автор: Александр Ильичев дата: 06.02.2019 + +1 -

Фундаментальный секрет

Не так давно в нашем журнале вышла статья «Исторический цугцванг», где речь шла о непростой ситуации в Вологде со зданиями, представляющими историческую ценность. Буквально через несколько дней после той публикации областную столицу потряс очередной скандал: в центре города сровняли с землей «исторический» объект – здание, где в разное время размещались электрическая подстанция и спортшкола «Труд».

«Трудный» объект

Долгое время здание «Труда» принадлежало обкому профсоюзов, а земельный участок — городу. При этом участок расположен в весьма оживленном месте — на пересечении сразу трех дорожных полос, где то и дело возникают пробки. Десять лет назад всерьез обсуждался вопрос о решении дорожной проблемы путем создания кольцевой развязки. Но для осуществления этого проекта необходимо было убрать мешающее здание.

Видимо, для этой цели группа лиц в то время и приобрела строение у обкома профсоюзов. Но случилось непредвиденное: выяснилось, что оно числилось как исторически ценный градоформирующий объект, поэтому его снос был запрещен.

Долгое время в здании царило запустение. Затем его несколько раз поджигали. Под подозрение общественности попала городская управа, т.к. немногим ранее ее специалисты публично вспоминали о планах кольцевой развязки в том месте. Однако чиновники тут же открестились от какого-либо участия в уничтожении архитектурного наследия…

Впрочем, погоревали над канувшим в лету «Трудом» недолго, поскольку в конце октября в областном центре случилась новая беда: горячо любимый градозащитниками дом купца Назарова под покровом ночи был снесен бульдозером. И если приснопамятный «Труд» лишь обладал признаками исторического памятника, то этот объект, построенный в начале XX века, являлся самым настоящим памятником архитектуры регионального значения. Это здание прославилось трехарочным балконом, где среди элементов декора фигурировали знаменитые штурвалы.

Несколько раз его поджигали, затем в 2018 году продали инвестору, которого обязали провести в здании комплекс противоаварийных ремонтных работ, разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия и провести его реставрацию. По договору работы должны были завершиться до конца 2021 года. Согласно эскизному проекту дом должен был быть передвинут на 7 метров от улицы Чернышевского.

После продажи власти города заверили, что дом будет полностью восстановлен в течение 4 лет. Для этого при разборе все детали здания будут пронумерованы, а затем собраны в том же виде с учетом декора. Ночью здание снесли, а утром градозащитники «покатили бочку» в адрес реставраторов.

Естественный консервант

Конечно, неприятно читать такую пугающую информацию об историческом наследии и отношении к нему со стороны бизнеса и власти. И хотелось бы порассуждать о чем-то более основательном, о том, на чем стоят исторические постройки, — о фундаменте, имеющем самое непосредственное отношение к сохранению памятников. 

Не так давно бывший губернатор Вячеслав Позгалев поведал городу и миру одну поучительную историю об особенностях фундамента Кирилло-Белозерского монастыря. «При всей неприступности для захватчиков монастырь оказался под угрозой разрушения уже в советское время, когда невнимание к гидротехническим сооружениям привело к тому, что Сиверское озеро, на берегу которого и была построена обитель, обмелело. Надо знать, что стены монастыря поставлены на дубовых сваях — вечных по своей крепости в случае, если они находятся в воде. А уровень воды начал падать, оголовки этих свай обнажились, они начали разрушаться, а стены — трескаться… Узнал об этом, когда стал губернатором. Изучили проблему, которая заключалась в том, что у истоков озера стояла так называемая Глебовская плотина, которая и регулировала уровень водоема. Просто сама плотина была деревянной и со временем, разумеется, пришла в негодность. Когда проблема была выявлена, мы забили в колокола и добились выделения средств на ремонтные работы из федеральной программы. В итоге плотина была отремонтирована, уровень Сиверского озера восстановлен, а уникальный памятник архитектуры Вологодской области стал одним из самых любимых музеев россиян».

Страшно представить, что бы было с исторической жемчужиной Вологодчины, если бы деньги на плотину не нашлись. Возникает и другой вопрос: почему ответственные лица забили тревогу, лишь когда монастырские стены с паутиной трещин стали сползать к озеру? Ответ напрашивается сам собой: либо эту проблему специалисты замалчивали, либо о ней попросту не догадывались.

Немногим известно, что именно по второй причине вологжане едва не лишились одного из самых прекрасных памятников вологодской архитектуры — здания, где ныне находится областная филармония. При реставрации здания с 200-летней историей строители, вняв жалобам о постоянной сырости на первом этаже, сделали дренаж и откачали из-под него воду. Спустя некоторое время на стенах филармонии появились трещины. В ходе детального обследования объекта специалистами к всеобщему удивлению выяснилось, что воду по причине особенностей фундамента из-под здания откачивать было нельзя. До этого считалось, что оно стоит на бутовом фундаменте — камнях, скрепленных раствором. Однако при разборе этих камней обнаружилось, что бутовый фундамент был лишь сверху, а под ним, уже на глубине — «подушка» из ряжевого фундамента, конструкция которого представляет собой деревянную клеть, заложенную камнями. Чтобы каркас не поддавался разрушению, он должен постоянно находиться в воде. Зачем так было сделано? Объяснение лишь одно: болотистая местная почва.

Весна 2018 года. Новый эпизод. Вологодские СМИ рассказали о трещинах на здании на ул. Ленина, 5, являющемся архитектурным памятником. Основная версия происхождения трещин — сотрясение почвы от забивания свай при строительстве пристройки. Однако была и другая информация. Трещины пошли после рытья котлована.

Накануне всех этих событий по местному телевидению прошел сюжет, где застройщик вскользь признался, что прежде, чем рыть котлован, из-под исторического объекта откачали очень много воды, но она продолжала откуда-то под дом поступать. Случайно ли она там оказалась? А что если при строительстве этого здания применялась та же двухслойная технология закладки фундамента?

Показательной в этой теме становится еще одна история — со зданием ЗАГСа, который ранее располагался также на улице Ленина, по соседству с историческим объектом. В интернете можно найти упоминание, что этот небольшой дом снесли «просто так», дескать, кому-то потребовался под застройку участок. Возможно, это и так. Но история со сносом ЗАГСа имеет более глубокие корни.

Этот объект был построен в 1929 году. К концу 90-х по зданию пошли трещины, а с потолка стали падать куски штукатурки. Работники ЗАГСа забили тревогу. Несколько раз трещины замазывали, но они то и дело появлялись вновь.

И без обследования было понятно, что с ленточным бетонным фундаментом происходит что-то неладное. Он треснул, в щели попала вода, потом ударил мороз. А дальше, как говорится, пошло-поехало. Тогда возникло предположение, что в том месте находится русло бывшей реки, и со временем почва под зданием потеряла плотность.

И вот что удивительно: относительно современные технологии уступили дедовским. Фундамент под зданием ЗАГСа продержался 74 года, а архитектурные ансамбли XVIII и XIX веков стоят по сей день. 

Вандалы поневоле

Немало волнений несколько лет назад было по поводу сноса исторических объектов по улице Мира и проспекту Победы. Вот типичное сообщение СМИ того времени: «В Вологде снесли объект культурного наследия федерального значения — Кожевенные торговые ряды. На здании, входившем в большой комплекс торговых рядов бывшей Гостинодворской площади, в сентябре начались работы по разбору крыши и стен. 4 октября памятник архитектуры был полностью снесен». Поднялся крик: «Бизнесмены памятники крушат!»

«То, что происходит в сфере охраны культурного наследия Вологды, превратилось в тенденцию по уничтожению исторических зданий. Реставрация через снос — это не просто ноу-хау департамента культуры Вологодской области, это прямое нарушение законодательства», — сетовали градозащитники.

При детальном разборе ситуации проблема оказалась в ветхих кирпичах, которые – в отличие от раствора – рассыпались в руках. Вот и решил застройщик, что лучше здание построить заново, уже с современным фундаментом.

Как бы то ни было, эти исторические объекты можно было сохранить в первозданном виде, если их вообще не трогать. А новодел — кому он нужен, кроме коммерсантов, ставших «вандалами поневоле».


У «Родины» выходите?!

Это объявление автобусной остановки водители в былое время специально произносили скороговоркой, чтобы посмотреть на реакцию пассажирок… «Родина» — популярный в вологодском Заречье кинотеатр, просуществовал с 50-х до первой половины 90-х годов. Как и «Труд», этот объект обладал определенными признаками культурного наследия. После 40 лет эксплуатации городские власти решили «Родину» отреставрировать, ежегодно из казны под это дело выделялись миллионы рублей.

Шло время. Но здание продолжало ветшать. В связи с этим общественность начали терзать смутные подозрения, а злые языки окрестили объект «прачечной родины». Чтобы не вызывать пересудов, открыли в нем молодежный досуговый центр, который, впрочем, через некоторое время по причине аварийности постройки пришлось закрыть.

Несколько раз здание пытались сровнять с землей, чтобы возвести на его месте жилой дом. Недавно появилась идея разместить в пустующем помещении зал бракосочетаний (которого в Вологде до сих пор нет). Идея, надо сказать, неплохая, поскольку при грамотном подходе и с учетом ранее допущенных ошибок объект можно было бы отреставрировать за казенный счет.

Но тут, опять же, возникают аналогии с «черной дырой», в которой исчезают предметы. Что с ними там происходит — неизвестно, как непонятно и то, куда на протяжении нескольких десятков лет шли бюджетные деньги, выделенные на реставрацию бывшего кинотеатра. Но это уже другая история.

    Похожие материалы

    Яков Рубин: 5:0
    Современник вечности
    Почерк Рубиной
    В городе ремесел
    Дарить радость
    автор: Александр Ильичев дата: 06.02.2019 + +1 -

    Оставить комментарий: