Гостевой режим
Своеобразные итоги летнего туристического сезона подвел недавно заместитель губернатора Олег Васильев. Он так описал ситуацию: «Количество туристов, посещающих Вологодскую область, стало значительно выше. За последние годы количество мест для размещения туристов стало значительно больше. Открылось множество маленьких отелей, гостевых домов. Конечно, возникает спорный вопрос об улучшении качества общепита в области, но, на мой взгляд, в нашем регионе появились достойные места. То, что регион на сегодня является одним из туристических центров России, совершенно точно. На Северо-Западе мы одна из самых привлекательных туристических областей».
Отчеты и прогнозы
Олег Александрович намеренно избегал в своем выступлении цифр — с одной стороны, известен скепсис обывателей по поводу разного рода чиновничьих отчетов, а с другой оценить объем и динамику турпотока и его экономический эффект, используя имеющиеся статистические данные, очень сложно — возникает вопрос: что и как считать? Дело в том, что въездной туризм не развивается сам по себе — он тесно связан с другими отраслями — транспортом, коммуникациями, системой общественного питания, историко-культурной сферой. Тем не менее определенные цифры, свидетельствующие о развитии туриндустрии, все же назвать можно. Так, по данным правительства области, туристский поток в регион составил 2,8 млн человек (2016 год) и вырос по сравнению с 2015 годом на 3,5%. Прогноз на этот год — 2,85 млн человек, правда, из‑за плохой летней погоды прогноз скорее всего, будет скорректирован. За навигационный период с мая по октябрь 2016 года в области осуществлено 716 судозаходов (прогноз на 2017 год — 720 судозаходов). Объем туристских и гостиничных услуг по итогам прошлого года составил 2,7 млрд руб. и вырос по сравне- нию с 2014 годом на 15,8%, с 2015 годом на 3%. За первое полугодие 2017 года объем туристских и гостиничных услуг составил 1,1 млрд руб.
Почему так происходит?
Объективными факторами, способствующими росту популярности внутреннего туризма — рост стоимости иностранной валюты и возросший интерес граждан различным уголкам своей страны. В этой ситуации эксперты отмечают рост конкуренции между регионами за «своего» туриста: ему уже не достаточно показать знаменитое озеро Байкал или Ферапонтов монастырь, он выбирает те места, где создана комфортная среда пребывания — именно это, а также хороший сервис и маркетинг обеспечивают повторные визиты, а значит и рост прибыльности туриндустрии в том или ином регионе.
«Туристско-информационный центр»
До 2025 года планируется запустить еще четыре крупных проекта: туристско-рекреационный кластер «Резной палисад», второй этап череповецкой «Центральной городской набережной», кластер «Дед Мороз», а также круизный кластер под рабочим названием «Русские берега».
Информационно-маркетинговое сопровождение на уровне нашей области осуществляет «Туристско-информационный центр». Основная его функция — обеспечение всех желающих обобщенной оперативной информацией о туристском потенциале нашей области, возможностях туристской индустрии и достопримечательностях. Активности ТИЦ при этом отнюдь не подменяют собой деятельность по продвижению информации и отдельных турпродуктов, которой занимаются предприятия туристской индустрии самостоятельно. Из основных направлений деятельности ТИЦ можно выделить поддержку единой информационной системы и базы данных о туризме (портал www.vologdatourinfo.ru), участие в реализации крупных медийных проектов в сфере туризма (с медиапорталом «Рамблер.Путешествия», журналом National Geographic Traveler, специализированными сетевыми изданиями), выставочно-ярмарочную деятельность, тиражирование печатной продукции, востребованной туристами (буклеты, брошюры, справочники), разработка новых региональных туристских маршрутов — тематических, межрайонных, побуждающих путешественника не останавливаться в Вологде, а двигаться дальше по территории области… В последнее время ТИЦ занимается разработкой англоязычной версии туристического портала, ведется работа над аудиогидом («растет число индивидуальных туристов — нужно соответствовать тенденциям», — говорят специалисты). Похоже, с возложенными задачами учреждение справляется — по данным Всероссийского рейтинга туристско-информационных центров наш региональный ТИЦ вошел в десятку лидеров.
Туристические кластеры
Одно из наиболее перспективных направлений раскрытия туристского потенциала — развитие механизмов государственно-частного партнерства и кластерный подход. «Правительством области ведется активная работа по включению туристско-рекреационных кластеров области в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011—2018 годы)» и привлечению средств из федерального бюджета на строительство обеспечивающей инфраструктуры — инженерной и транспортной», — говорит Владимир Осиповский, начальник департамента культуры и туризма области. Напомним, что в области рамках ГЧП пока реализуются три инвестиционных проекта по созданию туристско-рекреационных кластеров: в Вологде — «Насон-город», в Вологодском районе — «Центр отдыха и туризма «Y.E. S», в Череповце — «Центральная городская набережная». До 2025 года планируется запустить еще четыре крупных проекта: туристско-рекреационный кластер «Резной палисад» (Вологда), второй этап череповецкой «Центральной городской набережной», кластер «Дед Мороз» (Великоустюгский район), а также круизный кластер под рабочим названием «Русские берега» (Белозерский, Кирилловский, Вытегорский и Шекснинский районы).
Не смотря на конкуренцию, регионы могут договариваться между собой о сотрудничестве в сфере туризма, особенно когда есть поддержка со стороны федерального центра. Так, вот уже третий год Вологодская область участвует в межрегиональном историко-культурном и туристском проекте «Серебряное ожерелье России». «За два года совместно с Минкультом, Федеральным агентством по туризму, соседями по СЗФО проведена большая работа по продвижению проекта на российском и зарубежном туристском рынках. В проекте участвуют 92 туроператора, предлагающих 416 различных вариантов маршрутов. Также среди участников — 22 туроператора Вологодской области, ими реализовано 27 турпродуктов, принято более полутора тысяч человек», — говорят в департаменте культуры и туризма.
«Бегущая Вологда»
Кстати, одним из последних мероприятий, проведенных под эгидой «Серебряного ожерелья России», стал полумарафон «Бегущая Вологда», состоявшийся 10 сентября и собравший несколько сотен профессионалов и любителей спорта из 37 городов страны. Маршрут забега был выбран не случайно — он пролегал через знаковые для Вологды места, акцентируя внимание на главных достопримечательностях города. «Полумарафон был направлен на продвижение туристического бренда «Серебряное ожерелье России», — прокомментировал событие Владимир Осиповский. — Мы планируем, что этот проект объединит не только города Вологодской области: в 2018 году запланировано продолжение забега в других городах Северо-Запада — к Вологде присоединятся Псков и Новгород. В нашем регионе, помимо областной столицы, полумарафон пройдет и в Кириллове».
Межрегиональные проекты
Наряду с новыми проектами развиваются и уже вполне сложившиеся, но не набравшие желаемого «веса». К их числу относится «Великий Устюг — родина Деда Мороза». К сожалению, пока так и не удалось обеспечить поддержание устойчивого круглогодичного туристского потока на вотчину сказочного волшебника. Сказывается сезонность, заложенная в самой концепции проекта, не достаточно высокая квалификация персонала и уровень сервиса, затрудненная транспортная доступность… В сентябре под руководством Олега Васильева состоялось заседание Проектного комитета области и Общественно-делового совета, на котором был рассмотрен новый региональный проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза», согласно которому с пресловутой сезон- ностью можно бороться «за счет создания высокоразвитой, конкурентоспособной туристской и развлекательной индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей и гостей региона в туристских услугах». В результате реализации этого проекта в 2019 году число гостей Великоустюгского района должно составить 280 тыс. человек.
Кроме того, на совещании были представлены целевые показатели развития туристической сферы на ближайшие два года. Так, ожидается, что к 2019 году Вологодская область достигнет места не ниже 13‑го среди других регионов страны по объему оказанных туристских услуг на душу населения, число туристов и экскурсантов должно составить чуть менее 3 млн человек, а объем услуг гостиниц и других средств размещения — 914 млн руб.
Фото: vologda.bezformata.ru и vologdatourinfo.ru
Оставить комментарий: