Драйвер экономики
В конце мая в Москве состоится Всемирный форум по франчайзингу и выставка Moscow Franchise Expo. Впервые территория России станет деловой и экспертной площадкой для представителей ассоциаций, крупных компаний и инвесторов из более чем 40 стран мира. Мы попросили президента «Российской академии франчайзинга» Агнессу ОСИПОВУ рассказать о том, почему франчайзинг действительно стоит рассматривать как драйвер развития малого и среднего предпринимательства.
- Деловое сообщество, действительно, рассматривает франчайзинг как драйвер экономики, доказавший свою эффективность. Сегодня он уже помогает малому и среднему предпринимательству, снижая риски вхождения в бизнес. Франчайзер передает в аренду начинающим предпринимателям успешный готовый бизнес под известным брендом, лояльностью покупателей, маркетинговой концепцией, инновационными технологиями, интеллектуальной собственностью, обучающими программами и организацией бизнес-процессов, получая плату за предоставленные услуги в виде паушального налога или роялти.
Франчайзинговые компании предлагают рынку различные по стоимости франшизы, поэтому открывать собственное дело могут и те предприниматели, которые имеют несколько миллионов стартового капитала, их мы относим к среднему бизнесу, и те, кто рассматривает возможность приобрести франшизу до 1 млн руб. - это малый бизнес. Средний и малый бизнес особенно важны для экономики страны, т.к. решают проблемы самозанятости, создания новых рабочих мест, повышения благосостояния россиян.
- Существует ли статистика по компаниям, работающим по франшизе, в России? Какова динамика?
- Динамика прироста франчайзинговых компаний в нашей стране является одной из самых высоких в мире. Если десять лет назад компаний, развивающихся по франчайзингу, было около 350, то сейчас их 1450. Это 450% прироста за десять лет. Сегодня российский франчайзинг объединяет 55 тыс. компаний. Постоянная положительная динамика роста и первое место в рейтинге РБК у крупнейшего поставщика софта для автоматизации бизнеса «1С». В компании это объясняют популярностью своих программ и низким порогом входа в бизнес. Как отметил основатель компании Борис Нуралиев, «это франшиза, доступная всем».
Еще один пример – «Додо Пицца», которая за 2017 год поднялась с 15-го на 2-е место, открыв 113 новых пиццерий в России и 14 за рубежом.
- Чем выгоднее открывать новый бизнес не с нуля, а именно по франшизе?
- В предпринимательском сообществе и среди органов власти подавляющее большинство признает, что франчайзинг – эффективный инструмент для начала ведения успешного бизнеса. Как уже отмечалось ранее, если предприниматель покупает уже готовый бизнес, он находится под «покровительством» сильной торговой марки - франчайзера, получая вместе с названием и все преференции, которыми обладает известный бренд.
Если же бизнес открывается с нуля, то все риски несет предприниматель. Прежде всего, его ожидают серьезные расходы на разработку и реализацию маркетинговых программ и обучению персонала, тогда как при выборе франчайзинговой модели все выше указанное и еще многое берет на себя франчайзер.
- Какие «подводные камни» ждут предпринимателя, начавшего свой бизнес на условиях франшизы? Как их обойти с минимальными потерями?
- Чтобы избежать не слишком приятных неожиданностей, следует внимательно и подробно познакомиться с будущим франчайзером. Попросить коммерческое предложение и оценить его с точки зрения собственной выгоды. Поговорить с теми, кто уже работает по франшизе и какие у франчайзи впечатления от совместной работы. Стоит оценить количество новых предпринимателей, которые присоединились к данной франчайзинговой сети. Очень важным является оценка собственных возможностей от финансовой составляющей до уровня компетентности в бизнесе, а также цели, которые франчайзи ставит перед собой и ожидания от собственного бизнеса.
- Чем отличаются финансовые схемы в различных франшизах? На что следует обращать внимание предпринимателю, подумывающему о покупке франшизы.
- На мой взгляд, самый главный критерий финансовой схемы или модели — это простота. Финансовая модель должна быть простой и понятной, чтобы любой человек мог в ней разобраться. Что должно быть в финансовой модели: инвестиции на покупку франшизы; инвестиции в открытие бизнеса; основные показатели бизнеса; ежемесячные расходы; таблица расчетов финансовых показателей бизнеса на 6-12 месяцев; рентабельность бизнеса; время возврата инвестиций. Стоит оценить дальнейшую совместную работу: будете ли вы платить роялти ежемесячно или паушальный взнос одноразово, на старте бизнеса.
Каждая модель создается специально под франшизу, и учитывает все ее форматы, особенности бизнеса и параметры, которые можно изменять. Финансовая модель франшизы — это удобный и эффективный инструмент в процессе продажи или покупки франшизы.
- Каково место обучения сотрудников и руководства при покупке франшизы?
- Заинтересованность в успехе бизнеса проявляется с обеих сторон, поэтому франчайзер обеспечивает обучение менеджеров и персонала франчайзи до начала бизнеса и в процессе его деятельности. Это важный момент, франчайзи и его персонал должны соответствовать корпоративной культуре франчайзера. Пользуясь всеми преимуществами мощной торговой марки, покупатель франшизы принимает на себя ответственность соответствовать определенному уровню качества продукта или услуги, принадлежащих франчайзеру.
- Бизнесов, работающих по модели франшизы, великое множество. Есть ли универсальные рецепты успешного ведения бизнеса?
- Франчайзинг – это собственно и есть бизнес-модель. Как способ ведения бизнеса эта модель универсальна. Конечно каждый бизнес имеет специфику внутри самого себя. Общепит, аптеки, развлекательные центры, производство будут иметь различную маркетинговую стратегию, отличаться буду и каналы коммуникации, ценовая политика, сбыт и пр.
Для франчайзинга успешный бизнес – это собственная сеть франчайзи, которая постоянно растет. По версии рейтинга РБК в 2017 году верхнюю строчку занимает компания «1С» - крупнейший поставщик софта для автоматизации бизнеса. Компания лидирует уже третий год подряд за счет качества продукта и низкого порода вхождения в бизнес. Серьезная конкурентная борьба развернулась на рынке лабораторных анализов. За клиентов борются «Инвитро», «Гемотест», «Хеликс». В этом сегменте высокая плотность франчайзинговых точек, но с сокращением государственных услуг в этой области появление новых игроков гарантируется.
Если говорить о сегменте HoReCa - одним из ярких и успешных примеров российских франшиз стала сеть кофеен «Шоколадница». С 2006 года ООО «Галерея-Алекс», которой принадлежит бренд, предлагает предпринимателям стать партнерами, заключив договор франшизы на открытие «Шоколадницы» в российских регионах, ближнем и дальнем зарубежье.
Универсальный же рецепт успешного бизнеса – это компетентность, трудолюбие, развитие бизнеса и правильно поставленные цели. Это касается обеих сторон франчайзинговой схемы.
Подробнее о программе форума:
forum.rusfranch.ru/programma-foruma
Похожие материалы

Оставить комментарий: