автор: Егор Елин дата: 25.12.2015 + +1 -

Экспортный прорыв


«Внешнеэкономическая деятельность как фактор эффективного развития малых и средних предприятий в субъектах РФ» — под таким названием в Вологде прошла III Международная конференция, ставшая в регионе главным деловым событием уходящего года.

Все флаги в гости к нам

«Участие в форуме приняло более 500 человек из 62 регионов России, что является своеобразным рекордом», — заметил на пленарном заседании его модератор Виктор Ермаков, общественный представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите малого и среднего предпринимательства.

Мероприятие впечатляет не только количеством гостей, но и их солидным составом. Среди участников форума — представители малых и средних предприятий России, посольств и торговых представительств из двенадцати иностранных государств, общественных организаций и объединений предпринимателей, крупных российских и международных компаний, заинтересованных в развитии взаимодействия с малым и средним бизнесом, финансовых институтов и организаций.

В приветственном слове губернатор Олег Кувшинников поблагодарил организаторов конференции за решение доверить Вологодчине проведение международной конференции и обозначил главную цель мероприятия, заключающуюся в реальной поддержке малого и среднего бизнеса.

В свою очередь заместитель министра экономического развития РФ Николай Подгузов подчеркнул значимость Вологодской области в экспортной составляющей экономики страны. Большая заслуга в том областного правительства. «Губернатором Вологодской области и его командой создаются отличные условия для ведения бизнеса в регионе. Они не делят механизмы помощи иностранным и российским инвесторам, а помогают и тем и другим. Сегодня мы видим: создается продукция, в том числе и предприятиями малого и среднего бизнеса, которая является конкурентоспособной на внешних рынках. И речь идет не только о сельском хозяйстве, но и точном машиностроении, отрасли телекоммуникаций. В этом плане область имеет огромный потенциал. Этот опыт важно культивировать и распространять на всю страну», — подчеркнул выступавший.

И действительно, региону есть что показать миру. Наша продукция поставляется более чем в сто стран мира, а область входит в первую двадцатку регионов по объему промышленного производства на душу населения. Большую популярность снискал зонтичный бренд «Настоящий вологодский продукт» с его знаменитым «Вологодским маслом». И неудивительно, что заместитель генерального директора Агентства малого и среднего предпринимательства Японии Сатоси Миямото начал свое выступление с того, что выразил желание увидеть предприятия, где производят этот уникальный продукт.

Японский пример

Сатоси Миямото рассказал о ситуации с малым и средним бизнесом в Японии, где он является основой экономики страны: общая численность занятых в этом секторе составляет 32 млн человек, или 70% от всего трудоспособного населения страны. «В последнее время в Японии, как и в России, наблюдается тенденция ликвидации предприятий малого бизнеса. Причина закрытия связана с тем, что владельцы организаций не могут найти преемников для передачи своего бизнеса. Нежелание большинства предпринимателей своевременно обновлять основные фонды закономерно привело к замедлению темпов роста производства в промышленности. А снижение потребительского спроса на товары, произведенные в Японии, мотивировало заинтересованных лиц активизировать усилия во внешнеэкономической деятельности», – обозначил ключевые проблемы Миямото и рассказал о мерах государственной поддержки малого бизнеса в своей стране. В Японии, как и в России, для этой цели используются схожие инструменты: это и механизм «единого окна», помогающий бизнесменам преодолевать возникающие вызовы, и весомая финансовая поддержка инновационной деятельности, и система государственных гарантий. Особую роль играют налоговые льготы, квотирование госзакупок для малого бизнеса (оно составляет в Японии более 50%). 


Директор Вологодского регионального центра поддержки предпринимательства Татьяна Крицкая (на снимке):

«В Вологодской области принято очень важное решение об объединении под одной крышей всех структур, работающих в экспортном направлении. Для этого был создан координационный совет, который возглавил заместитель губернатора Алексей Кожевников. Я уверена, что таким образом мы оптимизируем всю внешнеэкономическую деятельность региона и не будем дублировать те направления, которые сейчас реализуются разными учреждениями». 

Квота в помощь

По такому же пути намерена двигаться и наша страна, рассказала в своем докладе советник генерального директора АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса» Наталья Ларионова: «С 1 июля 2015 года государственные компании, обозначенные в особом списке, должны приобретать продукцию на конкурсной основе у представителей бизнеса малого и среднего звена. При этом минимальные квоты в госзакупках для МСБ установлены на уровне 18%. Пока таких корпораций насчитывается три: РЖД, Газпром, Роснефть. Со следующего года этот список расширится до 35 крупных компаний». По мнению Натальи Ларионовой, данный инструмент даст мощный толчок развитию малого бизнеса.

Предпринимательский лифт

Исполнительный директор общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Андрей Шубин (на снимке) обратил внимание участников форума на важность концентрации общих усилий в поддержке малого бизнеса. «У нас огромное количество мер поддержки МСБ, но, к, сожалению, они между собой не всегда стыкуются. Важно, чтобы в России появился единый портал, который позволял бы компаниям не просто получать информацию обо всех мерах поддержки, но и служил неким акселератором, позволяющим вести компанию со старт-апа до выхода на международные рынки». Задача непростая, поскольку в этой цепочке отсутствует ключевой инструмент, который соединил бы между собой инновационный и производственный лифт. По мнению Андрея Шубина, таким инструментом, в частности, может являться создание единого инструментария по объединению всех платежей, в том числе таможенных и налоговых.


К слову, важным инструментом в экспортном продвижении отечественных товаров является интернет-портал «Экспортеры России» – электронное аналитическое издание, где в свободном доступе размещена тематическая информация. «По сути, портал выполняет функции комплексной безвозмездной поддержки отечественных экспортеров», – пояснил организатор проекта Юрий Шурыгин. Изначально проект задумывался как негосударственный информационный ресурс, однако за два года он превратился в бизнес-сообщество, в котором объединилось свыше 600 экспортеров и 100 федеральных структур.

В «одном окне» не гаснет свет

Полгода назад в России появился еще один инструмент поддержки малого бизнеса. Речь идет об АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), который был создан в структуре Внешэкономбанка в качестве специализированной организации, представляющей «единое окно» для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки включая взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами.

Большинство услуг оказывается совершенно бесплатно. За помощью или консультацией в РЭЦ может обратиться любая российская компания, которая уже является экспортером или только намерена экспортировать свою продукцию. РЭЦ – единственный акционер АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР), Росэксимбанк также войдет в структуру РЭЦ. Географический охват экспортных проектов, по которым представлена поддержка страны, – СНГ, Азии, Африки и Южной Америки. По словам директора по поддержке экспортной деятельности РЭЦ Сергея Колдаева (на снимке), на текущий момент в Центр поступило более 115 запросов от 111 компаний. Сейчас идет работа по формированию правовой среды, заключаются двусторонние соглашения с госструктурами и партнерами.

Участники международной конференции подчеркнули значимость малого и среднего бизнеса для экономики России, отметив при этом усилия российского правительства по внедрению новых действенных инструментов в продвижении продукции малых предприятий на международные рынки. Остается надеяться, что грамотное использование инструментов, которые можно использовать в экспортном прорыве, обернется золотым дождем, который сегодня так нужен иссохшей отечественной экономической почве.

Журнал «Бизнес и Власть» постоянно обращается к теме поддержки малого бизнеса, в частности, в следующем выпуске читайте эксклюзивное интервью с директором по поддержке экспортной деятельности АО «Российский экспертный центр» Сергеем Колдаевым.

    автор: Егор Елин дата: 25.12.2015 + +1 -

    Оставить комментарий: