автор: Павел Шабанов дата: 09.06.2015 + 0 -

Картинный собор и кафедральная галерея

«Правильно назвать – значит правильно понять». (с) Конфуций.

Интернет-вопль – «Картинку» выселяют! Караул!

Вопрос -

А чего ж не бухтели, когда «картинку» выкидывали из   здания банка? 

Ведь когда либералиссимус Вологодской области Позгалев решил сделать в этом здании Музей кружев, здание было уже за картинной   галереей, что было вполне логично - рядом административное здание ВОКГ,    и построенное в свое время как флигель дома Н.П. Брянчанинова, позднее – банка.

И – ровно так же логично было бы   Музей кружев сделать в историческом здании усадьбы Ковырино, где в 1815 году и родилось вологодское кружево.



В 1813 году в пригородном сельце Ковырино появились купленные по дешевке у казаков (за два рубля серебром) две девицы-плетеи из захваченного обоза, а в 1815 году    уже   появилась приспособленная к местным условиям технология плетения, (с юбилеем, вологжане!)     и уже в 1820 году в Ковырино работала целая фабрика, на которой   крепостные   девки и бабы выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья,    очень напоминающее западноевропейское.  

Но тогда - когда Позгалев отбирал у «картинки» здание - помалкивали.

А сейчас - вопят!

Попы отбирают у вологжан возможность общаться с высоким искусством!    Они сейчас и Кремль отберут, как в свое время снесли башню Кремля, чтобы построить Воскресенский собор!

 

А вот от этого в нашей жизни и происходят все непонятки, запутки и недоразумения - от того, что изначально неправильно назвали.

Зачастую достаточно назвать вещи и явления своими, изначальными именами, правильно расставить акценты, и для здравомыслящих людей   исчезает предмет для спора.

Но у нас, к сожалению, чаще происходит по другому   каждый кричит свое, вкладывая в условное название свой смысл, и не пытается услышать и понять других.

И так появляются на просторах вологодского Интернета   жадные, наглые попы, которые хотят выкинуть   картинную галерею на улицу, узколобые фанатики-верующие, ненавидящие культуру, и бездуховные атеисты, которым плевать на вековые традиции   русского народа.

Во первых, никто «картинку» на улицу не выкидывает.

- Вологодская Епархия Русской Православной Церкви просит оформить право безвозмездного пользования на следующий объект, находящийся в федеральной собственности и используемый Бюджетным учреждением культуры Вологодской области «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей- заповедник»:
- здание № 2 комплекса зданий Вологодского Кремля: 1. стены и башни Вологодского Кремля, 2. Воскресенский собор (XVI-XVIII в.), расположенный по адресу: 160035, г. Вологда, ул. Сергея Орлова, д. 15.

То есть Церковь, как организация, попросила вернуть историческое здание кафедрального собора,   отобранное у верующих в пору гонений на   Церковь. Не деревню Ананьино, еще сXVII века принадлежавшую Архирейскому дому, где находилась загородная резиденция архиерея,   а православный храм,    который сейчас используется как Центральный   выставочный   залВОГК

Впрочем, пойдем по порядку.

Воскресенский собор был построен потому, что построенный   еще Иваном Грозным   Софийский собор    не отапливался, а у нас как раз принято было строить рядом   холодный (летний) и теплый храмы.

(Кстати – кому из вологжан мешает совместное использование Софийского собора   Музеем и Церковью? С 1988 года в Софийском соборе возобновились праздничные службы, в1992 и в 2007 годах здесь проводил патриаршее богослужение Патриарх   Московский и всея Руси Алексий II.    15 октября 2014 года Патриарх Кирилл подписал указ о присвоении храмустатуса кафедрального собора.  

И что?   Памятник   архитектуры федерального   значения туристами посещается безвозбранно, ограничения   - только по случаю нечастых служб и - соблюдения микроклимата.

Собор в честь Воскресения Христова был построен и освящен   30 октября 1776   года именно как кафедральный собор, то есть   Собор (храм) — главный храм города или монастыря, в котором может совершать богослужение высокое духовное лицо — патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

Русскому термину собор в западноевропейских языках соответствуют термины англ. cathedral, фр. cathédrale, нем. Kathedrale, итал. cattedrale, исп. catedral, происходящие от словакафедра. В этом смысле   кафедральный   собор   - это масло масляное, но так сложилось исторически.

И Софийский собор, собор в честь Воскресения Христова и    соборная колокольня – это единый комплекс.

Опять же, надо называть вещи своими именами - Воскресенский собор построен не на месте снесенной башни Кремля,   а на месте   Юго-Восточной башни стен Архиерейского подворья. То, что нынче называется   вологодским Кремлем, было построено в голодные годы именно вокруг   Архиерейского подворья, на средства епархии - за работу горожанам и жителям окрестных сел платили хлебом.   

Светские власти остатки Кремля Ивана Грозного снесли, а церковные -   нынешние стены, зываемые теперь Кремлем, построили и сохранили.

Воскресенский собор   неразрывно связан с историей Вологды -    в 1824 году со стороны нынешней Кремлевской площади (ранее – Соборная площадь) пристроили парадный вход  специально к   визиту императора Александра I.  

28 июня 1830 года именно в Воскресенском соборе   было совершено пострижение в монашество вологодского дворянина Дмитрия Брянчанинова, которого мы знаем как святителя Игнатия, крупнейшего богослова   России, причисленного к лику святых.

Здесь служил отец Варлама   Шаламова, священник кафедрального собора о. Тихон.   

Здесь хранились   изумительные памятники   средневековой живописи - иконы      шестнадцатого века «Зырянская троица» и «Никола Великорецкий».

К 1917 году в Вологде было 65 действующих   православных храмов и пять часовен.

В 1924 году храмы стали закрывать – четыре храма на нынешней площади Революции и Софийский собор, и еще несколько храмов и часовен, в том числе – часовня бывшего Арсениево-Комельского монастыря.

В том же году был открыт скорбный список разрушенных храмов - Афанасьевская церковь   была разобрана на кирпич.

А это разбирают   Никольскую цкрковь, 1928 год.

 

В тридцатые годы в Вологде действовали только кладбищенские церкви и единственный в центре города храм – Воскресенский.

5 марта 1938 года      специальным постановлением Вологодского горсовета Воскресенский собор был закрыт, и в 1940-м году в городе с населением более 60 тысяч остался только один действующий храм - Рождества Богородицы, по факту ставший кафедральным собором.

А в здании Воскресенского собора в 1950 году открылся художественный отдел Вологодского краеведческого музея, из которого в 1952 году, как бабочка из куколки, и вылупиласьКартинная галерея, Центральный выставочный зал.Так что просьба ВЕРНУТЬ кафедральный собор   вполне логична.

Относительно того, что   департамент   (управление) по борьбе с культурой    лучше сохранит   памятник истории и культуры федерального значения...

Именно культурные чиновники дали   распоряжение на уничтожение фондов областной библиотеки, находившихся в стене Архиерейского подворья, примыкающей к колокольне Софийского собора летом 1964 года, в результате чего в макулатуру были сданы    тысячи ценных книг   XVI и XVII веков на славянском, латинском, французском, немецком, шведском, греческом, арабском, коптском, португальском, китайском и др. языках.

То есть – при   некультурных попах книги хранились, а при культурных чиновниках их отправили   в макулатуру, как вторичное сырье.

Что интересно – сами галерейщики не столь болезненно воспринимают то, что в здание   кафедрального собора предполагается вернуть кафедральный собор.

Для   фанатов искусства, которые именуются   работниками картинной галереи, ПРИСПОСОБЛЕННОЕ здание храма - не подарок.

Директор, Владимир Воропанов, например,     вполне допускает   размещение выставочного зала в историческом здании гостиницы «Пассаж», которое вологжане больше помнят какПервую поликлинику.

И здесь есть уникальная возможность - создать    не просто выставочный комплекс, а   Художественный музей!

К немаленькому зданию   гостиницы можно пристроить огромное здание. Представьте - над рекой Золотухой, от здания гостиницы до Ленинградского магазина, от Каменного моста до ул. Лермонтова,   на сваях поставлено   современное здание   выставочного     комплекса.   Я прикинул - от девяти до пятнадцати тысяч квадратных метров может быть площадь этой пристройки!

Полтора гектара выставочных площадей! Причем - не приспособленных, а изначально спроектированных и построенных так, как надо,   как должно быть -     выставочные залы   с правильным освещением, с щадящим микроклиматом,    с надежными запасниками.

А в самом здании гостиницы - офисы научных работников,    и – если угодно - восстановить    зал ресторана, в котором Есенин обедал   с Зинаидой Райх и поэтом Ганиным.

Поторопиться – и конференц-зал   можно успеть сделать - в 2016 году в Вологде состоится Всемирный конгресс экслибриса (элемент книжной графики).

И - идеально совпадают все требования, предъявляемые к Художественному музею -    здание находится в самом что ни есть центре города, и, помимо центрального входа – с Ульяновой - у него может быть еще несколько входов - с Каменного моста, с улицы Мира, с Лермонтова.

Есть возможность с улицы Лермонтова сделать въезд для спец-транспорта в   закрытый    ангар, что бы живописные полотна ни на минуту не были подвержены действию  атмосферного воздуха. Заехали, закрыли ворота - и двери машины, доставившей произведение живописи, открываются уже в нужном микроклимате, с рекомендованной влажностью и температурой.

А вот на это богоугодное   дело - строительство здания учреждения культуры   с благой целью возвращения верующим здания храма -   и сами верующие   внесут свою лепту.

Главное   - правильно понять друг друга, нам, живущим в древнем городе Вологде, и думающим, как здесь будут жить наши внуки и правнуки.

И опять же нужно правильно навать  ххдожественный музей.

Лично у меня неважные отношения с директором «картинки» Владимиром Воропановым.

Но – если встанет вопрос,   чьим именем назвать   Художественный ли музей, картинную ли галерею, я бы назвал   - Художественный музей им. В. Воропанова.

Надо отдать должное -    нынешняя Картинная галерея, по сути, дело рук   Воропанова, который бессменно   руководит ВОГК аж с 1981 года! 

При нем провинциальная «картинка»     превратилась, по сути, в Художественный музей.   При нем Шаламовский дом   стал местом постоянной экспозиции русского и западноевропейского искусства XVI-XIX веко, при нем появился и Музей Шаламова в этом здании.
Мемориальная мастерская   Пантелеева, дом Корбакова



– это тоже Воропанов,     администратор с душой художника, с безошибочным чутьем и безукоризненным вкусом.

Множество произведений искусства получило прописку в Вологде именно благодаря ему.   Ему, а не безликой конторе   ОТДАВАЛИ    картины, эстампы и рисунки    художники,  коллекционеры и наследники.   Вот Картинной галерее   Департамента по борьбе с культурой - и не продали бы, а директору   Владимиру Воропанову - отдали.  Вот это и называется – роль личности в истории города Вологды.

В блог автора

    Похожие материалы

    День воинской славы - Семик
    В зеркале детского сада
    Вологдастат бредит
    Взгляд на Вологду с берегов Белого озера
    Почему - вологодское масло. Ликбез для сына
    автор: Павел Шабанов дата: 09.06.2015 + 0 -

    Оставить комментарий: