автор: Татьяна ШАЛУШКИНА, председатель Союза потребителей г. Вологды. дата: 12.09.2010 + +1 -

Что гарантирует гарантия?

Покупая новую вещь, мы надеемся, что она прослужит долго, по крайней мере, в течение гарантийного срока. Если же за это время что-то случится, потребительское законодательство не даст нас в обиду. Все это, конечно, так, но товар товару рознь, и у гарантийного срока есть свои нюансы.

Закон «О защите прав потребителей» предоставляет изготовителю право устанавливать гарантийный срок. В этом случае ПРОДАВЕЦ НЕ МОЖЕТ УМЕНЬШАТЬ УСТАНОВЛЕННЫЙ СРОК ГАРАНТИИ. Он может его только увеличить, приняв на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков товара. Если же изготовитель не установил гарантийный срок на товар, продавец имеет право сделать это самостоятельно.

А вот если ни изготовитель, ни продавец не взяли на себя гарантийных обязательств, статья 19 Закона «О защите прав потребителей» дает потребителю право предъявлять претензии по качеству товара в ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ЛЕТ СО ДНЯ ПОКУПКИ, если более длительные сроки не установлены договором.

Обратите внимание: обнаружив недостатки в товаре в течение гарантийного срока, потребитель может обратиться с претензией к изготовителю, импортеру или продавцу по своему выбору. Например, куплен импортный пылесос. Если он сломается, покупатель может отнести его в магазин или сервисный центр, указанный в техническом паспорте или гарантийном талоне, а может обратиться в представительство фирмы, если такое есть в его городе.

Платить или нет?

Некоторые вологодские магазины, например, «М-Видео», «Эльдорадо» и другие предлагают покупателям заплатить за дополнительный срок гарантии. Скажем, изготовитель установил гарантию 6 месяцев, а магазин может продлить ее до года, двух или трех лет, правда, не бесплатно. Не стоит идти на поводу у таких «бизнесменов». Как уже было сказано, потребитель имеет право предъявлять претензии и после окончания гарантийного срока – в течение двух лет со дня покупки. Ведь причиной недостатка может быть производственный брак, который «аукнулся», когда гарантия уже закончилась. Правда, это придется доказать, обратившись к эксперту. Но если вы все же оформили дополнительную гарантию, знайте, что проведение экспертизы в этом случае возлагается на магазин.

С какого дня считать?

Гарантийный срок исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, сроки исчисляются со дня изготовления товара. Но есть вещи, на которые гарантийный срок исчисляется не со дня покупки, а с момента наступления соответствующего сезона. Это так называемые сезонные товары: одежда, обувь, меховые изделия, купальники и так далее. В разных регионах даты наступления сезонов могут быть разными. Они определяются исходя из климатических условий данной местности.

К примеру, в нашей области в соответствии с областным Законом «О сроках наступления сезонов при реализации товаров на территории Вологодской области» на товары сезонного назначения установлены следующие периоды продолжительности сезонов: для товаров зимнего ассортимента – с 1 ноября по 1 марта; для товаров весеннего и осеннего ассортимента – с 1 марта по 1 мая и с 1 сентября по 15 ноября; для товаров летнего ассортимента – с 1 мая по 1 сентября.

Отложенный старт

Если товар был куплен по образцам или по почте, гарантийный срок в этом случае исчисляется со дня передачи товара потребителю. Например, по каталогу была заказана кофеварка, потребитель оплатил ее в марте, а посылка пришла в апреле, значит и гарантийный срок должен исчисляться с апреля, то есть с того дня, когда товар был передан потребителю фактически.

Но бывает, что товар потребитель получил, однако пользоваться им не может по причинам, не зависящим от продавца. Скажем, мебель привезли, но не собрали, так как не хватило деталей, или посудомоечную машину установили, но не подключили, потому что заболел мастер. В подобных случаях «старт» гарантийного срока откладывается до того момента, пока продавец не устранит обстоятельства, мешающие эксплуатации товара. Например, в кассовом чеке на стиральную машину стоит дата 1 июня, а фактически пользоваться ей начали только через две недели, потому что продавец никак не мог подключить машину. Значит, гарантийный срок должен отсчитываться с 15 июня, то есть с момента подключения (установки). Это подтверждает накладная на проведение работ.

За чей счет экспертиза?

Если в период гарантийного срока в товаре были обнаружены недостатки, потребитель отдает его продавцу или изготовителю на экспертизу. Ее цель – выяснить, по чьей вине возникли недостатки. Потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы, но платить за нее он не должен: в течение гарантийного срока это обязанность продавца или изготовителя, смотря кому были предъявлены претензии по качеству. Если требования потребителя не выполняются и экспертизу не проводят, можно обратиться в независимую экспертную организацию. Получив ее заключение о том, что недостаток возник не по вине потребителя, он имеет право взыскать понесенные расходы с продавца (изготовителя, импортера).

Если недостатки возникли по истечении гарантийного срока, но в течение двух лет со дня покупки, экспертизу оплачивает покупатель. При подтверждении производственного недостатка потребителю обязаны возместить эти расходы.

    автор: Татьяна ШАЛУШКИНА, председатель Союза потребителей г. Вологды. дата: 12.09.2010 + +1 -

    Оставить комментарий: