Илон Маск: поверить в мечту
В человеке редко одновременно уживаются два таланта — изобретательство и умение его продать с выгодой. Только настоящие гении являются тому исключением. Один из них — Илон МАСК, которого называют «отцом» беспилотных автомобилей, «переоткрывателем» космоса и чуть ли не основателем криптовалюты.
Со студенческой скамьи будущий миллиардер мечтал заняться сферами деятельности, способными изменить мир. Самыми важными отраслями, которые должны оказать наибольшее влияние на судьбы человечества, Маск посчитал интернет, колонизацию космоса и возобновляемую энергетику. К их покорению он и приступил: новатор участвовал в разработке технологий в альтернативной энергетике, конструировании экологичных электромобилей и экономичных солнечных электростанций. Он также занимался вопросами создания искусственного интеллекта сверхчеловеческого уровня (Open AI), высокоскоростной транспортной системы (Hyperloop), проектированием космических кораблей, призванных воплотить в жизнь его главную цель — путешествие на Марс.
Родиной Илона Маска считается ЮАР. Он родился в 1970 году в многодетной семье инженера Эррола Маска и был старшим из троих детей. После развода родителей в 1980 году Илон вначале остался с матерью, а затем решил жить с отцом. Илон избегал компаний сверстников, которые зачастую над ним издевались. Однажды он был даже госпитализирован из‑за потери сознания, после того как его жестоко избила группа мальчишек.
Практически все свободное время он проводил за чтением книг и изучением компьютерных программ. В 12 лет будущий миллиардер создал видеоигру-шутер и продал ее за 500 долл. Свой первый гонорар он вложил в акции компании, которые вскоре смог продать дороже. Операция с ценными бумагами позволила 17‑летнему юноше реализовать свою мечту — перебраться в США. Правда, дорога туда оказалась гораздо длиннее, чем он предполагал: из ЮАР он уехал в Монреаль, где жили родственники матери, где получил гражданство. Около года пребывал на грани нищеты, перебиваясь на случайных заработках.
В 1990 году амбициозный юноша поступил в один из престижнейших вузов мира — Университет Куинс в Кингстоне. А спустя два года Илон перевелся в американский университет в Пенсильвании, где получил диплом бакалавра сразу по двум дисциплинам — физике и экономике. Затем аспирантура при Стэнфордском университете с целью получения докторской степени по физике.
К тому времени Маск увлекся предпринимательством в области интернет-разработок. В 1995 году появилось его первое, совместное с братом детище — IT-компания Zip2 , которая специализировалась на разработке программ для публикации новостного контента и поддержки сайтов. Начинающий предприниматель не только трудился с раннего утра до позднего вечера, но и жил в арендуемом офисе, а потому времени у него на учебу не оставалось.
Выбор направления оказался правильным, усилия окупились сторицей: в 1999 году братья продали свой стартап за рекордную сумму в 307 млн долл. поисковику AltaVista, приобретенному впоследствии Compaq. Следующим интернет-проектом Элона был стартап X.com, учрежденный в 1999 году. Через год Маск объединился с конкурирующей компанией Confinity.
В итоге реализации проекта на свет появилась одна из ведущих электронных платежных систем современности под названием PayPal. Несмотря на некоторые разногласия между двумя командами, число пользователей сервиса динамично росло. Этому способствовало проведение прогрессивной политики и внедрение инновационных моделей по антивирусной защите.
Приобретение системы eBay за 1,5 млрд долл. закрепило успех проекта на рынке ИТ-технологий.
Окрыленный успехом, Илон Маск решил выйти на межпланетную орбиту космических технологий. В июне 2002 года он основал свою третью компанию — SpaceX. Она является разработчиком серии ракет-носителей и коммерческим оператором космических систем. Не все знают, для чего это была создана эта компания. Маск задумал проект специальных теплиц, которые бы легли в основу организации самостоятельной экосистемы «красной планеты». Но существовала проблема их доставки. Покупку на рынке готовых ракет он счел нецелесообразной из‑за (на порядок) завышенных цен, поэтому приступил к созданию собственных многоразовых космических аппаратов.
«Нет ничего особо дорогого в ракетах, — говорил тогда он. — Просто те, кто их строил и обслуживал в прошлом, делали это ужасно неэффективно». Его идея нашла поддержку в агентстве Минобороны США DARPA, компаний SpaceDev, Celestis, ATSB и других заинтересованных в освоении космоса частных компаний. Начало реализации проекта было положено после того, как NASA заключила с ним 1,6‑миллиардный договор по отправке 12 партий грузов на МКС. Несмотря на то, что стоимость компании уже достигла 3 млрд долл., Элон Маск как основной владелец не спешит ее продавать, втайне надеясь, что через пару десятков лет освоение людьми Марса станет реальностью. Тогда и цена акций компании будет значительно выше.
В 2004 году внимание миллиардера привлекла компания Tesla Motors, позиционировавшая себя как производитель-пионер серийных электрокаров. Маск применил свой талант в доработке спортивного авто Tesla Roadster на основе английского Lotus Elise. Так по инициативе ИТ-новатора был существенно минимизирован вес модели, усовершенствован отсек батарей и внедрены новые элементы дизайна в конструкцию фар. За свою работу Элон получил премию в области экологии Global Green — 2006.
Но не все в проекте пошло гладко, который вскоре оказался на грани банкротства. Но и тут ему улыбнулась фортуна. Финансовому подъему проекта способствовал выпуск седана премиум-класса Model S. Заинтересованность общественности разработкой миллиардер спровоцировал участием в дебатах с корреспондентом New York Times. В результате пиар-хода только за полгода 2013‑го объем продаж электрокаров этой модели составил 10,5 тыс. штук. К слову, в январе 2016 года изобретатель заявил о намерении в течение максимум тех лет создать электромобиль, способный без водителя преодолевать расстояние от Лос-Анджелеса до Нью- Йорка в 4 тыс. км. Ранее гендиректор Tesla проинформировал СМИ о том, что он научил свой автомобиль самостоятельно парковаться и заезжать в гараж.
А еще успешный предприниматель занимается развитием станций подзарядки электрических транспортных средств.В сфере его интересов развитие проекта SolarCity, основателями которого стали его двоюродные братья Рив. Предприятие специализируется на установке солнечных электрических станций. Капитализация SolarCity оценивается в 3 млрд долл. «Даже если случится зомби-апокалипсис, вы все-равно сможете путешествовать, благодаря заправкам и системе Tesla Supercharging»,— с уверенностью говорит он.
В 2012 году впервые Илон Маск обнародовал свои планы о создании нового типа транспорта, пятого по счету (после железнодорожного, автомобильного, морского и авиационного).
Hyperloop — «гиперпетли» — должны осуществлять дозвуковые авиаперелеты в два раза быстрее традиционных самолетов. Система, в которой планируется использовать магистраль в виде трубы, будет монтироваться на 20‑метровой высоте. Она сможет питаться отэнергии солнца и перемещать пассажиров безопасно и в любое удобное для пользователя время. Строительство 5‑мильного трека он начал в 2016 году. Расстояние в 600 километров между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско можно будет преодолеть за полчаса. А не так давно он презентовал беспилотный грузовик, который сможет проехать на одной зарядке 800км. По его словам, такое расстояние машина будет способна преодолеть при полной загрузке и пере- движении на максимальной скорости. Грузовик будет иметь четыре независимых двигателя — по одному на каждое колесо. Маск обещал, что через пару лет такие автомобили уже будут во всю колесить по дорогам мира…
Иной раз складывается такое впечатление, что бизнес-миссионера мотивируют вовсе не деньги, а реализация собственных замыслов по изменению мира. Да,сегодня он сказочно богат — эксперты оценивают его состояние в 13 млрд долл. Но у него, похоже, все впереди. По крайней мере, неуемное желание 46‑летнего незаурядного программиста, мечтающего изменить все вокруг, включая человечество, либо сделает его самым богатым человеком планеты, либо банкротом. Остается добавить, что Илон Маск является основателем благотворительного фонда своего имени. Он жертвует часть своего состояния на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Родился ли этот человек гением неизвестно. Но то, что он уже вписал свое имя в мировую историю — факт, ни у кого не вызывающий сомнения.
Оставить комментарий: