автор: Александр Нестеров дата: 08.09.2017 + +3 -

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПРЕДЕЛЫ КОНТРОЛЯ

Рационализма, эрудиции и профессиональных навыков недостаточно, чтобы быть по-настоящему хорошим руководителем. Для этого нужен ещё и развитый эмоциональный интеллект, который помогает прислушиваться к своему внутреннему голосу.

В этом убежден Дэниел Гоулман, один из самых известных популяризаторов термина эмоциональный интеллект (ЭИ, EQ) – концепции, в последнее время полюбившейся отечественным коучам и авторам различных тренинговых программах. Мы прочитали несколько работ Гоулмана, чтобы из первоисточника поделиться рекомендациями, как и зачем можно улучшить свой ЭИ.

 

Структура

Согласно Гоулману, ЭИ – это способность понимать свои чувства и чувства других людей, мотивировать себя и управлять эмоциями в отношениях с собой и другими людьми. ЭИ определяет, насколько мы способны усвоить практические навыки, которые базируются на пяти составляющих: самоосознании, мотивации, саморегуляции, эмпатии и искусстве поддерживать отношения.

Тот или иной тип навыка всегда проявляется в работе, осознаете ли вы это или нет. Например, умение хорошо обслуживать клиентов представляет собой эмоциональную компетенцию, основанную на эмпатии. Надёжность — это компетенция, в основе которой лежит саморегуляция или умение полностью справляться со своими побуждениями и эмоциями.

Особенно важную роль эмоциональная компетентность играет в лидерстве — качестве, суть которого заключается в умении заставить других людей выполнять свою работу более эффективно. Так, например, неспособность лидеров к поддержанию межличностных отношений снижает производительность труда всех участников группы.

 

Брать пример только с лучших

Почему одни руководители успешны, а другие – нет? Правильно: все дело в натренированности ЭИ. Гоулман приводит результаты одного научного исследования, в котором участвовали две условные группы испытуемых.

Самоконтроль: несостоятельные управленцы плохо справлялись с затруднительными ситуациями, легко поддавались переменам настроения и были склонны к вспышкам гнева. Удачливые, напротив, при любых стрессах прекрасно владели собой, оставаясь спокойными в самые критические моменты.

Обязательность: группа несостоятельных реагировала на критику или неудачу переходом к обороне, начиная отпираться или обвинять других. Успешные, взяв на себя ответственность, признавали собственные ошибки и неудачи, предпринимали действия, чтобы разрешить проблемы.

Надёжность: неудачники, как правило, были чрезмерно амбициозны и не стеснялись вырываться вперёд за счёт других. Удачливые отличались исключительной честностью, проявляли неусыпную заботу о нуждах своих подчинённых и коллег, усердно принимались за исполнение насущной задачи.

Социальные навыки: неудачникам недоставало эмпатии и чуткости, поэтому они чаще бывали резкими или бесцеремонными, гневаясь и внушая страх подчинённым. Удачливые же проявляли такт и внимание, погружаясь в дела других людей, будь то начальники или подчинённые.

Установление связей и использование непохожести людей как средства для достижения цели: бесчувственность и манипулятивная манера поведения группы неудачников оборачивались неспособностью создать надёжную систему отношений взаимовыгодного сотрудничества. Удачливые, лучше понимая ценность непохожести, больше способны ладить с самыми разными людьми.

 

Интуиция

Она свидетельствует о способности воспринимать сигналы, исходящие из внутреннего хранилища эмоциональной памяти — собственного источника мудрости и рассудительности человека. Эта способность составляет истинную суть самосознания. Поэтому ее стоит развивать.

Эмоциональное осознание начинается с настройки на поток чувств, постоянно присутствующий в каждом из нас. С этого момента мы признаём за такими эмоциями способность формировать то, что воспринимаем, о чём думаем и что делаем.

 

Просто отложить дела

Как правило, мы узнаём о своих эмоциях, только когда они нарастают и наконец выходят из-под контроля. Но если мы будем внимательны, то сможем ощущать их на более тонких уровнях задолго до момента, как они проявятся с такой силой.

Как расслышать собственный внутренний голос — глубоко скрытый, едва уловимый? Очень просто: прервись, чтобы «ничего не делать». Полезное «ничегонеделание» — не банальная возможность увильнуть от работы. Это ценная способность перестать убивать время, растрачивая его попусту, сидя у телевизора. Просто необходимо отложить на время все другие виды целенаправленной деятельности и заняться тем, что раскроет наше сознание для более глубокого и спокойного восприятия. Возможно, это будет медитация. Если вы на даче – подойдет складывание дров в поленницу.

 

Научиться приспосабливаться

Многим управляющим непросто приспособиться к новой тенденции — распылению ответственности и процесса принятия решений по организации в целом, - пишет Гоулман.

«Чемпионы в этой сфере получают удовольствие от перемен и радуются новациям. Они восприимчивы к новой информации и могут отказаться от старых представлений, приспособившись подобным образом к тому, как им действовать дальше. Они вполне уживаются с ощущением беспокойства, которое часто вызывает всё новое или неизвестное, и готовы рискнуть, переходя на новые методы деятельности».

Приспособляемость требует гибкости, умения принять во внимание разные точки зрения на ситуацию. А гибкость, в свою очередь, напрямую связана с эмоциональной силой, то есть способностью чувствовать себя комфортно в условиях неопределённости и сохранять спокойствие при встрече с неожиданностями. Другой компетенцией, которая лежит в основе приспособляемости, является уверенность в себе, и такая убеждённость помогает человеку быстро перенастроить свои ответные реакции, безоговорочно бросая всё в ситуации, когда меняется реальность.

 

Найти удовольствие в новизне

Люди с такой профессиональной сноровкой умеют быстро выявлять ключевые задачи и упрощать проблемы, которые подчас кажутся чрезвычайно сложными. Они способны находить оригинальные связи и схемы, на которые другие обычно не обращают внимания.

Дефицит этой компетенции может означать нечто большее, чем простое отсутствие воображения. Люди, у которых риск вызывает дискомфорт, превращаются в критиков и отрицателей. Осторожные, занимающие оборонительную позицию, они могут постоянно высмеивать или подрывать передовые идеи. 

«Творческий ум по своей природе слегка недисциплинирован. Между организованным самоконтролем и стремлением к новаторству существует естественная напряжённость, - замечает психолог. - Не то чтобы творческие люди вовсе не владели эмоциями… Нет, более правильно будет сказать, что они охотно поддаются самым разным порывам и совершают больше поступков, чем натуры, менее склонные к авантюризму. В конце концов, именно это и порождает новые возможности».

 

Навык эмоционального присутствия

Присутствовать на работе можно по-разному. Известны два основных способа: физически и психологически. Лучше, чтобы они совпадали. Тогда человек преисполнен внимания и полностью поглощен своей работой — а потому реализует свои творческие идеи, энергию и интуитивные представления во имя общего блага. Окружающие воспринимают такого человека, как доступного для диалога и увлечённого своим делом.

Противоположная позиция — психологическое (эмоциональное) отсутствие — слишком хорошо известна на примере тех людей, которые выполняют свою рутинную работу механически. В каком-то смысле они, вполне возможно, и не нашли себя в своей профессии, поражены апатией или беспокойством.

Вывод очевиден: полностью присутствуя в той или иной ситуации, мы бываем больше настроены на окружающих нас людей и на требование момента, а потому легко приспосабливаемся к этим требованиям, другими словами — попадаем в струю. Мы можем быть внимательными, забавными или самокритичными, свободно пользуясь любой способностью или умением, которые нужны нам в данный момент.

автор: Александр Нестеров дата: 08.09.2017 + +3 -

Оставить комментарий:

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.

banner 116
banner 51
banner 115
banner 56
banner 61
banner 114
banner 71
banner 63
banner 54

Логика карьерного роста

Карьера — путь неблизкий. Предлагаю рассмотреть шесть шагов на пути к вершине профессионализма.

31.май.18 17:07 - Ия Имшеницкая

В блог автора

Как платить сотруднику или работнику, и как оптимизировать налоги?

Попробую объяснить по-простому, «на пальцах».

21.май.18 14:57 - Андрей Литвин

В блог автора

Как нанять генерального директора?

Что важно учитывать при найме генерального директора, если собственник решил перейти к стратегическому управлению.

17.май.18 12:06 - Павел Сивожелезов

В блог автора

Дайверсити по-русски: взгляд HR-эксперта

Думается, что и идею “diversity” — которая в крупных и «продвинутых» западных компаниях стала каноном — ждет схожая судьба. А потому нам, HR-экспертам...

15.май.18 12:45 - Ольга Быкова

В блог автора

Какие задачи стоят перед руководителем отдела продаж?

Одна из ключевых задач РОПа – это мотивация команды

07.май.18 17:52 - Ирина Каримова

В блог автора

Сила клиента

Считали ли вы сколько денег приносят вам ваши клиенты на протяжении всего их жизненного цикла?

12.апр.18 18:09 - Евгений Орлан

В блог автора


Новый номер скоро в продаже

6(47) декабрь-январь 2014 года



Мало новостей? Добавь свою!
Новости от «Бизнес и Власть»
на вашем сайте