автор: Александр Нестеров дата: 15.09.2016 + +1 -

Почему «Северсталь» поддерживает культурные проекты

В рамках прошедшего кинофестиваля VOICES по инициативе нашего журнала состоялся круглый стол, на котором участники из России и Европы обсуждали экономическую и социальную целесообразность поддержки масштабных фестивалей – как со стороны государства, так и со стороны частных спонсоров. Продолжая тему, мы решили узнать, что думает об экономических аспектах развития культуры крупный бизнес. На наши вопросы ответила начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду АО «Северсталь Менеджмент» Наталья ПОППЕЛЬ.

- В нашей области реализуются интересные и яркие социально-культурные проекты: «Голоса истории», VOICES, «Голос ремесел», «Вологодский лен», и многие другие, однако обеспечить от них экономическую отдачу получается хуже. Могут ли они в принципе приносить прибыль?

- Вологодская область действительно предлагает широчайший спектр культурных мероприятий, в том числе более 20 фестивалей, некоторые из которых вы перечислили. Здесь необходимо понимать, как обеспечить потребность людей в насыщенной культурной жизни, как сделать это наиболее эффективно.

С большим трудом, следом за большинством развитых стран, мы переходим от индустриальной экономической формации к постиндустриальной, в которой главенствующую роль играют не добыча сырья и промышленное производство (что абсолютно необходимо, но уже не в таких масштабах какраньше), а новые технологии. При этом культура из «общенационального достояния», хотим мы этого или нет, трансформируется в «культурные индустрии». Фестивали, событийный и культурный туризм – одна из наиболее эффективных составляющих «культурных индустрий».

Известно, что разработка и создание любого такого фестивального «продукта» довольно дорого стоит, а вот «тиражирование», которое могло бы помочь стать фестивалям окупаемыми, здесь практически невозможно. Но все не так драматично, потому что есть другой, более сложный, но довольно обнадеживающий путь. Так, например, у Вологодской области огромный потенциал для развития и совершенствования внутреннего и въездного туризма. Этоподразумевает создание эффективной туристической инфраструктуры вокруг фестивальных проектов, что становится возможным благодаря применению современных механизмов развития малого и среднего бизнеса: гостиничного сервиса, мест общественного питания, масштабного производства сувенирной продукции и т.д.

И, конечно, есть необходимость развивать различные виды креативной деятельности музеев, галерей, театров, концертных залов, развлекательных центров, а также сами виды альтернативного туризма: образовательный, экологический, лечебно-оздоровительный, приключенческий, охотничий, деловой, кулинарный, духовно-паломнический, кинотуризм, а также туризм для людей с ограниченными физическими возможностями и т.д.

- Как вы считаете, стоит ли нашим чиновникам и культуртрегерам присматриваться к международному фестивальному опыту?

- Как показывает мировая практика, фестивали могут окупаться только при условии интегрированного подхода к бюджетированию – при наличии государственных субсидиий, спонсорской поддержки, продажи билетов, сувенирной продукции, а также приучастии сервисных организаций: гостиниц, ресторанов, кафе, транспорта, дополнительных развлечений, парикмахерских, SPA-салонов.

Общеизвестно, что развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на самые разные секторы экономики и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики. В некоторых развитых странах до 20% ВВП – это доходы туристической отрасли.

Хороший пример из Великобритании. В Статфорд-на-Эйвоне – городке, где родился Шекспир, где еще 20 лет назад проходил один театральный фестиваль, сегодня их – 12. Там построено 50 отелей, создана развитая инфраструктура питания и развлечений, а в то время, когда нет фестивалей, проходят различные деловые мероприятия. Созданы тысячи рабочих мест! Другой пример – образцовый центр музыкальных мероприятий высочайшего мирового уровня – город Зальцбург, в котором в течение года с аншлагом проходит множество тематических фестивалей.

- Есть ли возможность, по вашему мнению, привлечь к реализации и развитию подобных проектов малый бизнес?

- Надо сказать, что как раз малый и средний бизнес играет важную роль в формировании комфортной во всех отношениях городской среды, привлекательной для местного населения и гостей региона. В результате деятельности МСП открываются новые возможности досуга и сервиса, жизнь в городе становится интереснее и разнообразнее, население все активнее инициирует проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий и с удовольствием в них участвует.

Главное условие для вовлечения в городскую жизнь представителей бизнеса – это взаимовыгодное государственно-частное партнерство. Хорошими примерами могут послужить проекты «Агентства Городского Развития» и Инвестиционного агентства «Череповец», например, проект туристско-рекреационного кластера «Центральная городская набережная».

Он направлен на создание комфортных условий для отдыха горожан и гостей Череповца. В самом ближайшем будущем набережная станет площадкой, где с участием бизнеса могут проводиться развлекательные и спортивные мероприятия, фестивали и выставки и т.д. В состав кластера вошли два субкластера: территория от Октябрьского до Ягорбского моста и комплекс «Усадьба Гальских», а также недавно созданный «Северсталью» «Музей металлургической промышленности». Инвесторы планируют построить на заявленных территориях гостиницу с выставочным залом, спорткомплекс, детский технопарк, тематический парк, этнокомлекс и другие объекты. По предварительным оценкам, объем частных инвестиций составит порядка 780 млн руб., из федерального бюджета будет выделено более 300 млн руб., вложения области и города составят около 83 млн руб.

Проект «Центральная Городская Набережная» является только одной из точек роста новой модернизированной городской инфраструктуры. Сейчас команда Череповца разрабатывает новое перспективное видение города, которое найдет свое воплощение в стратегии «Череповец – растущий и развивающийся город». Ядром новой системы станет человеческий капитал, дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса.

- Есть ли у вас свое видение, как нужно развивать проект «Фестивальное лето» в Вологде, другие социальные и культурные проекты в регионе?

- Конечно, нет предела совершенству. Масштабные культурные проекты, уже реализуемые в регионе, привлекающие тысячи зрителей, играют значимую роль в развитии экономического потенциала региона. Культурные акции межрегионального и международного уровней, базирующиеся на богатейшем культурно-историческом наследии края, брендовых вологодских промыслах, обеспечивают развитие творческих связей в сфере культуры и событийного туризма, и, конечно, уже способствуют привлечению инвестиций, но это скорее бюджетные средства.

- Намерена ли «Северсталь» расширять перечень поддерживаемых ею проектов?

- Справедливости ради надо сказать, что задача «Северстали» - все-таки эффективно решать стратегически важные производственные задачи, инвестировать в производство, предоставлять больше рабочих мест и больше платить налогов.

Спектр наших проектов в Вологодской области уже достаточно широк. Важно не просто расширять перечень проектов, а делать уже существующие более эффективными. Так, например, компания прилагает усилия к тому, чтобы показы лучших спектаклей всероссийского театрального фестиваля «Золотая Маска» проходили не только в Череповце, но и в Вологде; чтобы в различных программах грантового конкурса «Северстали» «Музеи Русского Севера» участвовало как можно больше представителей музеев Вологодской области. А главное, чтобы наши усилия по развитию менеджмента культуры, малого и среднего бизнеса в Вологодской области создавали возможности для реализации как креативного, так и предпринимательского потенциала населения.

- Как вы считаете, могут ли такие издания, как наш журнал, оказать вам какую-то поддержку в этом отношении?

- Общеизвестно, что наиболее эффективно все задачи решаются сообща, в рамках социального партнерства «бизнес – власть – общество», а еще более эффективно – когда в это партнерство включается четвертый важный участник – СМИ. Они популяризируют как содержание партнерства, так и сам факт его существования, способствуя доверию и лояльности населения. Поэтому партнерство с вашим уважаемым изданием было бы полезно и крайне эффективно в решении общей задачи – содействию устойчивому развитию всей цепочки: «фестивали и другие массовые культурные мероприятия – туристический кластер – малый и средний бизнес – социально экономическое развитие региона – повышение уровня жизни населения Вологодской области».

Фото из личного архива

    автор: Александр Нестеров дата: 15.09.2016 + +1 -

    Оставить комментарий: