автор: Дмитрий Соколов дата: 13.01.2017 + +7 -

ОРВ: Правила для власти, возможности для бизнеса

Что такое оценка регулирующего воздействия и как она реализуется в Вологодской области? Как она помогает обеспечить по-настоящему эффективный диалог бизнеса и власти? Об этом мы решили узнать у Светланы ПОНОМАРЕВОЙ, руководителя областного Департамента стратегического планирования. Именно ее ведомство является уполномоченным органом по подготовке заключений об ОРВ.

– Светлана Анатольевна, оценка регулирующего воздействия – понятие новое. В чем его смысл?

– Цель ОРВ – выявление в проектах нормативных правовых актов положений, которые вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для предпринимателей и инвесторов либо способствуют их введению, а также способствуют возникновению у предпринимателей, инвесторов и региональных бюджетов необоснованных расходов.

С 1 января 2014 года переход к ее практическому применению стал обязательным для всех субъектов Российской Федерации. Однако в Вологодской области процедура ОРВ проводится еще с 2012 года в инициативном порядке.

У ОРВ три основные задачи: сделать управленческие решения открытыми для общества, рассчитать их возможные последствия и учесть мнения предпринимателей, поступившие в рамках организованных публичных консультаций.

– Где можно узнать об этой процедуре подробнее и принять в ней участие?

– Ссылка на раздел «Оценка регулирующего воздействия» размещена на главной странице сайта Правительства Вологодской области vologda-oblast.ru. Пройдя по ней, можно увидеть пакеты документов по проектам нормативных правовых актов, среди которых размещено уведомление, содержащее срок публичных консультаций, а также простые и понятные вопросы, на которые предлагается ответить участнику обсуждения.

Также информацию о реализации ОРВ в нашей области можно получить на специализированном федеральном портале по адресу orv.gov.ru в разделе «Регионы». Она размещена также на «Портале экономического развития Вологодской области» (economy.gov35.ru) в разделе «Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области».

– Насколько активно предприниматели участвуют в процедуре ОРВ?

Участники I Межрегиональной сессии «ОРВ: перспективные идеи, успешные технологии»

– Доля бизнеса в числе участников публичных консультаций по проектам региональных актов увеличилась в 2016 году на 50% по сравнению с 2014 годом. Это, несомненно, положительно сказывается на обоснованности и эффективности принимаемых нормативных правовых актов. Тем не менее, мы считаем необходимым и дальше повышать интерес предпринимателей к процедуре ОРВ и стимулировать их активность в этом отношении.

– Какие возможности ОРВ дает вологодскому бизнесу?

– Благодаря ей предприниматели могут стать полноправными участниками процесса принятия управленческих решений в сфере бизнеса, изложив представителям государства свое мнение по каждому проекту нормативного правового акта, который планируется принять. В том числе, например, можно дать свою оценку объема возможных дополнительных расходов бизнеса, которые появятся в результате реализации обсуждаемого проекта. Кому как не предпринимателям лучше знать структуру своих расходов, необходимых для выполнения вводимой государством обязанности?

ОРВ эффективна как легальный способ совместной работы бизнеса и власти на благо общества. Поэтому еще раз подчеркну: мы рекомендуем предпринимателям активнее использовать ее возможности.

– Действительно ли мнение бизнес-сообщества учитывается при проведении ОРВ? И как эта процедура помогает повышению качества регулирования?

– Обязательно учитывается. При этом необходимо понимать, что в процессе ОРВ оценивается обоснованность предлагаемого регулирования для целей, на которые направлен проект, с учетом сбалансированности публичных и частных интересов. Соответственно, участники публичных консультаций, в том числе представители бизнеса, имеют возможность не только выразить свое мнение по принимаемым актам, но и получить обратную связь, узнать как рассмотрено их мнение, а если оно не принято – то почему. Данная информация содержится в итоговом заключении, которое также открыто размещается на официальном сайте Правительства области.

Если внесенные предложения аргументированы и убедительны, они становятся основанием для корректировки проекта акта. Один из наглядных примеров – исключение из текстов некоторых проектов требования о предъявлении излишних документов, необходимых для предоставления определенных государственных услуг, например, выдачи субсидий. С учетом мнения бизнес-сообщества было принято решение, что документы излишни в следующих случаях: если они не соотносятся с условиями предоставления субсидий, если их можно запросить в ином государственном органе, когда содержание различных документов дублирует друг друга, или если истребование документа не снизит негативные риски.

– Какие меры предпринимает ваш департамент по развитию процедуры ОРВ в области?

– Наша задача – обеспечить канал взаимодействия между государством и бизнес-сообществом. При этом важным становится формирование профессиональной коалиции, которая позволит объединять ресурсы, интеллектуальный и прочий потенциал для эффективных действий.

Конечно, для того, чтобы привлечь предпринимателей к участию в ОРВ, необходимо информировать их о возможностях процедуры, постепенно формируя более широкий круг экспертов. С этой целью в ноябре в Вологде была проведена I Межрегиональная практическая сессия по вопросам оценки регулирующего воздействия «ОРВ: перспективные идеи, успешные технологии», которая была организована нами при поддержке Министерства экономического развития России. В ней приняли участие представители Минэкономразвития, АНО «Национального института системных исследований проблем предпринимательства», 13 субъектов Российской Федерации, органов власти Вологодской области и местного бизнес-сообщества.

На сессии были изучены успешные методики реализации ОРВ в других регионах и рассмотрены возможности их применения в нашей области. В ее рамках подписано обновленное соглашение о сотрудничестве нашего департамента с региональными отделениями крупнейших организаций, представляющих интересы бизнеса: «ОПОРЫ России», «Деловой России», Вологодской ТПП, «Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области».

– На сессии поднимался вопрос о следующем этапе развития процедуры ОРВ – ее старт на муниципальном уровне. Как будет реализовываться данный этап на Вологодчине?

– С января 2017 года ОРВ будет в обязательном порядке проводиться во всех районах и городских округах Вологодской области. Это нужно, чтобы обеспечить благоприятные условия для ведения бизнеса на всей территории нашего региона. Напомню, что ОРВ является одним из основных составляющих стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Сегодня уже сформированы все необходимые условия для полноценного внедрения ОРВ на местном уровне. Определены единые основы ее проведения в отношении муниципальных актов. Районы и городские округа обеспечены нужными информационными и методическими материалами. Специалисты департамента систематически проводят различные мероприятия на эту тему для муниципальных служащих и депутатов представительных органов.

В ряде муниципалитетов уже приняты порядки проведения процедуры. С 2015 года ОРВ в обязательном порядке проводится в Вологде, а с 2016 года ее в инициативном порядке проводят Череповец, Великоустюгский, Сокольский, Тарногский и Шекснинский районы. На сегодняшний день проведено порядка 60 оценок муниципальных проектов актов. Безусловно, поддержка становления ОРВ на местном уровне – также одна из задач нашего Департамента в 2017 году.

Виталий ЗЛОБИН, заместитель директора Департамента ОРВ Министерства экономического развития РФ:

- Вологодская область входит в число регионов с высоким уровнем ОРВ. Это обосновано многими факторами. Регион стоял у истоков внедрения ОРВ благодаря активной позиции руководства региона. На этапе грамотного нормативно-правового закрепления активная позиция на старте, выстраивание диалога с предпринимательским сообществом позволили Вологодской области войти в число регионов с высоким уровнем развития и качества проведения ОРВ.


Наша справка

Оценка регулирующего воздействия (Regulatory Impact Assessment, Regulatory Impact Analysis, RIA) – термин, получивший широкое распространение в мире в 1990-х годах и обозначающий использование государственными органами при формировании государственной политики специальных аналитических процедур, направленных на выявление и оценку возможных выгод, издержек и эффектов от нового или существующего государственного регулирования.

В России круг актов, которые подлежат ОРВ на региональном и местном уровнях, четко определен федеральными законами. Оценке подлежат проекты, содержащие обязанности для субъектов бизнеса или ответственность за нарушение правовых актов, регулирующих сферу предпринимательства. Исключения составляют проекты законов о региональных налогах и налоговых ставках по федеральным налогам, а также регулирующие бюджетные правоотношения.

Фото: Департамент стратегического планирования Вологодской области

    автор: Дмитрий Соколов дата: 13.01.2017 + +7 -

    Оставить комментарий: