автор: Александр Нестеров дата: 12.02.2018 + +1 -

Вектор развития информационного общества

Насколько Вологодская область продвинулась в развитии информационного общества и электронного правительства в 2017 году? Мы подвели ИТ-итоги года с председателем Комитета информационных технологий и телекоммуникаций области Андреем Никуличевым.


— Главной целью, поставленной перед нашим комитетом в 2017 году, стало дальнейшее развитие на территории области информационного общества. Иными словами наша задача — преодолеть так называемое «цифровое неравенство», когда любой вологжанин, вне зависимости от места жительства, должен иметь возможность в равной мере пользоваться всем комплексом телекоммуникационных сервисов, — говорит Андрей Анатольевич, обозначая основные направления деятельности ведомства. — В первую очередь необходимо обеспечить для всех жителей области возможность доступа к государственным и муниципальным услугам в электронном виде. Можно уверенно сказать, что работа в этом направлении была проведена успешно.

Портал государственных и муниципальных услуг Вологодской области (www.gosuslugi35.ru) сегодня позволяет дистанционно получать 234 региональных и муниципальных услуги. Количество пользователей портала, по сравнению с прошлым годом, выросло в два раза и превышает на сегодняшний день 117,5 тыс. чел. На территории области успешно действует более 787 Центров обслуживания пользователей порталов госуслуг. Это достаточно много — по доступности процедуры регистрации область занимает 2‑е место среди всех субъектов РФ.

Остальные показатели также впечатляют. Например, более 70% жителей региона являются пользователями электронных услуг, а сама область занимает по этому показателю 12‑е место в России. Одним из важных направлений нашей деятельности в прошлом году стало развитие связи в малых населенных пунктах. Так, на территории села Илезский Погост Тарногского района был реализован пилотный проект по строительству мачты связи. В результате более 600 человек получили устойчивый сигнал сотовой связи стандарта 2G/3G. На 2018 год запланирована реализация еще восьми подобных проектов. По итогу 2017 года можно сказать, что более 94% населения нашей области проживают в зоне действия сотовой связи, 88% вологжан имеют доступ к сети интернет.

Что касается «традиционных» средств коммуникации, то в 2017 году на территории области продолжила развитие система почтовой связи. Было открыто новое модульное отделение почтовой связи в деревне Урусовской Верховажского района, а также завершено строительство еще одного модульного отделения в поселке Литега Сокольского района.

— Важной частью концепции информационного общества и цифровой экономики является электронное правительство. Какие в Вологодской области успехи по этому направлению?

— Электронное правительство — это такая инфраструктура государства, которая объединяет с помощью интернета население, власть и бизнес в новую, единую среду оперативного и эффективного взаимодействия. Развитие электронного правительства направлено в первую очередь на расширение взаимодействия органов власти с населением через различные сетевые сервисы, которые сводят к минимуму, а то и совсем исключают необходимость граждан общаться с чиновниками.

Электронные услуги можно получить в любом месте и в любое время, не выходя из дома или офиса. Кроме того, повышается эффективность и прозрачность деятельности органов власти и местного самоуправления.

— Насколько сложно обычному вологжанину стать «электронным гражданином»?

— Это достаточно легко сделать самостоятельно. Но при необходимости любому желающему получать услуги в электроном виде мы оказываем помощь. Чтобы воспользоваться электронными услугами, необходимо пройти регистрацию на общероссийском Портале госуслуг. Самый простой и доступный способ — обратиться в один из многочисленных центров обслуживания пользователей, о которых я уже упоминал.

Все процессы, в том числе и регистрация на портале, и порядок подачи заявления на получение услуг постоянно совершенствуются, становятся проще и понятнее. Например, был существенно сокращен срок рассмотрения заявления и выплаты компенсации части родительской платы за посещение ребенком детского сада: с 50 календарных до 7 рабочих дней. В следующем году при получении услуги в электронном виде отпадет необходимость предъявлять паспорт.

Вообще, список документов, который пока нужен для получения электронных услуг, сократится. Так, заявители могут не предоставлять квитанции об оплате госпошлины, а также другие документы, которые уже находятся в распоряжении органов власти. Специалисты государственных или муниципальных ведомств уже сами будут взаимодействовать друг с другом, исключив из этой цепочки гражданина.

— С развитием информационного общества растет ли компьютерная грамотность населения и бизнеса? Насколько активно вологжане пользуются госуслугами в электронном виде?

— Я бы оценил уровень владения компьютерными и интернет-технологиями большинства вологжан как средний. Так, количество заявлений о предоставлении госуслуг в электронном виде в прошлом году превысило 125 тысяч — это хороший показатель. Читатели журнала «Бизнес и Власть» знают, что в области четвертый год реализуется крупный проект «Электронный гражданин Вологодской области», который направлен на повышение компьютерной грамотности тех жителей области, которые никогда раньше не работали с компьютерами, и обучение их способам получения электронных услуг. Это прежде всего пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные граждане, а также целевые группы населения, которым интересны конкретные услуги (охотники, водители, родители, молодые семьи, педагоги, медицинские работники, получатели социальных льгот и пособий и т. д.).

Есть ли среди них представители бизнеса? Думаю, что есть, хотя мы такую статистику и не ведем. Но мы знаем, что до сих пор некоторые представители экономически активного населения и даже состоявшиеся бизнесмены с компьютером на вы, а порой даже вовсе не знакомы. Билл Гейтс сказал: «Если вашего бизнеса нет в интернете, значит, вас нет в бизнесе». Для таких граждан это повод задуматься. Однако тех, кому нужны курсы повышения компьютерной грамотности, с каждым годом становится все меньше. Только в рамках проекта «Электронный гражданин» за три года повысили ИТ-компетенции более 26 тыс. человек, а ознакомительный курс о Порталах госуслуг прошли 22,5 тыс. вологжан.

Возможности для обучения у нас широкие. На территории области создана сеть из 62 Центров общественного доступа. Это небольшие компьютерные классы, где реализуется проект «Электронный гражданин». Почти половина этих центров размещена в сельских поселениях или работает в передвижном формате. Если посещать курсы нет времени, можно заняться ИТ-самообразованием. Для этого в 2017 году был обновлен одноименный видеокурс, состоящий из 60 видеоуроков, который размещен на сайте «Информационные технологии в Вологодской области». Доступ к занятиям дают логин и пароль пользователя Портала госуслуг. В свободном доступе курс можно просмотреть на сайте интернет-телеканала www.35tv.ru в разделе «Программы».

Все выпускники наших проектов становятся пользователями Порталов госуслуг и не жалеют об этом, поняв, какие возможности перед ними открываются. Например, с января 2017 года пользователи — физические лица при подаче электронного заявления о предоставлении госуслуги получили возможность оплачивать госпошлину через Порталы госуслуг со скидкой 30%. К сожалению, далеко не все вологжане используют эту возможность, хотя выгода очевидна: только на загранпаспорт нового поколения скидка по госпошлине составляет 1050 рублей, если заказывать его через Портал.

Кроме того, в 2017 году на Региональном портале появилось несколько удобных для пользователей инструментов: обеспечена возможность заполнения одной электронной формы заявления несколькими заявителями для оформления совместного заявления, а в разделе «Онлайн сервисы» появились виджеты востребованных электронных услуг — «Узнай свой ИНН», «Поиск задолженностей».

— Чем ваш комитет будет заниматься в 2018 году?

— В планах — большая работа по обеспечению доступности государственных и муниципальных услуг, расширению возможностей для их удобного получения в электронном виде. Продолжится работа по внедрению современных информационных технологий в деятельность органов власти и подведомственных учреждений области, что должно повысить эффективность их деятельности.

    Похожие материалы

    Контактная точка
    Закон о безопасности КИИ в вопросах и ответах
    автор: Александр Нестеров дата: 12.02.2018 + +1 -

    Оставить комментарий: