автор: Александр Нестеров дата: 08.09.2017 + +3 -

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПРЕДЕЛЫ КОНТРОЛЯ

Рационализма, эрудиции и профессиональных навыков недостаточно, чтобы быть по-настоящему хорошим руководителем. Для этого нужен ещё и развитый эмоциональный интеллект, который помогает прислушиваться к своему внутреннему голосу.

В этом убежден Дэниел Гоулман, один из самых известных популяризаторов термина эмоциональный интеллект (ЭИ, EQ) – концепции, в последнее время полюбившейся отечественным коучам и авторам различных тренинговых программах. Мы прочитали несколько работ Гоулмана, чтобы из первоисточника поделиться рекомендациями, как и зачем можно улучшить свой ЭИ.

 

Структура

Согласно Гоулману, ЭИ – это способность понимать свои чувства и чувства других людей, мотивировать себя и управлять эмоциями в отношениях с собой и другими людьми. ЭИ определяет, насколько мы способны усвоить практические навыки, которые базируются на пяти составляющих: самоосознании, мотивации, саморегуляции, эмпатии и искусстве поддерживать отношения.

Тот или иной тип навыка всегда проявляется в работе, осознаете ли вы это или нет. Например, умение хорошо обслуживать клиентов представляет собой эмоциональную компетенцию, основанную на эмпатии. Надёжность — это компетенция, в основе которой лежит саморегуляция или умение полностью справляться со своими побуждениями и эмоциями.

Особенно важную роль эмоциональная компетентность играет в лидерстве — качестве, суть которого заключается в умении заставить других людей выполнять свою работу более эффективно. Так, например, неспособность лидеров к поддержанию межличностных отношений снижает производительность труда всех участников группы.

 

Брать пример только с лучших

Почему одни руководители успешны, а другие – нет? Правильно: все дело в натренированности ЭИ. Гоулман приводит результаты одного научного исследования, в котором участвовали две условные группы испытуемых.

Самоконтроль: несостоятельные управленцы плохо справлялись с затруднительными ситуациями, легко поддавались переменам настроения и были склонны к вспышкам гнева. Удачливые, напротив, при любых стрессах прекрасно владели собой, оставаясь спокойными в самые критические моменты.

Обязательность: группа несостоятельных реагировала на критику или неудачу переходом к обороне, начиная отпираться или обвинять других. Успешные, взяв на себя ответственность, признавали собственные ошибки и неудачи, предпринимали действия, чтобы разрешить проблемы.

Надёжность: неудачники, как правило, были чрезмерно амбициозны и не стеснялись вырываться вперёд за счёт других. Удачливые отличались исключительной честностью, проявляли неусыпную заботу о нуждах своих подчинённых и коллег, усердно принимались за исполнение насущной задачи.

Социальные навыки: неудачникам недоставало эмпатии и чуткости, поэтому они чаще бывали резкими или бесцеремонными, гневаясь и внушая страх подчинённым. Удачливые же проявляли такт и внимание, погружаясь в дела других людей, будь то начальники или подчинённые.

Установление связей и использование непохожести людей как средства для достижения цели: бесчувственность и манипулятивная манера поведения группы неудачников оборачивались неспособностью создать надёжную систему отношений взаимовыгодного сотрудничества. Удачливые, лучше понимая ценность непохожести, больше способны ладить с самыми разными людьми.

 

Интуиция

Она свидетельствует о способности воспринимать сигналы, исходящие из внутреннего хранилища эмоциональной памяти — собственного источника мудрости и рассудительности человека. Эта способность составляет истинную суть самосознания. Поэтому ее стоит развивать.

Эмоциональное осознание начинается с настройки на поток чувств, постоянно присутствующий в каждом из нас. С этого момента мы признаём за такими эмоциями способность формировать то, что воспринимаем, о чём думаем и что делаем.

 

Просто отложить дела

Как правило, мы узнаём о своих эмоциях, только когда они нарастают и наконец выходят из-под контроля. Но если мы будем внимательны, то сможем ощущать их на более тонких уровнях задолго до момента, как они проявятся с такой силой.

Как расслышать собственный внутренний голос — глубоко скрытый, едва уловимый? Очень просто: прервись, чтобы «ничего не делать». Полезное «ничегонеделание» — не банальная возможность увильнуть от работы. Это ценная способность перестать убивать время, растрачивая его попусту, сидя у телевизора. Просто необходимо отложить на время все другие виды целенаправленной деятельности и заняться тем, что раскроет наше сознание для более глубокого и спокойного восприятия. Возможно, это будет медитация. Если вы на даче – подойдет складывание дров в поленницу.

 

Научиться приспосабливаться

Многим управляющим непросто приспособиться к новой тенденции — распылению ответственности и процесса принятия решений по организации в целом, - пишет Гоулман.

«Чемпионы в этой сфере получают удовольствие от перемен и радуются новациям. Они восприимчивы к новой информации и могут отказаться от старых представлений, приспособившись подобным образом к тому, как им действовать дальше. Они вполне уживаются с ощущением беспокойства, которое часто вызывает всё новое или неизвестное, и готовы рискнуть, переходя на новые методы деятельности».

Приспособляемость требует гибкости, умения принять во внимание разные точки зрения на ситуацию. А гибкость, в свою очередь, напрямую связана с эмоциональной силой, то есть способностью чувствовать себя комфортно в условиях неопределённости и сохранять спокойствие при встрече с неожиданностями. Другой компетенцией, которая лежит в основе приспособляемости, является уверенность в себе, и такая убеждённость помогает человеку быстро перенастроить свои ответные реакции, безоговорочно бросая всё в ситуации, когда меняется реальность.

 

Найти удовольствие в новизне

Люди с такой профессиональной сноровкой умеют быстро выявлять ключевые задачи и упрощать проблемы, которые подчас кажутся чрезвычайно сложными. Они способны находить оригинальные связи и схемы, на которые другие обычно не обращают внимания.

Дефицит этой компетенции может означать нечто большее, чем простое отсутствие воображения. Люди, у которых риск вызывает дискомфорт, превращаются в критиков и отрицателей. Осторожные, занимающие оборонительную позицию, они могут постоянно высмеивать или подрывать передовые идеи. 

«Творческий ум по своей природе слегка недисциплинирован. Между организованным самоконтролем и стремлением к новаторству существует естественная напряжённость, - замечает психолог. - Не то чтобы творческие люди вовсе не владели эмоциями… Нет, более правильно будет сказать, что они охотно поддаются самым разным порывам и совершают больше поступков, чем натуры, менее склонные к авантюризму. В конце концов, именно это и порождает новые возможности».

 

Навык эмоционального присутствия

Присутствовать на работе можно по-разному. Известны два основных способа: физически и психологически. Лучше, чтобы они совпадали. Тогда человек преисполнен внимания и полностью поглощен своей работой — а потому реализует свои творческие идеи, энергию и интуитивные представления во имя общего блага. Окружающие воспринимают такого человека, как доступного для диалога и увлечённого своим делом.

Противоположная позиция — психологическое (эмоциональное) отсутствие — слишком хорошо известна на примере тех людей, которые выполняют свою рутинную работу механически. В каком-то смысле они, вполне возможно, и не нашли себя в своей профессии, поражены апатией или беспокойством.

Вывод очевиден: полностью присутствуя в той или иной ситуации, мы бываем больше настроены на окружающих нас людей и на требование момента, а потому легко приспосабливаемся к этим требованиям, другими словами — попадаем в струю. Мы можем быть внимательными, забавными или самокритичными, свободно пользуясь любой способностью или умением, которые нужны нам в данный момент.

автор: Александр Нестеров дата: 08.09.2017 + +3 -

Оставить комментарий:

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.

banner 88
banner 84
banner 83
banner 89
banner 87
banner 61
banner 55
banner 71
banner 63
banner 54

Агрессивные переговоры

Что делать, если стандартная беседа плавно перетекает в очень не стандартный конфликт?

24.ноя.17 17:51 - Владимир Якуба

В блог автора

«Пирамиды прибыли». Часть вторая

Если бизнес верит только в свою технологию, то обрекает себя на провал.

13.ноя.17 15:35 - Татьяна Кормановская

В блог автора

Бренд по имени «Я»

Как продать себя. Вопрос продвижения частного лица – его рук или головы – на рынке товаров и услуг, созданию спроса на себя.

10.ноя.17 20:14 - Ия Имшеницкая

В блог автора

«Пирамиды прибыли». Часть первая

Чем обусловлено финансовое благополучие отдельной страны, региона, компании, бизнеса и даже человека на современном этапе?

30.окт.17 10:30 - Татьяна Кормановская

В блог автора

3 совета карьеристу и фраза, что зацепит любого работодателя

Многие выпускники ВУЗов сразу рвутся в бой, стараясь занять лучшие трудовые места. Как начать карьеру и найти любимую работу- об этом моя новая статья...

26.окт.17 19:52 - Владимир Якуба

В блог автора

Когда кофе-брейки все-таки нужны

О минусах перерывов мы уже говорили, теперь поговорим о плюсах.

23.окт.17 10:14 - Алексей Милованов

В блог автора


Новый номер скоро в продаже

6(47) декабрь-январь 2014 года



Мало новостей? Добавь свою!
Новости от «Бизнес и Власть»
на вашем сайте