автор: Владимир Макаров дата: 12.03.2019 + +1 -

На низком старте

Мы уже рассказывали про развитие торговли через интернет. Однако есть и другие современные форматы работы, которые позволяют зарабатывать. В частности, в России наконец-то начали развиваться венчурные инвестиции – так называют вложения в малые предприятия, которые только-только встают на ноги.

Шаг из зоны комфорта

В этой сфере работает вологжанин Олег Погожев, полтора года назад перебравшийся в Москву. Его инвестиционная компания уже нашла несколько проектов, которые получили инвестиции, а также параллельно запустила собственный продукт, который и сам, по сути, является стартапом — тем самым молодым предприятием, которому нужна поддержка.

«Полтора года назад мы основали инвестиционную компанию, которая направлена на посевные, или стартовые инвестиции, — рассказывает Олег. — Почему мы не сделали этого, к примеру, в Вологде? Все очень просто. В России эта отрасль находится на стадии формирования, и хотя бы минимально необходимая концентрация бизнесменов, которые могут рассчитывать на инвестиции, пока есть только в Москве. Здесь люди уже имеют опыт, с ними проще общаться. В регионах же плохо представляют, что такое инвестор, как с ним выстраивать отношения. Хотя, конечно, бывает так, что «выстреливают» и региональные проекты, но это скорее исключение, чем правило».

Понятие «венчурные инвестиции» придумали американские журналисты из деловой прессы в 1970-е годы. Создатель методики развития клиентов Стивен Бланк определил стартапы как временные структуры, которые существуют для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. В России про венчурные инвестиции говорили давно, но долгое время даже сам термин для нашей страны оставался непонятной для многих зарубежной экзотикой. Сегодня потолком для венчурных инвестиций в России считается цифра в 10 млн руб., но фактически редко, когда вкладывается больше пяти. «80% венчурных инвесторов — это люди с капиталом, среди которых много бывших девелоперов, которые ищут новые направления для вложения своих денег, — продолжает предприниматель. — Моя компания создана одним из таких людей, выходцем из одного из регионов. Поскольку мы одни из первых начали это делать, мы вошли фактически в элиту венчурных инвестиций, входим в клуб инвесторов, взаимодействуем с правительственными структурами. Это очень сильно мотивирует. Сейчас в нашем портфеле три проекта: по одному в сферах информационных технологий, маркетинговой аналитики и онлайн-образования».

Для инвестора вложение в стартап — это просто финансовый инструмент, который очень хорошо развит в Европе и Америке. Российские олигархи активно инвестируют по всему миру и очень мало в России. Ситуация стала меняться, когда в дело стали вступать предприниматели, у которых капитал поменьше, но есть мотивация вкладываться в активы именно на родине. Постепенно инвестиционные фонды стали появляться и в регионах, в городах-миллионниках.

Сами себе стартап

Проработав несколько месяцев, Олег со своим компаньоном решили открыть новое направление, создав образовательный проект. Они учат начинающих предпринимателей тому, как привлекать инвестиции. «Это нужно для того, чтобы поднять общий уровень предпринимательских компетенций, с которыми у абсолютного большинства бизнесменов проблемы, — считает Олег Погожев. — Главная беда в том, что ведению бизнеса и поиску инвестиций учат только в программах MBA, а они доступны очень узкому кругу лиц. Поэтому наша задача — подтянуть предпринимателей до определенного уровня. В Москве появилось много частных инвесторов, все интересуются, у кого какие есть проекты, куда можно вложиться. Но сами стартаперы к этому не готовы, они не знают, какие есть финансовые инструменты, как их использовать, очень много иррациональных страхов… Нас любят сравнивать с США, но там бизнес-образование имеет огромную историю и каждый школьник имеет представление о том, как начать бизнес. Поэтому там это проще и быстрее. А у нас такая ситуация, что внутри страны есть ресурсы, но не хватает людей с определёнными знаниями».

Кроме частных инвестиций сейчас есть много возможностей по привлечению государственных денег через различные программы. Это касается как развития бизнеса с локальными целями, так и потенциальных экспортеров — было бы желание.

Желание у бизнеса вроде бы есть, но кто-то не знает иностранных языков и боится попасть за границей впросак, кого-то пугают сложности таможенного регулирования. Но тут главное — не пытаться объять необъятное, а развивать свое дело поэтапно. «Для действующего бизнеса экспорт — это масштабирование, — говорит Олег Погожев. — Любой бизнес, который имеет потенциал выхода на экспорт, всегда интересен для инвестора. Инвестиции — это не возвратные деньги, у каждой сделки есть прописанные условия. Это может быть, к примеру, вхождение в капитал. Но инвестор не будет вмешиваться в развитие проекта, для него главное — заработать при продаже доли в бизнесе, когда тот достаточно вырастет, чтобы окупить вложения. А продать можно, к примеру, уже серьезным игрокам».

Когда стартапер изучает своего потенциального клиента, он оценивает расходы на его привлечение и возможный объем продаж. Когда получаются первые продажи и появляются определенные наработки, есть смысл идти к инвесторам и говорить о дальнейшем развитии. «Если в США людей часто берут еще на стадии идеи, помогают сформировать команду и вырастить производство фактически с нуля, в нашей стране инвестируют только в тех, у кого уже наработан минимальный опыт работы, — отмечает Олег Погожев. — Если это просто идея, то она хотя бы должна быть подкреплена сильной командой, которая уже что-то производит, но предлагает реализовать на своей базе еще один проект».


«ОПОРА для IT»

В 2018 году в рамках Российского форума малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге наградили победителей первого акселератора в сфере ИТ, организатором которого выступила «ОПОРА РОССИИ». Две команды — IREG и Orion — разделили общий призовой фонд в 7 млн руб., включая гранты Фонда содействия инновациям, одного из партнеров акселератора.

Бизнес-акселератор фокусируется на проектах в сферах облачных технологий, мобильности, информационной безопасности, интернета вещей (IoT), цифровых технологий (digital), юридических технологий (LegalTech), машинного обучения (ML) и искусственного интеллекта (AI).

Цель «акселерации» — помочь проектам в доработке продукта, скорректировать и усовершенствовать процессы, способствующие масштабированию бизнеса. Помочь в дальнейшем развитии компании и продвижении среди инвесторов и корпораций.

«ОПОРА РОССИИ» как организатор этого акселератора, а также его оператор — корпоративный венчурный фонд группы компаний Softline — Softline Venture Partners и ИТ-кластер Фонда «Сколково» приглашают желающих принять участие в конкурсе в этом году.

Подробная информация — на сайте: opora-innovation.ru

    Похожие материалы

    Открытость, партнерство, нацеленность на результат
    Дорогу осилит идущий
    В борьбе за инвестора
    Как самостоятельно накопить на достойную старость
    «В мировоззрении частных инвесторов произошел качественный поворот»
    автор: Владимир Макаров дата: 12.03.2019 + +1 -

    Оставить комментарий: