автор: Татьяна Балаева дата: 22.12.2016 + +1 -

Конкуренция в глобальном масштабе

В конце сентября в Москве состоялась очередная, шестая по счету «Неделя конкуренции в России», участниками которой стали руководители конкурентных ведомств мира, эксперты, представители российских органов власти. О проблемах, которые рассматривались в рамках международного форума и о дальнейших тенденциях в развитии антимонопольного законодательства мы беседуем с руководителем Вологодского УФАС России Наталией МЕРЗЛЯКОВОЙ.

- Наталия Валерьевна, какие наиболее важные, на ваш взгляд, темы были затронуты на «Неделе конкуренции»?

- Пожалуй, впервые на мероприятии такого масштаба было отмечено, что антимонопольные нарушения в современном мире носят глобальный трансграничный характер. В новой экономической реальности встает необходимость объединить усилия конкурентных ведомств в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства со стороны транснациональных корпораций, в том числе и с созданием международных картелей. ФАС выступает за создание глобальных интернет-платформ, позволяющих мониторить цены на товары в различных точках планеты и предупреждать картельные сговоры.

- Что принципиально нового появилось в работе конкурентного сообщества в связи с развитием IT-технологий?

- Антимонопольное регулирование на IT-рынках – это совершенно новая сфера деятельности ведомства.Особенность современной действительности в том, что информационный мир намного опережает юридические возможности антимонопольного ведомства любого государства, не только России; это сильно влияет на принятие решений. Сегодня мы говорим о «цифровизации экономики» и глобализации рынков. Цифровые рынки услуг, интернет и прочее – все это очень подвижные и быстро меняющиеся рынки. Бесспорно, эта «новая реальность» помимо положительных сторон несет с собой и новые барьеры и препятствия. Совместное сотрудничество в таких условиях становится очень полезным.

- На каких международных рынках проблемы с развитием конкуренции стоят наиболее остро?

- Рынок, который нас сильно беспокоит в международном плане, и где мы видим самую настоящую дискриминацию на международном уровне – это доминирование импортного генетического материала (семян) на российском аграрном рынке. Это приводит к монополизации ключевых позиций транснациональными компаниями, к зависимости российского аграрного рынка от иностранных поставщиков. Вторая большая проблема – антиконкурентные практики фармацевтических компаний, следствием чего происходит злоупотребление патентной защитой, монополизация рынка, диктат цен, а в итоге – недоступность лекарственных средств для населения.

- Какие пути решения данных проблем были озвучены в рамках форума?

- Антимонопольные органы стран БРИКС будут приглашать на заседания глав крупнейших транснациональных компаний для рассмотрения недобросовестных практик и выработки лучших практик в интересах наших стран. Уже действуют рабочие группы БРИКС по фармацевтике и по продовольствию. 
Кроме того, в ходе совместного заседания рабочей группы БРИКС и Международной рабочей группы по исследованию проблем конкуренции на фармацевтических рынках были представлены итоги первого этапа международного сравнительного анализа цен на лекарственные препараты, проведенного ФАС России. Цель данного анализа заключается в поиске возможностей для снижения цен на дорогостоящие лекарства и повышение эффективности бюджетных расходов на лекарственное обеспечение.

- Поднимались ли проблемы законодательства о закупках?

- Проблему закупок у единственного поставщика поднял в своем выступлении на расширенном заседании коллегии ФАС России первый заместитель председателя Правительства РФ  Игорь Шувалов. Он отметил, что субъекты РФ и муниципалитеты научились обходить законодательные нормы путем предоставления субсидий ГУПам и МУПам. В настоящее время ведется работа по модернизации Федеральных законов №44 и №223 и создания соответствующего инструментария, который позволит создать прозрачную, справедливую конкурентную процедуру закупок. Так, до конца года планируется принять поправки в эти законы, согласно которым все муниципальные и государственные закупки будут проводиться в электронной форме. Эта мера позволит перевести систему закупок в реальное конкурентное поле.

- Как дальше будет происходить развитие российского антимонопольного законодательства?

- В настоящее время разрабатывается «пятый антимонопольный пакет», который вводит такое понятие как «антимонопольный комплаенс» - систему мер внутри компании, направленных на выявление и предупреждение нарушений антимонопольного законодательства. В рамках этого комплаенса внутри крупных субъектов, какими являются естественные монополии и госкорпорации, будут проводиться мероприятия, направленные на недопущение нарушений антимонопольного законодательства.

Фото: Роман Новиков

    Похожие материалы

    Налоговые перспективы
    Устраняя неопределенность
    Рекламный порядок
    автор: Татьяна Балаева дата: 22.12.2016 + +1 -

    Оставить комментарий: