Задачи разумного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности воплотились в принятом в конце прошлого года Федеральном законе от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Одна из самых обсуждаемых новаций, которая будет реализована в рамках закона, связана с ограничением, а в дальнейшем и вовсе с запретом использования ламп накаливания. Какие еще перемены несет новый закон об энергосбережении? Какие последствия он будет иметь для производственных предприятий, физических лиц, предпринимателей, ресурсоснабжающих организаций и муниципалитетов?
Кому закон писан?
Новый закон затрагивает интересы всех без исключения: отечественных производителей и импортеров энергопотребляющих и электронных товаров, управляющих компаний, и, конечно, конечных потребителей — юридических и физических лиц.
Закон предусматривает государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности путем установления требований к обороту отдельных товаров. В частности, предусматривается введение запретов или ограничение производства на оборот товаров с низкими показателями энергетической эффективности, если есть возможность использования аналогичных товаров с высокой энергоэффективностью.
Производители и импортеры бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров, компьютерных устройств, оргтехники должны контролировать, чтобы все их товары содержали данные о классе их энергетической эффективности. Эта информация будет составлять часть технической документации, прилагаемой к указанным товарам, в их маркировке, на их этикетках и наноситься в сроки, прописанные Законом.
Каждый дом, офис, квартира и дача распахнут двери перед требованиями Закона, который устанавливает достаточно жесткие сроки использования на территории всей России традиционных электрических ламп накаливания мощностью 100 ватт и более, которые могут быть применены в цепях переменного тока в целях освещения: с 1 января будущего года оборот подобных ламп будет запрещен. С того же дня не допускается размещение заказов на поставки электроламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, также применяемых в цепях переменного тока для освещения. А с 1 января 2013 года может быть введен запрет на использование электроламп накаливания мощностью 75 ватт и более, годом позднее порог мощности электрических ламп накаливания, запрещенных к обороту, может быть понижен до 25 ватт. Стоит обратить внимание на формулировку «может быть», используемую Законом в освещении вопроса сроков отмены ламп мощностью от 75 до 25 Вт, и предположить вероятность изменения данных сроков в ту или иную сторону.
Застройщики и собственники зданий, строений, сооружений должны исполнять требования энергетической эффективности, которые начнут действовать с начала следующего года. Эти требования, устанавливаемые Правительством РФ, будут содержать критерии, которым здания и сооружения должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации. Требования энергетической эффективности не распространяются на культовые здания, памятники истории и культуры, временные постройки со сроком службы менее двух лет, объекты индивидуального жилищного строительства, отдельно стоящие здания с площадью менее 50 кв. м.
Кроме этого, собственники зданий, строений, сооружений, введенных в эксплуатацию на день вступления Закона в силу, обязаны к новому году оснастить собственные объекты приборами учета используемой воды, природного газа, тепловой и электрической энергии и ввести установленные приборы в эксплуатацию. Эти же мероприятия, но с отсрочкой до 1 января 2012 года обязаны провести собственники помещений в многоквартирных домах. При этом в соответствии с Законом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными счетчиками воды, тепловой и электрической энергии.
Новые понятия
Закон дает определение энергетического ресурса как носителя энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной деятельности, а также вида энергии (атомной, тепловой, электрической, электромагнитной или другой). Вторичный энергоресурс является отходами производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, назначение которого не связано с производством данного энергоресурса.
Класс энергетической эффективности — это характеристика продукции, которая отражает ее энергоэффективность. Бытовое энергопотребляющее устройство — продукция, которая является потребителем энергетических ресурсов для личных, семейных, домашних и подобных нужд своего владельца. Мощность устройства не должна превышать для электрической энергии 21 кВт, для энергии тепловой — 100 кВт.
Закон устанавливает добровольное и обязательное энергетическое обследование, которое может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обязательным такое обследование является для органов государственной власти и местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, для организаций с участием государства или занимающихся регулируемым видом деятельности. Кроме этого, энергетическое обследование должны проходить предприятия, чья деятельность связана с производством и (или) транспортировкой воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, добычей и переработкой определенных полезных ископаемых, а также организации, чьи совокупные затраты на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, угля, тепловой и электрической энергии превышают 10 млн руб. за календарный год; организации, проводящие энергосберегающие мероприятия за счет бюджетных средств.
На основании результатов энергетического обследования составляется энергетический паспорт, содержащий информацию об оснащенности объекта приборами учета энергоресурсов, об объеме используемых энергоресурсов и его изменении, о показателях энергетической эффективности, о величине потерь энергоресурсов, о потенциале энергосбережения и перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Закон вводит понятие энергосервисного договора (контракта), предметом которого является проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов заказчиком. Данный документ должен содержать условия о величине экономии ресурсов, о сроке действия контракта и иные условия, установленные законодательством РФ. Кроме этого, он может включать в себя дополнительные условия об обязанностях исполнителя, в частности, обязанности по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергоресурсов.
Меры государственной поддержки
Инвестиционная деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может поощряться мерами государственной поддержки стимулирующего характера. Речь идет о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом в ст. 67 Налогового кодекса РФ, инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога при проведении ею научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, направленных на повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Еще одним основанием для получения инвестиционного налогового кредита будет осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе и многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой и электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Кроме этого, дополнения к ст. 259.3 Налогового кодекса РФ предусматривают возможность организаций применять специальный коэффициент к основной норме амортизации, но он должен быть не выше двух. Данная норма действует в отношении к амортизируемым основным средствам, относящимся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем этих объектов, установленным Правительством РФ, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности.
Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности влечет за собой дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность. Так, выпуск производителем, ввоз на территорию страны и реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности и иной обязательной информации грозит административным штрафом должностным лицам и предпринимателям в размере 10-15 тыс. руб., юридическим лицам — в размере до 150 тыс. с конфискацией товаров, явившихся предметом нарушения, или без таковой.
Руководитель Северного управления Ростехнадзора Эдуард Богомолов:
В связи с принятием закона об энергоэффективности в области разрабатывается программа по внедрению энергосберегающих технологий. В соответствии с Положением о Федеральной Службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзор осуществляет контроль за соблюдением предприятиями и организациями требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Данную функцию планируется исполнять в процессе контрольных мероприятий согласно Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В процессе проверок будет уделяться внимание следующим вопросам:
1. Организация внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования.
2. Согласование программ энергосбережения.
3. Проведение регулярного надзора за рациональным и эффективным расходованием энергоресурсов предприятий:
— учет расхода теплоносителя и тепловой энергии;
— контроль и анализ удельных расходов сетевой воды, тепловой и электрической энергии.
— анализ технико-экономических показателей для оценки состояния тепловых сетей и режимов их работы;
— анализ эффективности проводимых организационно-технических мероприятий по энергосбережению;
— ведение установленной статистической отчетности.