том, что в РФ распадается более половины браков. А потому принцип «доверяй, но проверяй» - самый лучший.
  • Делегируйте и не забывайте о графиках по распределению обязанностей. Как уже говорилось выше, на женщине, если это настоящий семейный бизнес, всегда будет более тяжелая ноша из-за семейных хлопот. Поэтому не бойтесь использовать труд своих партнеров-родственников. А самый лучший способ для этого — наглядных график со справедливым распределением нагрузки (не говоря уже просто о том, что time management – всегда хорошая штука).
  • Включайте в процесс детей! Я не говорю, разумеется, о полноценном детском труде. Скорее, о дополнительном домашнем образовании и привитии детям вкуса к вашему бизнесу, чтобы они могли, при желании, быстрее в него включиться. Так вы убиваете сразу трех зайцев. Создаете потенциального работника и помощника. Выковываете дополнительную связку между собой и супругом. И, конечно, обеспечиваете преемственность поколение и наследование (то, что на английском называют succession planning).    

Если грамотно применить эти принципы, располагать достаточными ресурсами и уметь приносить пользу клиентам — ваше семейное когда придет срок.

    Похожие материалы

    Бизнес-подсказки для женщин-предпринимателей
    Бренд команды бизнеса
    Дайверсити по-русски: взгляд HR-эксперта
    Cryptolady: личный бренд женщины на фоне мужского хайпа
    Мама-предприниматель и бизнес-идеи
    автор: Ольга Быкова дата: 10.08.2018 + +2 -

    Оставить комментарий: