автор: Татьяна Кормановская дата: 17.07.2017 + +1 -

Век живи – век учись

Знаменитой Модели финансового анализа DuPont, с помощью которой можно определить уровень эффективности бизнеса, исполняется 100 лет!

Немножко истории

Модель или формулу Дюпона разработал вице-президент по финансам компании Дюпон Дональдсон Браун в 2014 году. Модель позволяет провести масштабный факторный анализ, то есть выделить основные факторы, влияющие на эффективность бизнеса.

Цель финансового анализа по модели Дюпон

Целью проводимого финансового анализа является поиск путей максимизации прибыльности вложенного капитала для собственников и акционеров. Прибыльность вложенного в компанию собственниками или акционерами капитала выражается показателем рентабельности собственного капитала РСК, который отражает, сколько рублей прибыли бизнес заработал на каждый рубль вложенного собственниками капитала.

Кто ответит за финансовое состояние компании?

В соответствии с российским законодательством ответственность за финансовое состояние компании лежит на ее руководителе. Ну, а если руководителем компании является ее собственник, то эта ответственность соответственно перекладывается и на собственника тоже.

Цель любого бизнеса – генерировать прибыль и положительный денежный поток для того, чтобы своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам, а также сохранять свою финансовую  независимость при привлечении заёмного капитала. Если бизнес не генерирует прибыль и несет убытки (за исключением стадии стартапа), то собственный капитал компании уменьшается. В соответствии с законодательством, если собственный капитал компании меньше уставного капитала в течение двух отчетных периодов, то должна быть инициирована процедура ликвидации такой компании

Собственник должен знать размер собственного капитала компании

Если собственник не знает величину собственного капитала компании, то, как он поймет, насколько эффективен его бизнес и сколько прибыли приносит каждый вложенный в него рубль? Может пора закрыть такой бизнес пока не поздно и вложиться в новый?

Модель Дюпона даст ответ

Модель Дюпона позволяет разложить показатель рентабельности собственного капитала компании на факторы, которые отражают эффективность ее операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Существует несколько вариаций модели Дюпона. Я вам приведу одну из них

Рск = Рп х ОБА х (1 + ЗК/СК)

где: Рп – рентабельность продаж (отношение чистой прибыли к выручке) в %;

ОБА – оборачиваемость активов (отношение выручки к активам), ед.;

ЗК – величина заемного капитала компании, руб.;

СК– величина собственного капитала компании, руб.

Как видно, эффективность операционной деятельности определяется показателем рентабельности продаж. Этот показатель в свою очередь зависит от цены продаж, себестоимости продаж, ассортиментной политики компании и т.д.

Эффективность инвестиционной деятельности характеризуется показателем оборачиваемости активов. Принимая решение инвестировать в активы, увеличивая их размер, необходимо всегда брать на контроль скорость оборота активов – период времени, за который активы превращаются в выручку.

И, наконец, эффективность финансовой деятельности характеризуется соотношением собственного и заемного капитала. Увеличивая долю заемного капитала, можно влиять на рентабельность собственного капитала. Однако чем выше будет доля займов, тем меньше окажется чистая прибыль, поскольку увеличится количество затрат на выплату процентов. Кроме того, компания с высоким процентом займов становится финансово зависимой.

Модель Дюпона очень проста и наглядно может показать руководству компании и собственнику, от чего в конечном итоге зависит эффективность бизнеса и как на нее можно повлиять

Отслеживайте величину собственного капитала в вашей компании, а также уровень его рентабельности в динамике. Если рентабельность собственного капитала увеличивается, значит, растет и эффективность вашего бизнеса. Если рентабельность снижается, то эффективность вашего бизнеса падает. С помощью модели Дюпона разложите рентабельность собственного капитала на факторы, определите те, которые наиболее негативно влияют на ваш бизнес и примите соответствующие управленческие решения.

    Похожие материалы

    «Пирамиды прибыли». Часть вторая
    «Пирамиды прибыли». Часть первая
    Добавленная стоимость и конкурентоспособность компании
    Эффективность генерации добавленной стоимости
    Можно ли примирить лебедя, рака и щуку?
    автор: Татьяна Кормановская дата: 17.07.2017 + +1 -

    Оставить комментарий: