Конкуренцию подведут под Стандарт
В начале декабря Управление ФАС по Вологодской области провело публичные обсуждения результатов правоприменительной практики по результатам работы за четвертый квартал 2017 года.
В начале встречи руководитель УФАС Наталия Мерзлякова отметила, что публичные слушания являются одним из обязательных мероприятий, проводимых правительством РФ в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. Она напомнила также, что в результате реформы должен измениться принцип деятельности органов контроля и надзора – от фискального к превентивному, риск-ориентированному.
В ходе слушаний был затронут ряд острых вопросов в сфере антимонопольной политики. Так, в своем выступлении председатель правительства области Антон Кольцов заметил, что Стандарт развития конкуренции реализуется уже второй год, однако посетовал, что по скорости его внедрения регион занимает одно из последних мест в стране. Председатель комитета государственного заказа Александр Торопов, ведомство которого занималось разработкой соответствующей «дорожной карты», в своем докладе подробно остановился на Стандарте развития конкуренции как инструменте формирования конкурентной политики в регионе. На 2016-2017 годы запланировано более 40 мероприятий, реализуемых на социально значимых и приоритетных рынках области, таких как розничная торговля, услуги связи, услуги пассажирских перевозок, рынок строительства и производства стройматериалов.
Александр Торопов выразил уверенность, что работа, проводимая в настоящее время комитетом и УФАС позволит выстроить прозрачную систему деятельности органов власти «в части реализации эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров и услуг на территории региона». В свою очередь, Антон Кольцов поставил задачу к концу следующего года вывести регион на место не ниже 50-го в рейтинге внедрения стандарта.
Комментируя работу управления в сфере контроля органов власти, Наталия Мерзлякова отметила, что картелизация экономики является одной из важнейших проблем, стоящих перед ФАС России и ее территориальными управлениями; подобные дела стоят на особом контроле ведомства и имеют приоритетное значение.
Так, в 2017 году Вологодским УФАС помимо прочих нарушений законодательства был выявлен картельный сговор между тремя участниками совместных электронных аукционов на закупку продуктов питания. «Речь идет о согласованных действиях участников торгов, которые в итоге повлекли ограничение конкуренции и в результате негативно повлияли на эффективность централизованных закупок», - отметила Наталия Валерьевна.
Она призвала присутствующих заказчиков и потенциальных участников закупок обращаться в антимонопольный орган при подозрении на признаки подобных нарушений при проведении конкурсных процедур, а органы местного самоуправления – проявлять большую заинтересованность в обеспечении «чистоты» закупочных процедур.
Впрочем, согласно статистике, участники закупок и не думают таить свое недовольство: за истекший период 2017 года в Вологодское УФАС поступило 313 жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок. Каждая третья жалоба имела под собой веские основания – по итогам их рассмотрения выявлено 99 закупок с нарушениями.
На слушаниях было отмечено, что по сравнению с аналогичным периодом 2016 года произошел незначительный рост количества жалоб, пропорционально увеличилось и количество выявленных нарушений. Вместе с тем, уменьшилось количество проведенных внеплановых проверок. Подобная тенденция говорит об относительной стабильности в понимании и правильном применении законодательства о контрактной системе как заказчиками так и участниками закупок, что связано в том числе с развитием законодательного регулирования в данной сфере.
Одна из тенденций этого года – увеличение количества возбужденных административных дел по сравнению с 2016 годом. В настоящее время управлением возбуждено и рассмотрено 92 дела об административных правонарушениях, вынесено 52 постановления о назначении штрафа на сумму более 850 тыс. руб. Наибольшее количество нарушений в сфере закупок за истекший период выявлено при осуществлении закупок на выполнение ремонтно-строительных работ, поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий, продуктов питания, компьютерной техники.
Оставить комментарий: