автор: Татьяна Балаева дата: 12.07.2018 + +1 -

В конкурентной среде

В конце июня в Вологде состоялся региональный семинар-совещание с участием заместителя руководителя ФАС России Андрея КАШЕВАРОВА. Главным вопросом, который рассматривался на встрече, стал Национальный план развития конкуренции, утвержденный в декабре прошлого года.

Стратегия развития

— Андрей Борисович, как вы оцениваете значение Национального плана в контексте взаимодействия антимонопольного ведомства и региональной власти в целях развития конкуренции в субъектах РФ?

— Переоценить значение этого плана достаточно трудно. Очень многое в документе посвящено развитию конкуренции именно в регионах. И в данной части мы являемся союзниками и партнерами. В настоящее время проводится большая и плодотворная работа в части методической помощи субъектам РФ в реализации положений Национального плана, в том числе по разработке методик по расчету ключевых показателей, внедрения антимонопольного комплаенса, «дорожных карт» и др.

—  На что в первую очередь должны обратить внимание органы власти, разрабатывая план мероприятий («дорожную карту») развития конкуренции в регионе?

— На выбор рынков для развития. Напомню, что согласно Поручениям Президента по итогам госсовета по развитию конкуренции, был закреплен 41 приоритетный рынок. Из которых нужно выбрать 80% (т.е. не менее 33) для достижения ключевых показателей. Необходимо конечно же учитывать специфику региона и приоритетность направлений развития.

—   Конкуренция — это в первую очередь порождение свободного рынка. Можно ли с помощью неких административных шагов исправить ситуацию с конкуренцией в той или иной отрасли?

— Не во все отрасли, конечно же, нужно вмешиваться. Но есть направления, которые без административного вмешательства никогда не уйдут в свободную конкуренцию. Это прежде всего касается некоторых отраслей, которые находятся в состоянии естественных монополий. Там очень комфортно им. И стимулов для развития, оптимизации и иных действий, которые должны предпринимать хозяйствующие субъекты на рынке, у них нет. Вот тогда и представляется целесообразным вмешательство государства.

Дело в банке

—  Оздоровление банковской системы, которое проводит ЦБ, привело к сокращению количества кредитных организаций, и, как следствие, к ухудшению в доступности физических и юридических лиц  к банковским услугам. Какая позиция у ФАС в этом вопросе?

— Сокращение количества кредитных организаций в результате надзорных действий Банка России полностью соответствуют установленным нормативными актами критериям и, как декларируется ЦБ, вызвано необходимостью очищения рынка от недобросовестных и финансово неустойчивых игроков, что важно для обеспечения финансовой стабильности рынка.

Кроме того, осуществляемые в настоящее время Банком России меры по приобретению контроля в отношении некоторых кредитных организаций имеют под собой все необходимые правовые основания, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Такие действия Центробанка при этом направлены на сохранение на рынке действующих игроков, в рассматриваемом случае это те игроки, уход которых с рынка банковских услуг повлек бы существенные негативные последствия для состояния конкуренции.

Законодательство о банкротстве не определяет исчерпывающего перечня возможных действий Банка России при реализации выбранного способа санации кредитных организаций, однако все же определяет их главную цель — предупреждение банкротства и оздоровление таких участников рынка.

При этом, согласно закону, Банк России принимает решение о прекращении осуществления указанных мер, если устранены причины, послужившие основанием для назначения санации. Кроме того, акции или имущество банкротящегося банка, которые приобрел ЦБ, могут быть выставлены на продажу путем проведения открытого аукциона.

Учитывая то, что по итогам окончания работы временных администраций акции кредитных организаций должны перейти от Банка России иным лицам, проводимые им в настоящее время меры по приобретению контроля в отношении банках не должны оказать влияния на состояние конкуренции на рынке банковских услуг.

Наталия МЕРЗЛЯКОВА, начальник УФАС по Вологодской области: — Ключевыми показателями Национального плана является снижение количества нарушений антимонопольного законодательства к 2020 году со стороны органов власти не менее чем в два раза, увеличение доли закупок у субъектов малого бизнеса и присутствие частного бизнеса во всех отраслях экономики. Я надеюсь, что совместное обсуждение важнейших вопросов, поднятых на семинаре-совещании, будет способствовать выработке единых подходов в принятии решений как со стороны антимонопольного органа, так и со стороны органов исполнительной власти и судейского сообщества в целях недопущения и профилактики правонарушений в указанных сферах деятельности. Мы должны сделать все возможное для реализации соответствующего указа президента РФ.

Параллельный импорт

— Не так давно правительство разрешило ввозить в страну товары без согласия правообладателя товарного знака, о чем ФАС России выступает с 2009 года. Какие бонусы дает такое решение российскому бизнесу?

— Анализ практики ФАС на протяжении ряда лет показал, что монополизация права на ввоз товаров на территорию РФ западными производителями не только заставляет потребителя приобретать эти товары по установленным официальным поставщиком, часто завышенным ценам, но и позволяет правообладателю по своему усмотрению манипулировать ассортиментом брендированного товара на территории конкретной страны, ограничивая ввоз определенных востребованных моделей либо не предоставление определенных функций.

Нередки жалобы предпринимателей на злоупотребления со стороны правообладателей как на уровне отбора контрагентов, так и в части доступности технического обслуживания товаров, приобретенных не у официального дилера, сроков поставки запчастей, их ассортиментного ряда и т.п.

На ряде рынков, таких, как рынок импортного медицинского оборудования и лекарственных средств, монопольное положение правообладателей может создать существенно более серьезную проблему. Многие лекарственные средства, применяемые для лечения особо тяжелых патологий (прежде всего онкологических заболеваний), ввозятся в Россию ограниченным кругом дилеров и продаются по ценам, многократно превосходящим цены, по которым такие лекарственные средства реализуются в стране производства. То же касается и сложного медицинского оборудования. Закупка их для нужд бюджетных учреждений по предложенным правообладателем ценам ведет к существенному росту расходования бюджетных средств за счет сокращения общих объемов медицинской помощи.

При таких условиях возникновение «параллельных» каналов импорта является обусловленной экономическими реалиями реакцией рынка на фактически имеющуюся ценовую, качественную и ассортиментную дискриминацию со стороны правообладателей в условиях монополии на ввоз брендированного товара в определенной юрисдикции.

В течение последних лет ФАС последовательно выступает за замену действующего в России принципа национального исчерпания прав на товарные знаки международным принципом исчерпания прав. Проведенные за это время исследования демонстрируют востребованность и определенный уровень доверия потребителя-покупателя к данному каналу поставки.

Легализация параллельного импорта на соответствующих рынках открывает возможности законной деятельности импортерам, готовым организовать ввоз товаров независимо от официальных каналов, что, в свою очередь, обещает расширение выбора условий поставки и сервиса для потребителя, и создаст условия для снижения розничных цен на импортируемые товары правообладателя, роста занятости населения и повышения объема налогов и сборов от импорта (за счет увеличения количества хозяйствующих субъектов, импортирующих товар на территорию Российской Федерации).

О лизинге

—   Андрей Борисович, сейчас идет масштабная реформа лизинговой системы, одно из направлений которой является введение рамочного государственного регулирования на этом рынке и установление требований к минимальному капиталу лизинговых компаний. Не ожидается ли в результате реформы уход с рынка ряда его участников в результате ухудшения конкурентных условий?

— Анализ собранной ФАС информации показал, что в настоящее время федеральный рынок лизинговых услуг является низко концентрированным, что может свидетельствовать об относительно высоком уровне конкуренции на нем. Однако при этом существенную часть рынка (более 30%) занимают именно лизинговые организации, находящиеся под контролем государства, часть из которых и образуют тройку лидеров рынка.

Для оценки последствий принятия законопроекта для состояния конкурентной среды наша служба проанализировала два сценария, основанных на допущениях о наступлении наиболее негативных последствий после принятия законопроекта. Оба сценария сводились к тому, что часть лизинговых компаний (с рыночной долей примерно 7,7 %) в связи с невыполнением требований к собственному капиталу будут вынуждены покинуть рынок и весь объем получаемых ими лизинговых платежей распределится на лидера.

Ни один из сценариев не приведет к каким-либо существенным изменениям для конкуренции на рынке.

Учитывая это обстоятельство, а также некоторые другие факторы, наша служба приняла решение о согласовании законопроекта.

О контрольно-надзорной деятельности

«Эта реформа в антимонопольной службе стартовала в 2016 году, — говорит Андрей Кашеваров, обозначая ее краткие итоги. — Отныне ФАС концентрируется на нарушениях, имеющих значение для конкуренции в целом; снизилась административная нагрузка на бизнес (введены иммунитеты для малого бизнеса); подготовлены законопроекты об отказе от проведения плановых проверок в сфере рекламы и регулирования тарифов; подготовлены акты правительства РФ по внедрению риск-ориентированного подхода».

И о футболе…

—  Андрей Борисович, вы возглавляете комитет по защите имущественных прав FIFA в России. Как сработало антимонопольное ведомство в плане выявления нарушений интеллектуальных прав федерации и распространения символики «Чемпионата мира — 2018»? 

— Создание Комитета по защите имущественных прав FIFA имело целью прежде всего организацию взаимодействия различных правоохранительных ведомств, вовлеченных в обеспечение соблюдения законности в ходе подготовки и проведения нынешнего чемпионата, и с этой задачей, по нашему мнению, мы справились.

В ходе работы стало очевидно, что любое значимое международное мероприятие — это не только организационные усилия и создание инфраструктуры, но и защита бренда. В ходе подготовки и проведения мундиаля огромное количество игроков самых разных рынков не смогли удержаться от искушения использовать популярность футбола и востребованность любой футбольной тематики для увеличения своей прибыли. В рамках полномочий ФАС России и наши территориальные органы занимались выявлением хозяйствующих субъектов, незаконно использующих символику FIFA на своих товарах, прежде всего сувенирной продукции, и при проведении рекламных и маркетинговых кампаний.

Ответчиками по нашим статьям являются не рядовые продавцы и перепродавцы, а непосредственно производители товаров, принявшие «смелое» решение примкнуть к брендам Международной футбольной федерации: так, многие производители сувенирной и пищевой продукции, в первую очередь, в городах проведения матчей решили создать «футбольные» линейки товаров или бренды, забыв, что использование зарегистрированных слов и словосочетаний — «Россия — 2018», «ФИФА — 2018», «Чемпионат мира ФИФА», а также символов чемпионата возможно только при наличии лицензии. Где-то выявлено пиво и крепкий алкоголь, где-то — консервы со спортивными стикерами.

При этом не обязательно использовать непосредственно символику — достаточно совокупности спортивных образов, создающих впечатление о причастности компании к мероприятиям FIFA. Или организации, скажем, продажи билетов. При выявлении подобных фактов они признавались недобросовестной конкуренцией и пресекались ФАС России.

    Похожие материалы

    Россия – Япония: горизонты сотрудничества
    Лучшие экспортеры региона станут известны в декабре
    Как правильно хвалить своих сотрудников
    Проделки болотного демона
    Горизонты развития
    автор: Татьяна Балаева дата: 12.07.2018 + +1 -

    Оставить комментарий: