Лес рубят - зелень в карман
Ни для кого не секрет, что большую часть территории Вологодской области занимает лесной массив. Если оперировать цифрами, то по данным учета на 1 января 2013 года, речь идет о 9887 тысяч гектаров, что составляет 69,4% от всей территории области. Общий же запас основных лесообразующих пород составляет 1632 миллиона кубических метров. Довольно внушительный ресурсный капитал, который приносит реальную прибыль. Например, в 2012 году древесина и изделия из нее экспортировались в 52 страны мира, что в сумме принесло 201 миллион долларов, т.е. 6 миллиардов рублей, что для региона, чей доход в прошлом году составил 42 миллиарда рублей, довольно ощутимо.
Так и работала система заготовки, обработки и реализации древесины, пока в Нижегородской области Областной суд не отменил областной закон "Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений". Случилось это в январе этого года. Решение пытались обжаловать, но Верховный суд оставил все без изменений. Механизм был запущен.
По примеру нижегородцев последовала и Вологодская прокуратура, и 28 августа прокурор вынес протест на закон Вологодской области от 04.05.2009 № 2013-ОЗ «Об установлении исключительных случаев осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области».
Мотивирован такой шаг со стороны прокуратуры вполне логично: закон содержит коррупциогенный фактор. Борьба с коррупцией сегодня очень модное веяние, которое, впрочем, приносит свои плоды. Наша редакция направила в Департамент лесного комплекса вопрос: "Были ли прецеденты злоупотребления законом области?" И получила однозначный ответ:
"Информации о злоупотреблениях законом области при проведении аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных в целях обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд в Департаменте лесного комплекса области не имеется".
И все бы хорошо, но отсутствие информации не означает отсутствие злоупотреблений. А таковые все-таки бывали. Один из таких примеров освещался нашим порталом . Речь идет о Летовальцеве Александре Ивановиче, который занимал должность главы Кичменгско-городецкого района. Его схема, организованная в 2009 году (год принятия закона № 2013-ОЗ), действовала до 2012 года и была предельно проста: Летовальцев выделял предпринимателям участки леса якобы для нужд муниципалитета, а те в свою очередь платили администрации деньги под видом благотворительности. Лишь малая часть этих денег оформлялась – остальная растрачивалась. Таким образом, коммерсанты могли использовать вырубленную древесину по своему усмотрению.
Явное нарушение сразу двух Федеральных законов: «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и «О защите конкуренции».
На каких же основаниях был принят закон, открывающий такой простор для финансовых махинаций с лесным комплексом? В Департаменте лесного комплекса пояснили, что закон был принят для реализации части 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе содержит двусмысленность толкования. Вот так, совсем по законам "прикладной Мэрфологии": "Любой приказ, который может быть неправильно понят, понимается неправильно". Впрочем, возможно, некоторые поняли эту двусмысленность слишком правильно и извлекли собственную выгоду.
Вынесение прокурором Вологодской области протеста на закон № 2013-ОЗ действительно радует. Огорчает лишь то, что произошло это так поздно - через четыре года после принятия закона. Да и то после того, как подобные меры возымели эффект в другой области. Очень своеобразная форма борьбы с коррупцией: по шаблону.
Оставить комментарий: